На Чкаловской лестнице, которую отреставрировали к 800-летию Нижнего Новгорода, каждый год появляются трещины. Их устраняют, но после зимы дефекты возникают вновь. Исключением не стала и нынешняя весна: в минувшем марте корреспондент GIPERNN.RU заметил сколы на штукатурке и отвалившиеся куски кирпича. Почему так происходит, нам объяснил руководитель одной из реставрационных компаний.

Фото: Ксения Ражева

Наш собеседник пожелал остаться анонимным, поэтому здесь и далее называем его Эдуардом Ивановым. По словам реставратора, любая штукатурка начинает разрушаться под воздействием влаги. В случае с Чкаловской лестницей в течение зимы все ее фасады и частично парапеты завалены снегом, поэтому избежать повреждений не удается.

Продажа производственного здания
Продажа производственных площадей 14 730 кв.м

Снег благополучно тает и, наверное, происходит какая-то деструкция. Штукатурка напитывается влагой, происходят отслоения, — рассказал Эдуард Иванов.

Реставратор сравнил Чкаловскую лестницу с пятиэтажным домом, который завалило сугробом до уровня третьего этажа. После таяния фасад неизбежно будет намокать и разрушаться. От стен лестницы, как и от любого здания, снег должен убираться на расстояние не менее двух метров, отмечает Эдуард Иванов. Однако по факту этого не происходит: снег сбрасывают за парапеты, и он до весны лежит большими кучами.

Представляете, какой это глобальный колоссальный труд — вручную убрать снег со склона. Эта проблема, я думаю, существует с момента постройки Чкаловской лестницы, она постоянно понемногу разрушается, и ее каждые 10 лет нужно ремонтировать. То есть пройдет еще пять лет, и опять придет пора обновлять фасады, — считает Эдуард Иванов.

Фото: Ксения Ражева

При этом реставратор отметил, что проблема с уборкой снега есть не только на склоне, но и у подножия, возле арки лестницы. По наблюдениям нашего собеседника, сугробы вместе с дорожной грязью сваливают прямо у стен достопримечательности. Напомним, что власти ранее называли причиной повреждений перепад температур. При этом трещины на штукатурке, которые появляются в местах технологических швов, не являются грубым дефектом, объясняли в управделами нижегородского правительства. 

Отметим, что мы общались с Эдуардом Ивановым незадолго до проведения турнира по айс-кроссу на Чкаловской лестнице. Строительство трассы для скоростного спуска на коньках на памятнике архитектуры вызвало ожесточенные споры. Реставратор рассказал GIPERNN.RU, что лестница вполне сможет выдержать нагрузку, если она не будет точечной. Однако, по словам специалиста, важно, чтобы на ступени не попадал хладоноситель — его использовали для намораживания ледовой трассы. 

У меня самые большие опасения вызывает хладагент. Неизвестно, какие там реагенты и как эта химия себя поведет с бетоном, — рассказывал Эдуард Иванов.

При этом во время соревнований на одном из участков трассы начал отваливаться лед, айс-маты порвались и из них хлынул хладоноситель. Как прошел турнир и почему не обошлось без инцидентов, читайте в нашем фоторепортаже.

После спортивного события трассу на Чкаловской лестнице разобрали. Затем планировалось провести очередную инспекцию и осмотреть объект культурного наследия. Если на нем появятся новые трещины, устранять их будут организаторы турнира. Редакция GIPERNN.RU обратилась за комментариями к региональным властям.