Кризисные явления в экономике заставили девелоперов пересмотреть приоритеты: компании все чаще отказываются от строительства ТЦ в пользу офисов или жилья. Согласно информации Knight Frank, в России больше не растет показатель обеспеченности торговыми площадями. Проанализировав данные по городам-миллионникам, эксперты не увидели в них каких-либо изменений с прошлого года. Незначительные колебания были зафиксированы лишь в Москве, Красноярске, Казани, Ростове-на-Дону и Воронеже.
По словам главы отдела департамента торговой недвижимости Knight Frank Евгении Хакбердиевой, активный рост рынка наблюдался вплоть до 2014 года. Но уже в самом начале кризиса, последствия которого предприниматели ощущают до сих пор, деятельность на стройках ТЦ стала куда менее бурной. Некоторые объекты и вовсе были заморожены. Те же девелоперы, которые вели предпроектную деятельность в тот период, нередко отказывались от воплощения задумок в жизнь, переключившись на другую недвижимость. Аналитики отметили также, что сдерживающим фактором для развития рынка, например, в Москве выступает нехватка свободных участков под строительство.
Ранее анонсированные проекты, которые все-таки реализуются в настоящее время, терпят довольно существенные изменения. Одни девелоперы пересматривают концепцию объектов, другие – сокращают их площади и корректируют сроки сдачи в строй.
В это же время свои приоритеты меняют и потребители. Как показывает статистика, люди все реже пользуются гипермаркетами, отдавая предпочтение магазинам у дома. Что же касается одежды, то и здесь за последние несколько лет ситуация заметно изменилась. Покупатели стараются экономить не только на распродажах, но и вовсе отказываются от посещения ТЦ в пользу шопинга в онлайн-магазинах.
В Knight Frank предполагают, что в ближайшее время ритейлерам придется делать ставку на города, которые прежде не могли похвастаться серьезными объемами торговой недвижимости. Так, их может заинтересовать Якутск или Ханты-Мансийск, а также прочие населенные пункты, жители которых еще не избалованы качественными торговыми центрами.
Комментарии