В Нижнем Новгороде применяется новый подход к работе с памятниками архитектуры: инвесторам важно не только сохранить исторические здания, но и вовлечь их в активную городскую жизнь. Дом Башкирова на улице Большой Печерской — купеческий особняк, который совсем недавно открылся для публики в качестве культурного пространства. Например, в апреле в его стенах прошла пасхальная ярмарка. По горячим следам корреспондент GIPERNN.RU отправился на экскурсию в краснокирпичный дом и выяснил, как он «выходит в люди».
Переживший революцию и пожар
Дом № 56 по улице Большой Печерской появился на карте Нижнего Новгорода в начале XX века. Двухэтажное здание с двумя парадными строилось для купца Матвея Башкирова — младшего из сыновей владельца поволжской мукомольной империи. После революции дом национализировали, в нем долгое время размещались конторы одного из госучреждений.
С приходом нового столетия усадьбу Башкирова и соседний Дом Чардымова продали с торгов. Оба памятника архитектуры несколько раз меняли собственников. В 2022 году их сохранность оказалась под вопросом — для строительства метро под снос пошла застройка в районе площади Сенной. Однако власти объяснили: объекты культурного наследия трогать не будут.
Той же весной Дом Чардымова пострадал от сильного пожара вместе с постройкой, оставшейся от усадьбы Самгина. Кирпичному особняку Башкирова повезло намного больше: огонь его не задел. Годом ранее фасад и крышу здания отреставрировали, очистив от слоя краски. На арке, которую некогда уродовал кусок синего профнастила, появились деревянные ворота с портретом Матвея Башкирова. Так началась новая жизнь старинного дома.
Доходнее, чем ресторан
Идея культурного пространства в бывшем особняке родилась в коллаборации предпринимателей. Как рассказал один из партнеров Алексей Свиридов, владелец Дома Башкирова изначально планировал открыть здесь выставочную площадку. Однако Алексей предложил расширить функционал здания и сдавать площади в аренду для проведения самых разнообразных мероприятий. Работая в ресторанном бизнесе больше 20 лет, он понимал, что содержать просто галерею или кафе более рискованно. Это, в частности, доказал период COVID-ограничений.
Здесь не моноформат ресторана, а площадка, где могут проходить лекции, театральные постановки, ярмарки, экскурсии, свадьбы. При этом помещение максимально загружено работой, оно приносит доход. На исторические дома нужно выделять большие бюджеты, а если здание не окупается, рано или поздно собственник будет вынужден его продать, — отметил Алексей Свиридов.
Нижегородец выступает управляющим площадки, а также ее арендатором и инвестором в организации мероприятий. Он отвечает за концептуальное наполнение дома, а ремонт и подготовку помещений финансирует собственник. По словам Алексея, партнеры обживают пространство постепенно, учитывая нагрузки и площади самого здания.
Работать с Домом Башкирова оказалось легче, чем со многими другими объектами культурного наследия, так как предметом охраны являются только кровля и фасад. Новое пространство получило название «ДОМ 56 • В Людях». По словам Алексея, оно одновременно отсылает и к символике проекта, и к автобиографической трилогии Максима Горького.
Кофейня в арке для карет
Попасть в Дом Башкирова можно через арку с правой стороны по улице Большой Печерской. Второй подъезд сейчас используется как технический. За двойными дверями просторная входная зона — в отличие от остального дома она не отапливается. По словам Алексея Свиридова, помещение в 55 «квадратов» рассчитано на теплое время года. С середины мая здесь начнет работать кофейня, а осенью она переедет на второй этаж. Как рассказал бизнесмен, партнеры рассматривают вариант сдачи помещения в аренду.
Оформление кофейни отсылает к советской эпохе. Так, в конструкциях столешницы и скамейки использованы доски, из которых собирали перегородки бывших контор в Доме Башкирова. Еще один привет из СССР — стеклоблоки. Ими выложены стены арки, которая когда-то была сквозной и предназначалась для «парковки» карет, а также основание стола. При этом команда решила сохранить атмосферу купеческого особняка рубежа XIX-XX веков.
Сейчас занимаемся декорированием этого помещения. У нас есть прообраз гаража, и мы собираем в качестве экспонатов предметы нижегородского быта. Весы сохранились еще с царских времен, есть сундук, колеса от телеги, старые книги — они, к сожалению, уже развалились, — объяснил Алексей.
Когда дом высохнет после зимы, реставраторы приступят к восстановлению входной группы. Внутренние двери арки переехали со второго этажа здания: когда-то они разделяли комнаты особняка. Как отметил предприниматель, старые петли были утрачены, а найти им замену практически невозможно.
Одно полотно весит 80 килограммов. Современные петли просто непригодны для использования таких дверей. Пришлось сделать их входными: под навесом с ними ничего не случится, — добавил нижегородец.
В ближайшее время створки предстоит очистить, но реставраторы сохранят нынешнюю фактуру с растрескавшейся краской. Что касается других помещений первого этажа, сейчас они закрыты на ремонт. Зато посетители Дома Башкирова могут подняться по исторической лестнице на второй уровень.
Малый зал и порталы в СССР
В комнатах на верхнем этаже Дома Башкирова разместились два зала для мероприятий — большой и малый. Первый рассчитан на 100 человек, второй — на 20–30. Каждый можно сдавать в аренду.
Малый зал площадью 55 квадратных метров в советские годы поделили на пять помещений. Их обособили упомянутыми выше перегородками и сделали отдельные входы. Каждая контора отапливалась отдельной печью. Восстанавливая облик здания, реставраторы разобрали печи и заложили проемы в стене оставшимися кирпичами.
Кроме того, специалисты вырубили два дополнительных окна, чтобы впустить в помещение свет. Старые деревянные окна заменили на новые, звукопоглощающие. По словам Алексея Свиридова, большая часть деревянных исторических элементов сгнила. В частности, реставраторам пришлось устроить новые полы, однако несущие конструкции и балки сохранились.
В помещении уже появилась мебель, а на ярких стеллажах разместились первые «экспонаты» — творческие альбомы с фотографиями и коллажами из советской эпохи. Стену украсила лоцманская карта Волги: в нее входят еще несколько листов, и дизайнерам предстоит обдумать, как вписать их в интерьер.
Большой зал и спасение от влаги
Если первое помещение развернуто в сторону будущей станции метро, то окна второго выходят на Большую Печерскую. Во всех комнатах реставраторы провели пескоструйную обработку стен. Как отметил наш собеседник, долгое время дом оставался без отопления, поэтому кирпичи начали набирать влагу и разрушаться. После очистки их предстоит пропитать специальным материалом.
Одна из стен зала площадью 130 «квадратов» когда-то соприкасалась с Домом Чардымова и была теплой. Однако соседний ОКН сгорел, что также сказалось на состоянии кирпича.
Мы ждем, когда вся влага выйдет, чтобы его зачистить и тоже пропитать, — рассказал Алексей Свиридов.
Также реставраторам пришлось почистить потолок в большом зале: когда-то здесь было печное отопление, однако камины не содержались должным образом, и перекрытия пропитались нагаром. Часть из них прогнила из-за протекающей крыши: поврежденные элементы заменили.
На втором этаже была теплоизоляция из глины. Специалисты разобрали насыпь и подняли балки, открыв дополнительное пространство под потолком. Теперь здесь можно поместить техническое оборудование, спрятать проводку или кондиционер.
Большой зал уже подготовили для проведения крупных мероприятий. Здесь продумана интерьерная подсветка с разными сценариями освещения. Дизайнеры использовали прозрачные зонтики в качестве светильников и встроили лампочки в оконные проемы. На стеллажах можно увидеть книги. На полках встречаются кирпичи с клеймом завода нижегородского предпринимателя Ивана Костина: ими были выложены основания печей начала XX века.
Для банкетов и дегустаций
Кроме двух залов, на втором этаже находится небольшое лофт-помещение с баром и зоной коворкинга. Здесь можно проводить дегустации и фуршеты или разместить кофейню. Сейчас в баре представлена продукция местных производителей кофе и напитков из яблочного сока.
По соседству расположилась кухня, которая используется как техническое служебное помещение. Однако, по словам Алексея Свиридова, в дальнейшем здесь можно провести необходимые коммуникации и смонтировать вытяжку.
Эта комната была самой темной, поэтому мы также выбивали окно. Здесь может быть полноценная кухня для организации банкета, — рассказал Алексей.
Лестницы и чердаки
Рядом находится лестница второго подъезда, ведущая на первый этаж. Она также сохранилась со времен постройки Дома Башкирова: конструкция закреплена на рельсах 1876 года.
В те годы не было большого количества стройматериалов, поэтому в качестве опоры использовались рельсы. Возможно, лестницу производила мануфактура, которая участвовала в создании первой имперской железной дороги. Я не исключаю этого, потому что семейство Башкировых тогда гремело по всей России, — пояснил наш собеседник.
Сам вход сейчас не используется, однако в подъезде на первом этаже оборудованы туалеты для посетителей. Раньше в техническом помещении была еще одна деревянная лестница, которая вела на чердак. Но конструкция не сохранилась, и реставраторы соорудили новый проход в большом зале. Под ним разместился еще один туалет.
Чердак используется как техническое помещение для хранения. Поскольку мы сдаем большой зал в аренду, часть мебели и музыкального оборудования может убираться наверх, — рассказал Алексей.
На уровне чердака можно увидеть отверстия в крыше, которые используются в качестве «второго света» этажом ниже. Это позволяет визуально увеличить пространство.
Будущее старинного особняка
В ближайшее время в Доме Башкирова продолжится ремонт первого этажа. На втором — работы практически завершены: остается очистить и обработать поверхности. Параллельно команда предпринимателей продолжит декорировать помещения и наполнять их новыми смыслами. При этом авторы проекта сохранят фактуру исторического красного кирпича.
У Алексея Свиридова большие надежды на металлическую перегородку между залами: ей заменили ту самую дверь, которая переехала в арку. В нишах могут разместиться работы нижегородских художников. Однако, по словам бизнесмена, задумку отложили на осень.
Можно обновлять экспозицию каждый год и в конце года проводить аукцион. Это позволит художникам выставляться на массовый поток. В месяц здесь будут проходить 3–5 тысяч человек, — рассказал наш собеседник.
В помещениях появятся цветы, шторы, новая мебель, украшения для тематических мероприятий, дизайнерская подсветка и современное оборудование. К оформлению комнат приложил руку и владелец здания: именно он создал фигурки ангелов над оконными проемами. Снаружи предстоят фасадные и кровельные работы. В ближайшее время команда проекта планирует оживить внешний облик здания с помощью растений и украсить арку.
Уже сейчас в Доме Башкирова проводятся экскурсии, дегустации и ярмарки. В перспективе культурное пространство сможет принимать театральные постановки, стендапы, инструментальные и хоровые выступления, выставки, фестивали ремесел.
Мы хотим совместить форматы театрализованной постановки и дегустационного сета. Например, в виде званого ужина у купца. Мы предложили эту идею режиссерам нижегородского драмтеатра, — рассказал Алексей.
Пока для массового посещения в Доме Башкирова доступна только кофейня в арке. Залы готовятся сдавать в почасовую аренду по графику, а на открытые мероприятия будут пускать по регистрации. По словам Алексея Свиридова, лофт на втором этаже может использоваться как коворкинг, здесь будет играть фоновая музыка.
Дом Башкирова окружен самыми разными точками притяжения — канатная дорога, мечеть, колесо обозрения, Верхневолжская набережная… В будущем в районе площади Сенной появятся станция метро, перехватывающие парковки, новая жилая застройка и правительственный квартал. Открыв свои двери для гостей, исторический особняк включился в современный контекст и стал частью живой ткани бурно развивающегося города.
Комментарии