По оценкам риэлторов, с их продажи сеть может выручить до $20 млн, которые можно реинвестировать в открытие новых универсамов (план — 50 магазинов в этом году). Недвижимость стала основным инструментом привлечения средств для "Копейки": в июне 2008 года 19 помещений сеть продала фонду "Уралсиб-Аренда", другие — в конце года заложила в Сбербанке по кредитам.

"Копейка" продает 49 нежилых помещений, расположенных в Москве, Подмосковье, Нижнем Новгороде и области. Информация об этом опубликована на сайте компании в разделе "Копейка-недвижимость". Виталий Ключников, который указан в качестве контактного лица на сайте, пояснил, что продаются непрофильные недвижимые активы "Копейки": соседствующие с магазинами помещения, сдаваемые в аренду аптекам, салонам сотовой связи, складская недвижимость, подвальные помещения и др. Часть "лишней" недвижимости простаивает без арендаторов, объясняет господин Ключников: "Другие помещения приносят небольшой арендный доход, но мы не девелоперы, а ритейлеры".

Общую площадь выставленных на продажу объектов он не уточняет, ссылаясь на то, что "не считал". Собственниками помещений является сама "Копейка", а также ее франчайзи ООО "Копейка Поволжье" (компании юридически не связаны, но имеют общего акционера — главу ФК "Уралсиб" Николая Цветкова ). Главный исполнительный директор "Копейки" Максим Гольдберг от комментариев отказался.

На сайте поволжской "Копейки" указано, что площадь продаваемых помещений варьируется от 30 кв. м до чуть более 10 тыс. кв. м (самый крупный объект — складское помещение 10,351 тыс. кв. м на улице Ошарской в Нижнем Новгороде). В большинстве случаев эти объекты покупались вместе с универсамами — их владельцы соглашались продать объекты только с соседними помещениями, вспоминает бывший сотрудник "Копейки".

Директор департамента торговой недвижимости Penny Lane Realty Алексей Могила говорит, что подвальные помещения в Москве и Нижнем Новгороде могут оцениваться при продаже в $800–1000 за 1 кв. м, складские помещения — $600–800 за 1 кв. м. Если учитывать, что средняя площадь "подвалов" варьируется от 100 кв. м до 300 кв. м, то совокупно "Копейка" может выручить $5–20 млн. Непрофильная недвижимость вряд ли заинтересует одного игрока, говорит Виталий Ключников: "Ее продаем неспешно и по частям". О продаже примерно пяти помещений сеть уже договорилась, отметил он.

"Копейка" часто использует недвижимость для привлечения дополнительного финансирования: в прошлом году сеть продала 19 помещений универсамов (примерно 20 тыс. кв. м) паевому фонду "Уралсиб-Аренда" за 1,5 млрд руб. по схеме sale-lease-back (с правом обратного выкупа). А в декабре большая часть помещений ритейлера (всего около 200 тыс. кв. м) была заложена Сбербанку по кредиту в 4 млрд руб.

В 2008 году "Копейка" показала неплохие результаты, отмечает директор Prosperity Capital Management Алексей Кривошапко: долговая нагрузка была существенно снижена (финансовый долг/EBITDA — 2,9 в 2008 году против 7,9 в 2007-м), рентабельность по EBITDA составила 4,8%. Кроме того, сеть перестала быть убыточной: в 2008 году чистая прибыль равнялась 1,67 млрд руб. против убытка в 120 млн руб. в 2007 году. "Сейчас сеть не тяготит высокий долг, а вырученные с продажи недвижимости деньги можно реинвестировать в открытие новых магазинов", — рассуждает господин Кривошапко. Всего в этом году "Копейка" планирует открыть 50 новых универсамов, инвестпрограмма на этот год — 1 млрд руб., преимущественно за счет собственных средств.

Гендиректор Х5 Retail Group ("Пятерочка", "Перекресток", "Карусель" и др.) Лев Хасис говорит, что Х5 также владеет пулом непрофильной недвижимости, но вся она сдается в аренду (такие помещения достигают нескольких тысяч квадратных метров каждое). Х5 не собирается ее продавать — сеть предпочитает получать стабильный арендный доход, говорит господин Хасис: "Их продажа чревата тем, что основные помещения под магазины потеряют в цене, что невыгодно, если сеть решит продать их, например, по схеме sale-lease-back". Алексей Могила отмечает, что "непрофильные помещения ритейлеров обычно низкого качества: стоят недорого и продаются с трудом".

ОАО "Торговый Дом „Копейка" на 100% принадлежит владельцу ФК "Уралсиб" Николаю Цветкову. Выручка в 2008 году — 51,6 млрд руб. , валовая прибыль — 11,2 млрд руб. Управляет 525-ю универсамами в России.

Производственные площади
Продажа инвестиционного проекта