Выставочный зал открылся в одном из пакгаузов на территории Стрелки. Ажурные металлические конструкции, построенные во второй половине XIX века, были реконструированы к 800-летию Нижнего Новгорода. Первая представленная здесь экспозиция «Точка сборки» (7+) посвящена их насыщенной истории. В течение месяца — с 4 июня по 3 июля — она открыта для бесплатного посещения. Горожан и туристов здесь ждут ежедневно с 12:00 до 21:00, кроме понедельников.
Как из заброшенных складов пакгаузы превратились в центр притяжения людей, журналистам рассказали кураторы выставки Ксения Ануфриева, Марина Игнатушко и министр культуры Нижегородской области Олег Беркович. Выставочный зал 3 июня посетил и корреспондент Гипермаркета недвижимости GIPERNN.RU. Экспозиция включает цифровые копии картин, архивных фотографий и подлинные артефакты. Например, рельсы электрической железной дороги или аудиозапись арии Сусанина в исполнении Федора Шаляпина. Самая большая инсталляция занимает всю стену павильона длиной 40 и высотой восемь метров.
Конструкции пакгаузов были созданы на Петербургском металлическом заводе для XVI Всероссийской промышленной и художественной выставки 1896 года, прошедшей в Нижнем Новгороде. Событие привлекло в город около миллиона людей со всей страны, а Стрелка стала его центром притяжения. Весь XX век пакгаузы использовали в качестве складов. В 1940-х годах здесь насчитывалось шесть павильонов, а после реконструкции порта примерно через двадцать лет их осталось два, рассказала архитектурный критик, общественный деятель, руководитель проектной группы «Открытая Стрелка» Марина Игнатушко.
К началу XXI века про пакгаузы у слияния Оки и Волги вовсе забыли. Еще около семи лет назад Стрелка была закрыта для горожан: ее территория готовилась к строительству стадиона для чемпионата мира по футболу, а старинные конструкции не особо вписывались в дальнейшие планы по ее использованию… Пока сотрудники порта не показали градозащитникам ажурные, засыпанные пылью и стройматериалами сооружения.
По словам Марины Игнатушко, архитектор Денис Плеханов предположил, что «такие презентабельные конструкции» вряд ли созданы просто для складов, а являются фрагментами центрального павильона Всероссийской выставки 1896 года. Гипотезу подтвердили в московском музее Щусева: там специалисты заявили, что подобные образцы промышленной архитектуры могут быть последними в стране. В 2015–2017-х годах архивное подтверждение этому нашел историк Виталий Краснов. В свою очередь, в НГСХА провели исследование, которое доказало, что пакгаузы являются прочными, стойкими и действительно уникальными. Активность горожан достигла результата — конструкциям присвоили статус объектов культурного наследия. Это значило, что они будут сохранены.
Оказалось, это был важный шаг. Потому что во многих проектах эти фрагменты предполагалось снести. Как нам говорили: разобрать, почистить, оставить на заводе. Может быть, на каком-то таком заводе до сих пор лежат и другие детали, ждут восстановления. […] Подобная конструкция была обнаружена на Бору, но оказалась никому не нужна, а жаль, — поделилась Марина Игнатушко.
Противоаварийные работы на пакгаузах начались в 2020 году. Их обработали и покрыли защитной краской — примерно такого же цвета, как в конце XIX века, рассказал глава нижегородского Минкульта Олег Беркович. В одном из зеркальных павильонов решили оборудовать концертный зал, а в другом — выставочный. Реконструкция обошлась более чем 660 млн рублей. Реализовать проект помогли федеральные средства.
Мы подошли к процессу очень аккуратно — павильоны не касаются самих ОКН. Сами по себе залы очень тонко вписаны в объект — была сделана ювелирная работа, — отметил Олег Беркович.
Универсальных выставочные пространства пакгауза занимают 800 квадратных метров. В том числе они станут одной из площадок для экспозиций НГХМ. Когда для зала будут оформлены необходимые документы для получения музейного статуса, здесь получится организовывать любые экспозиции, поделился министр.
Напротив обновленного выставочного пакгауза находится другой — с концертным залом на 426 мест. Его концепция разработана архитектурным бюро «СПИЧ». Здесь уже начались представления с участием деятелей Большого театра и Нижегородского оперного: узнать о запланированных постановках и экспозициях можно
Новый этап активной жизни настал не только для пакгаузов, сияющих друг напротив друга, но и для всей территории благоустроенной Стрелки. Теперь ее рассекает сеть освещенных тропинок, между которыми высажен газон и цветы. Вдоль дорожек расставлены лавочки, рядом — обустроена игровая площадка, работает вагончик с фастфудом и напитками. У набережной — между зеркальными павильонами — возвышаются две реплики Шуховской башни. Сейчас особой популярностью у отдыхающих пользуется деревянный амфитеатр, расположенный на самом слиянии Оки и Волги: с него открывается вид на речные просторы, Нижегородский кремль, мосты и набережную Федоровского.
С наступлением сумерек территория как будто открывается заново: лишние детали опускаются во тьму, а конструкции пакгаузов и башен начинают сиять. Архитектурная подсветка также украшает и расположенные рядом кафедральный собор и памятник Александру Невскому. Фигура князя на коне была установлена здесь в 2021 году. Однако просторы Стрелки вероятнее всего недолго останутся нетронутыми: масштабная стройка должна начаться здесь в 2022 году. На территории решено возвести Ледовый дворец.
Комментарии