Документы для приватизации участка

Если реальные границы участка не совпадают с указанными в документах

Отказ в государственной регистрации

Какие документы нужны для упрощенной приватизации земельного участка? Где их получить и какова продолжительность процедуры? Рассказывает директор филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Нижегородской области Дарья Проникова.

Документы для приватизации участка

Чтобы стать участником упрощенной приватизации земли необходимо собрать следующие бумаги:

— заявление в установленном порядке;

— документ, удостоверяющий личность;

— выписку из хозяйственной книги (берется в органах муниципальной власти по месту проживания);

— свидетельство о праве на оформляемое имущество;

— акт о наличии основания получения земли;

— оформленный до 1 марта 2008 года кадастровый паспорт.

Если нет ни акта, ни свидетельства, но человек уверен, что хозяин именно он, положение небезнадежно. Для начала с помощью местной администрации и Кадастровой палаты следует выяснить, на землях какого назначения расположены ваши сотки. Затем нужно обратиться в архив и найти решение местного совета народных депутатов или администрации о выделении участка.

 

Если вы являетесь членом садоводческого, огороднического, дачного товарищества или кооператива, то, согласно поправкам в Земельный кодекс РФ, действующим с 01.03.2015 года, можно бесплатно оформить землю в собственность, подав в орган местного самоуправления небольшой пакет документов. При этом дата вступления в товарищество/кооператив не имеет значения. Воспользоваться упрощенным порядком приватизации участка можно до конца 2020 года.

Для оформления права собственности в этом случае понадобятся:

  • заявление;
  • справка-подтверждение указанных сведений от правления садоводческого товарищества;
  • собственноручно описанные местоположение и параметры участка.

Если вы первый из товарищества, кто обратился за регистрацией своего участка, то орган местного самоуправления вправе запросить у руководства товарищества учредительные и правоустанавливающие документы на землю. Но, несмотря на это, максимальный срок, в течение которого рассматриваются документы, не должен превышать 14 дней. Затем документы подаются на госрегистрацию в территориальные органы Росреестра и уплачивается госпошлина в размере 2000 рублей.

Многие до сих пор не определились, стоит ли сейчас заниматься переоформлением земли. С одной стороны, владелец участка вовсе не обязан получать новое свидетельство. С другой стороны, если необходимо будет совершить сделку по отчуждению земельного участка, а сведения о нем не содержатся в ЕГРП, могут возникнуть проблемы.

 

Если реальные границы участка не совпадают с указанными в документах

В случае если реальные границы участка и его площадь не совпадают с теми, что значатся в правоустанавливающих документах, Закон о дачной амнистии «разрешает» оформить не учтенные ранее метры в собственность. Эта привилегия действует, если:

  • при межевании земельного участка не были нарушены права смежных землепользователей;
  • уточненная площадь участка не превышает минимального размера, установленного нормативными правовыми актами субъектов РФ или органов местного самоуправления.

Чтобы убедиться, что все в порядке — участок учтен, а расхождения данных в пределах нормы — можно запросить кадастровый паспорт в филиале ФГБУ «Федеральной кадастровой палаты Росреестра» по месту нахождения участка.

Кадастровый паспорт участка, по идее, должен содержаться в Государственном кадастре недвижимости (ГКН). Если данные в правоустанавливающем документе и кадастровом паспорте не совпадают, в регистрации права отказать не должны. В этом случае приоритет будет отдаваться сведениям из кадастрового паспорта, которые указываются в свидетельстве о собственности на землю.
Исключение составляют случаи, когда расхождение составляет более 10%. Тогда собственнику придется обратиться к кадастровым инженерам, потратить деньги, провести межевание, поставить землю на кадастровый учет, и лишь затем можно будет зарегистрировать право собственности в Росреестре.

Отказ в государственной регистрации

Статья 20 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»

В государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если:

— право на объект недвижимого имущества, о государственной регистрации которого просит заявитель, не является правом, подлежащим государственной регистрации прав в соответствии с настоящим Федеральным законом;

— с заявлением о государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо;

— документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства;

— акт государственного органа или акт органа местного самоуправления о предоставлении прав на недвижимое имущество признан недействительным с момента его издания в соответствии с законодательством, действовавшим в месте его издания на момент издания;

— лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества;

— лицо, которое имеет права, ограниченные определенными условиями, составило документ без указания этих условий;

— правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества;

— правообладатель не представил заявление и иные необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя;

— не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя;

— имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами;

— осуществление государственной регистрации права собственности не допускается в соответствии с пунктом 1.2 настоящей статьи, пунктом 5 статьи 25.2, пунктом 2 статьи 25.3 настоящего Федерального закона;

— ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для государственной регистрации прав, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе;

— в государственном кадастре недвижимости в отношении земельного участка, на государственную регистрацию прав на который представлены документы, отсутствуют сведения о координатах характерных точек границ такого земельного участка или одна из границ такого земельного участка пересекает одну из границ другого земельного участка в соответствии с внесенными в государственный кадастр недвижимости сведениями о последнем, за исключением случаев, установленных в пункте 1 статьи 19 настоящего Федерального закона.

Отказ в государственной регистрации прав либо уклонение соответствующего органа от государственной регистрации могут быть обжалованы заинтересованным лицом или судебным приставом-исполнителем в суд, арбитражный суд.

 

Читайте также:

Дачная амнистия: как оформить дом в собственность

Продажа производственно-складских баз
Продажа здания на Стрелке 990 кв. м