В настоящее время к числу основных мер социальной поддержки, направленных на оказание помощи гражданам при оплате ими жилого помещения и коммунальных услуг, относятся:

- меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, предусмотренные федеральным и областным законодательством для отдельных категорий граждан;

- субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, предоставляемые малообеспеченным гражданам в соответствии с нормами Жилищного кодекса РФ и постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 № 761.

Меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг предоставляются, как в виде скидок с оплаты, так и в виде денежных компенсаций, в объеме, предусмотренном законодательством для различных льготных категорий граждан.

При этом законодательством Нижегородской области установлены дополнительные меры социальной поддержки по оплате ЖКУ для некоторых федеральных категорий граждан, а именно для инвалидов ВОВ и приравненных к ним лиц, которым статус был установлен после 01.01.2005 г., а также членов их семей, проживающих совместно с ними.

В 2007 году, так называемые «натуральные» льготы на оплату ЖКУ, были предоставлены 748,9 тысячам граждан, средний размер льготы составил  341,2 рублей в месяц (региональные льготники – 299,3 тыс. человек, федеральные льготники – 449,6 тыс. человек).

Кроме этого, с января 2008 года педагогические работники учреждений образования, работающие и проживающие в сельской местности и рабочих поселках, получили право на меры социальной поддержки в виде освобождения их от платы за жилое помещение, отопление и освещение (Закон Нижегородской области от 30 ноября 2007 года № 165-З). Их количество составляет 13 тыс. человек.

Работникам бюджетной сферы из числа специалистов учреждений здравоохранения, культуры, ветеринарии, социального обслуживания, проживающим и работающим в сельской местности и рабочих поселках Нижегородской области, а также членам их семей,  предоставляются меры социальной поддержки путем возмещения их расходов по оплате жилья, отопления и освещения с учетом социальной нормы площади жилья и нормативов потребления отопления и освещения (Закон Нижегородской области от 29 ноября 2004 года № 134-З). Право на данные меры социальной поддержки сохраняется за пенсионерами из числа указанных специалистов, а также специалистов  учреждений образования, при наличии стажа работы не менее 10 лет.  Количество получателей мер социальной поддержки по указанному Закону составляет 16,5 тыс. человек, средний размер выплаты в 2007 году составил 692 рублей – семье работающего специалиста и 387 рублей – пенсионеру.

В целях обеспечения доступности в предоставлении мер социальной поддержки по оплате твердого топлива с 3 квартала 2007 года было установлено право отдельных категорий региональных льготников, проживающих в домах с печным отоплением, на ежеквартальную денежную компенсацию на твердое топливо взамен предоставляемых ранее мер социальной поддержки по оплате топлива в виде скидок с оплаты топлива:

- бывшие совершеннолетние узники концлагерей, тюрем, гетто (с лагерным режимом);

- участники ликвидации последствий аварии на производственном объединении «Завод «Красное Сормово»;

- жертвы политических репрессий и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий;

- ветераны труда и приравненные к ним лица.

Ежеквартальная денежная компенсация выплачивается каждому гражданину из числа указанных лиц на основании справки уполномоченной организации о наличии печного отопления независимо от предоставления другим членам семьи, проживающим совместно, мер социальной поддержки по оплате топлива по иным основаниям. С 2008 года размер ежеквартальной денежной компенсации составляет 415 руб. За 3 и 4 кварталы 2007 года компенсация была предоставлена 15,5 тыс. человек.

Мерой социальной поддержки малоимущих семей являются субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, которые  предоставляются органами социальной защиты населения.

Федеральным законодательством предусмотрено, что субсидии предоставляются на социальную норму площади жилья исходя из региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг и  максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. В Нижегородской области стандарт максимально допустимой доли расходов на оплату ЖКУ в совокупном доходе семьи установлен в размере 18 процентов (федеральный стандарт - 22 процента).

Кроме того, Правительством Нижегородской области установлены дополнительные меры социальной поддержки населения при расчете размеров  субсидий:

- при среднедушевом доходе семьи ниже величины прожиточного минимума в расчете на душу населения (3865 руб.) указанный стандарт нормативной площади при расчете субсидии увеличивается до фактически занимаемой площади, но не более чем на 9 кв. м – для одиноко проживающего гражданина, на 12 кв. м – для семьи из двух и более человек;

- при среднедушевом доходе семьи ниже 1,5 величин прожиточных минимумов в расчете на душу населения (7730 руб.) стандарт нормативной площади увеличивается до фактически занимаемой площади, при этом применяется значение федерального стандарта максимально допустимой доли расходов на оплату ЖКУ (22 процента).

Расчет субсидий осуществляется по двум вышеназванным вариантам и выбирается наиболее выгодный._При этом, рассчитанный размер субсидии не может превышать фактических расходов семьи на оплату ЖКУ.

В 2007 году субсидии на оплату жилого  помещения и коммунальных услуг были назначены 124 тысячам семей, проживающим на территории Нижегородской области. В среднем ежемесячный размер субсидии составил 750 руб. на одну семью.

В январе 2008 года размеры субсидий были пересчитаны в связи с  установлением стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг на 2008 год (постановление Правительства Нижегородской области от 16.01.2008 года № 9). После перерасчета средний размер субсидии, по сравнению с декабрем 2007 года, увеличился на ­21­% и составил 905 руб. на семью.

 Дополнительная информация по тел.: 439-08-95, Светлана Башмакова

 

Источник: www.government.nnov.ru