Новые жилые кварталы, долгострои, исторические здания, точечная застройка — множество архитектурных проектов формируют градостроительный облик, или, говоря языком специалистов, «ткань города». У любой свежей идеи найдутся как противники, так и сторонники, тем не менее Нижний Новгород продолжает развиваться и обретать новые черты. И какой бы уныло типовой или, напротив, необычный объект ни появился на улицах города, внешний вид и внутреннюю планировку здания всегда определяет архитектор.
О том, как менялись подходы к проектированию за последние три десятка лет, почему архитектор должен быть в первую очередь реалистом, а потом уже творцом, и что делать с кондиционерами на фасадах домов, рассказал руководитель НПО «Архстрой» Александр Дехтяр. Он стал первым спикером событийной
Фирменный стиль
НПО «Архстрой» является одним из старейших архитектурных бюро в Нижнем Новгороде. За свою 30-летнюю историю это объединение создало множество проектов, некоторые из которых стали знаковыми для города. Такие здания, как Центр международной торговли, ЖК «Дом на Свободе», ТЦ «Италлюкс» на Большой Покровской, не заметить просто невозможно: они уже превратились в часть городского ландшафта.
Александр Дехтяр основал «Архстрой» вместе со своими коллегами в 1990 году, а до этого работал в институте «Горьковгражданпроект» и преподавал в ГИСИ, который сам окончил. Лауреат и дипломант всероссийских смотров «Зодчество», заместитель председателя Архитектурного совета при региональном Минграде Александр Дехтяр не только сам проектирует здания, но и участвует в принятии решений, быть или не быть в городе очередной новостройке, созданной другими архитекторами. На встрече с профессиональным сообществом главный архитектор Нижегородской области Сергей Попов спросил у своего коллеги, считает ли он необходимым быть приверженцем фирменного стиля.
Думаю, что архитектор должен уметь хорошо работать в разных стилях. Это профессионально. Я лично не воспринимаю архитектуру как инструмент самовыражения.
Говоря о стилях и их смешении, он упомянул о здании нижегородского банка «Гарантия» на Малой Покровской. Одна его часть была построена в 1990-е годы и выполнена в романтическом стиле, на котором сошлись тогда интересы инвестора и архитектора, а вторая часть появилась через несколько лет и резко контрастирует с первой. По мнению Александра Дехтяра, к этому стоит относиться спокойно.
Подтверждается мое ироничное замечание по поводу «лицемерия архитектуры», которая является всего лишь внешним проявлением, «рубашкой». Может, со временем что-то изменится и архитектура останется чистой структурой, где будет иметь значение только содержание, а эстетика перейдет на другой уровень.
Как отметил архитектор, обилие деталей и украшательств на фасадах зданий уходит в прошлое. Объекты становятся все более функциональными, хотя и сейчас можно наблюдать появление в городе вычурных строений. Александр Дехтяр привел в пример здание Нижегородского областного суда.
Многим оно нравится, потому что на нем много всего. А попробуйте определить, в каком стиле это сделано, здесь даже профессионал запутается. То есть «мастеровитость», мастерство, ремесленное высокое качество воспринимаются многими как мерило вложенного труда, добросовестности. А я вижу в этом консервативное отношение к эстетике.
По мнению эксперта, на архитектуру в нашем регионе во многом оказывает влияние главенствующая роль православной церкви, которая, в отличие от «протестантской эстетики», приветствует наличие пышного декора и обилия деталей.
Это растворено вокруг, в культуре, и неважно, религиозен человек или нет. Пристрастие к подобным вещам никуда не девается.
Секреты успеха
Путь от создания архитектурного проекта до его воплощения в жизнь порой бывает непростым. Не все, что задумал автор, удается воплотить в жизнь, и этой темы тоже коснулись участники встречи. Глава министерства градостроительной деятельности и развития агломераций Марина Ракова поинтересовалась, существуют ли между заказчиком и архитектором отношения в рамках авторского надзора.
Александр Дехтяр заявил, что в целом доволен разницей между задуманным и построенным. И особенно в этом смысле отметил проект Центра международной торговли, где было полное единодушие проектировщиков с инвестором, который сам предложил «Архстрою» осуществлять авторский надзор.
Говоря о Центре международной торговли на улице Ковалихинской, который вошел в список 100 лучших бизнес-центров России, а также получал другие престижные премии, Александр Дехтяр назвал его самым успешным проектом компании. Архитектор объяснил, почему в исторической части города вблизи Кремля должно было появиться здание именно таких линий и такого масштаба.
Архитектура Центра международной торговли взаимодействует с окружающей застройкой. Здание апеллирует, в первую очередь, к Сбербанку. Кроме того, сама организация глобальная, отсюда и современный подход. Это здание — некий корабль, который плывет к Кремлю, — вот что это такое.
Александр Дехтяр отметил, что не мог сделать что-то вне окружающей застройки. Ведь рядом, кроме Сбера, находятся и другие довольно крупные объекты: «Нижполиграф», КЗ «Юпитер», девятиэтажные дома на Ковалихинской улице.
Я не сторонник того, чтобы на такие вещи не обращать внимания. Это исторический контекст. И взаимодействовать нужно со всеми уже существующими на территории объектами.
Возвращаясь к теме реализации архитектурных проектов на практике, руководитель «Архстроя» выразил уверенность, что воплотить свои идеи можно только одним способом — быть реалистом.
Когда вы что-то придумали, вы должны понимать, как это реализовать, находясь в тех бюджетных рамках, что есть у инвестора.
Заказчик в процессе строительства может поменять планировочные решения, отделку и даже подрядчика. И несмотря на это, архитектор должен продолжать с ним взаимодействовать.
Это очень трудоемкая, изматывающая работа, но ее нельзя бросать. Нельзя говорить заказчику: «Раз не так, ребята, значит — никак. Что хотите, то и делайте». Моя позиция: даже получая «минус в карму», бросать проект мы не должны.
Александр Дехтяр привел в пример ресторан на Верхневолжской набережной. Когда объект уже был построен, на его крыше вдруг появились вентиляционные агрегаты, которые изначально были запроектированы внутри здания.
Хорошо, что у меня был телефон инвестора, и я смог ему позвонить. Мы предложили свое видение, и нашли общий язык. И теперь, когда я прохожу мимо, каждый раз думаю, как же все-таки правильно было сделано и ущерб минимизирован.
Что касается общей ситуации с застройщиками в Нижнем Новгороде, то, по словам Дехтяра, большинство заказчиков не заключают договор на авторский надзор, а если и заключают, то оплачивается такая работа по минимуму.
Но мы выходим на объект всегда, независимо от того, есть договор, или его нет. Наши решения мы проводим через руководство, а не через мастера на стройке, мы не ссоримся со строителями, а договариваемся.
Городские проблемы
Проблема «визуального мусора» на улицах российских городов не обошла стороной Нижний Новгород. Многих горожан волнует «загрязнение» фасадов домов рекламой, кричащими вывесками, кондиционерами. Участники «Архитектурного четверга» попытались выяснить, существуют ли способы для сохранения внешнего облика зданий, кроме дизайн-кода.
Руководитель «Архстроя» посетовал, что таких приемов в арсенале архитекторов нет. Хотя если говорить о кондиционерах, то сейчас появляются решения, когда эти устройства можно закамуфлировать, и инвесторы чаще задумываются об эстетической стороне вопроса. Александр Дехтяр привел в пример ЖК «Дом на Свободе», где под кондиционеры сделаны корзины из фибробетона.
Это недешевые вещи, и они для облика здания являются важными элементами. Но со стороны архитекторов нет контроля за жизнью фасада после сдачи объекта. Даже на площади Свободы, в доме, где своя управляющая компания, где есть корзины для кондиционеров, где покупатели помещений подписывали документ, что обязуются сохранять облик здания в первоначальном виде, появляются кондиционеры не на тех местах, где они были задуманы.
Еще один раздражающий многих нижегородцев момент — унылый вид старых домов — панельных девятиэтажек и хрущевок. По поводу возможной масштабной реновации фасадов таких зданий Александр Дехтяр высказался пессимистически, так как у Нижнего Новгорода нет предпосылок к появлению финансово-организационной базы для этой работы.
Наше оживление в связи с большим юбилеем какой-то части зданий поможет, поскольку сейчас выделяются средства и внимание к облику города повышенное. Но этот результат будет временным. Я не вижу перспектив, чтобы такая система заработала, пока владельцы квартир сами утепляют фасады или красят их по своему вкусу.
Человек и среда
При всей практичности профессии архитектора, эмоциональный, творческий аспект в этой работе не менее важен. Не зря общая тема
Конечно, архитектура влияет на ощущения людей. Хотя я думаю, что у нижегородцев много забот другого рода, и прямого влияния качество архитектуры на них не оказывает. Думаю, что, например, неустроенность, замусоренность города гораздо больше портит людям настроение.
Кроме того, руководитель «Архстроя» подметил и такую вещь: создавая проект, архитекторы больше ориентируются на свои чувства, чем на чувствах горожан. При этом он выразил надежду, что ощущения авторов совпадают с ощущениями земляков. Но за масштабом и творческими порывами нельзя забывать о гармонии нового здания с окружающей средой, считает Александр Дехтяр.
Потому что где-то уместно оглянуться на академическую эклектику, где-то уместно вспомнить о конструктивизме, а где-то можно сделать совершенно модернистскую вещь. У нас в городе очень разнообразная архитектура, и неважно, в каком стиле вы работаете, это должно быть сделано хорошо. Плохой модернизм ничем не лучше плохой эклектики.
Комментарии