Глава компании «Космокурс» Павел Пушкин рассказал о причинах отказа от строительства первого частного космодрома в России на территории Нижегородской области и о том, почему организацию было решено ликвидировать. На своей странице в соцсети Facebook он подробно проанализировал процессы, которые шли в ходе подготовки к строительству космического объекта и созданию специальной ракеты для суборбитальных путешествий.
Как отметил Павел Пушкин, на пути к воплощению масштабных планов в жизнь возникло сразу несколько препятствий. Среди главных причин закрытия «КосмоКурса» он назвал острую нехватку квалифицированных кадров, отсутствие производственных площадок в России для создания деталей ракеты, а также проблемы при согласовании проекта по строительству космодрома и отсутствие необходимого финансирования для его реализации.
Глава «КосмоКурса» рассказал, что его организация по сути стала первопроходцем, ведь идея запустить туристов в космос еще не реализована нигде в мире. Когда компания Blue Origin создала ракету для суборбитальных полетов, российская команда очень удивилась. Но тогда же пришло понимание, что проектировщики находятся на правильном пути, поделился Пушкин.
Тогда это событие всех начало убеждать в правильности нашего подхода. Дальше мы обосновали технический облик, примерные характеристики комплекса, ракеты и аппарата и начали согласовывать ТТЗ с Роскосмосом. Это, конечно, отдельная история, но мы все согласовали, — сообщил он.
Получив к 2018 году лицензии от Роскосмоса и ФСБ, «КосмоКурс» расширил штат с 15 до 30 человек. Но тут начались сложности с изготовлением отдельных частей ракеты. Поскольку нигде в России их произвести не представлялось возможным, было решено развивать собственное производство. В это же время команда выбрала место размещения космодрома — Нижегородскую область.
Тогда нам казалось, что все вопросы мы решим к 2019 году, а двигатель своей разработки испытаем в 2020 году. К сожалению, все было несколько трудней, — отметил глава «КосмоКурса».
В итоге забуксовало как согласование разработок по строительству космодрома, так и производство ракеты, создание и испытания которой требовали колоссальных финансовых затрат. К тому же проект все еще не имел утвержденного бюджета, и каждый раз траты приходилось согласовывать с инвестором.
Только на подготовку производства для классической технологии требовалось не менее 150 млн рублей на предприятиях отрасли. Организация же своего производства стоила не менее 250 млн рублей. Каждый раз финансирование давалось маленькими этапами и обосновывалось, — рассказывает Павел Пушкин.
При этом он подчеркнул, что требовать от инвестора гарантий полного финансирования не имел морального права.
Я и, думаю, каждый член команды благодарны инвестору за каждый рубль, вложенный в проект, и за возможность участвовать в таком проекте, и за полученный опыт. Я много читал советов, что при отсутствии финансирования не надо и браться, но для меня это не решение, а трусость. Я предпочитаю помучиться и попытаться. Но, как оно у нас часто бывает, деньги урезали и вообще перенесли на 2022 год… Это был конец! — написал Пушкин.
При этом он достаточно философски подвел итог работы, которая шла на протяжении шести с половиной лет.
Стартапы создаются и стартапы закрываются, с этим ничего не поделать, такова жизнь. То, что мы так долго пытались и старались, это добрая воля инвестора, которому я очень благодарен. Изначально проект был рассчитан на пару лет, в течение которых мы должны были понять, «взлетит» проект или нет и что для этого потребуется, — написал Павел Пушкин.
Напомним, «Космокурс» собирался построить в Нижегородской области космодром за 2,6 млрд рублей к 2025 году. Полет в космос для туристов продолжительностью около пяти минут должен был стоить порядка 200–250 тысяч долларов.
Комментарии