Фото: Мария Носырева

Если вам когда-нибудь доведется бродить по нижегородским переулкам возле площади Минина, обязательно загляните во двор дома № 16 на улице Нестерова. Здесь вы увидите необыкновенную картину, изображенную на деревянной стене: мужчина ловит руками большую рыбу, глаза его закрыты, а руки пытаются нащупать ускользающую заветную цель…

Убавьте шаг и присмотритесь повнимательнее: творчество уличных художников можно разглядеть повсюду — от полуразвалившегося сарая до тротуарной плитки. Замысловатые рисунки, будь то совсем небольшие надписи или красочные работы на целый фасад, приглашают погрузиться в загадочный мир нижегородского стрит-арта.

А недавно все желающие смогли познакомиться с произведениями уличных художников Нижнего Новгорода поближе. На фотопрогулку в рамках фритура по стрит-арту корреспондента GiperNN пригласила экскурсовод и автор проекта «Городские экспедиции» Ира Маслова.

Безгласный протест

Дом князя А. П. Чегодаева, построенный в 1850-е годы на улице Семашко, является объектом культурного наследия регионального значения. Здание стало первым публичным музеем в Нижнем Новгороде, еще до создания музея в Дмитриевской башне. Издалека в глаза бросаются сделанные баллончиком надписи на стене. При близком рассмотрении становится виден тент фальшфасада, с помощью которого городские власти попытались скрыть неприглядный вид строения. Скорее всего, здесь поработал начинающий художник. Он просто взял маркер и сделал лаконичную надпись: «И все равно красивая Россия».

Фото: Мария Носырева

Мы не называем это уличным искусством, но искусство начинается с подобного «мусора», — говорит Ира Маслова. — Сначала человек «тестирует» местность — ставит метку баллончиком на стене. Если не стерли, значит, можно рисовать. Со временем здесь может появиться одна большая работа. Получается своеобразная «экономика захвата пространства».

Полотно оказалось не просто разрисованным, а разрезанным в нескольких местах. Так уличные художники борются с фальшфасадами. Самый настоящий протест! Ира объяснила просто: если город ничего не делает с разрушающимся зданием, то оно становится объектом пристального внимания уличных художников. 

А еще за углом тента нас ждал сюрприз. Вырезанная из линолеума и закрепленная скобами надпись «Моя оборона» — работа Кирилла Кто. Этот московский художник знаменит произведениями, выполненными на основе известных текстов. Данная цитата взята из творчества музыканта Егора Летова. Песня гораздо депрессивнее, чем это изображение с листьями и веточками, однако мотив борьбы в авторском исполнении все же ощущается.

Фото: Мария Носырева

Рассуждения о памяти и самопознании

Дом № 35 по улице Нестерова со всех сторон опоясан «Кружевами памяти». Белые салфетки на фасаде здания изобразил московский художник Стас Добрый, а надпись сделал екатеринбуржец Тимофей Радя. Отрывки для стрит-арта взяты из трудов богослова Августина Блаженного — это цитаты о свойствах памяти.

Фото: Мария Носырева

Там же, на улице Нестерова, мы встретим и пример мурала — наиболее масштабной и показательной работы уличных художников. Кисти Андрея Оленева, одного из самых ярких представителей нижегородской школы стрит-арта, принадлежит тот самый «Рыбак» на стене деревянного дома № 16. Произведение создано совместно с Федором Махлаюком в рамках фестиваля в 2013 году.

Примечательно, что картина написана красками по дереву, а не баллончиком — самая настоящая уличная живопись. Это особенность именно «нижегородской школы».

Искусство существует для того, чтобы выражать невыразимое, — считает Ира Маслова. — Если бы художник хотел что-то сказать, он бы написал, и это было бы уже искусство слова, а не изобразительное искусство. Мне кажется, что все образы Андрея — это люди, которые погружены в себя. Художник хотел подчеркнуть, что этот человек погружен в себя и здесь прохладная атмосфера. Вот и все.

Неподалеку расположилась еще одна работа Андрея Оленева без названия, выполненная на стене уже не деревянного, а отштукатуренного кирпичного дома, но тоже кистями и красками. Узнается стиль художника: человек снова с закрытым лицом, сильно искажена перспектива — руки больше, чем голова.

Фото: Мария Носырева

Уличные «партизаны»

Почти на каждой экскурсии Ире Масловой задают вопрос: согласованы ли работы стрит-арта с местными жителями и собственниками зданий?

Зачастую уличные художники действуют «партизанским» методом, то есть попросту рисуют без разрешения. В качестве объектов для творчества они обычно выбирают ветхие и разрушенные здания где-нибудь в переулках города. Такие, например, как горевший дом № 10 на улице Ковалихинской. После пожара здесь появилась работа «Ведра» Андрея Оленева.

Фото: Мария Носырева

До сих пор не выяснилось, кто повесил лейки и сделал надпись на торце того же дома.

Фото: Мария Носырева

А вот имя Лиды Кузнецовой, наоборот, хорошо известно в творческих кругах нижегородских уличных художников. Так же, как и стиль ее милых работ. «Птичка» — произведение из раннего творчества и любимый персонаж автора. 

Фото: Мария Носырева

Сейчас Лида Кузнецова продолжает пробовать себя в малых формах уличного искусства: делает значки и наклейки. 

Фестивальное искусство

Сегодня стрит-арт в Нижнем Новгороде набирает популярность и вместе с тем получает официальную огласку. Художники все чаще создают свои работы в рамках фестивалей уличного искусства. Как это происходит?

Сначала собирают заявки от жителей. Потом художник может посмотреть на разные здания, что-то выбрать для себя. Далее следует этап согласования. Это тоже творческий процесс, — рассказывает Ира Маслова.

«Скала» Артема Филатова, которую можно обнаружить на улице Нестерова, выполнена на фестивале «Новый город: Древний». В рамках того же фестиваля, посвященного теме исторического наследия, Стас Добрый и Тимофей Радя в 2015 году создали свои «Кружева памяти».

Фото: Мария Носырева

Третий год подряд Нижний Новгород принимает всероссийский фестиваль уличного искусства «Место». Благодаря этому культурному событию в городе появилось около 60 новых арт-объектов.

Стрит-арт на заказ

Уличное искусство в последние годы становится не просто модным, а востребованным. Профессиональных художников специально приглашают, чтобы они украсили своими работами стены домов и коммерческих зданий.

Известный российский каллиграф Покрас Лампас совместно с Андреем Бергером раскрасил стену ресторана «Сыроварня», находящегося в одном здании с концертным залом «Юпитер». Яркая работа сразу привлекла внимание общественности, а сам ресторан стал одним из популярных мест в городе.

Фото: Мария Носырева

Нижегородский стрит-арт художник Lexus украсил портретом Максима Горького здание областной библиотеки имени Ленина на улице Варварской. Работа сделана в августе 2018 года специально к 150-летнему юбилею писателя. «Полотном» для портрета послужила одна из стен книгохранилища.

Я считаю данную работу важной, потому что это хороший пример взаимодействия библиотеки и города, — отметила Ира Маслова.

Увидеть портрет можно со стороны трамвайной остановки «Черный пруд».

Фото: Мария Носырева

Наш экскурсионный маршрут оказался совсем небольшим: от Семашко до Варварской мы прошли около двух километров. Но уличное искусство разных стилей и жанров ожидало нас буквально за каждым поворотом. И таких творческих уголков в Нижнем Новгороде масса: арт-объекты можно найти и в заречной части, и в историческом центре. Иногда просто нужно присмотреться, чтобы открыть для себя совершенно иной облик города — яркий и самобытный.

Ира Маслова предлагает всем желающим лучше узнать родной город, присоединившись к фестивалю фритуров с 20 сентября по 20 октября. В преддверии 800-летия Нижнего Новгорода специалисты разных профессий проведут бесплатные авторские экскурсии и помогут жителям взглянуть на городскую среду с разных сторон. Познакомится с расписанием и записаться на экскурсии можно здесь (12+). 

Продажа здания под лабораторию
Продажа проекта