Арбитражный суд Нижегородской области удовлетворил иск проектного института «Волгаавтодорпроект» почти на 95 млн рублей. Ответчик — Главное управление автомобильных дорог Нижегородской области — обязан выплатить эту сумму компании за проектирование автомобильного обхода Балахны и одностороннее расторжение государственного контракта. Постановление суда опубликовано в картотеке арбитражных дел 3 июня.

Установлено, что в прошлом году ГУАД заключил контракт с «Волгаавтодорпроектом» по корректировке проектной документации для строительства трассы Шопша — Иваново — Нижний Новгород на участке обхода Балахны и Заволжья. Откорректированную документацию ГУАД направил на государственную экспертизу, которая выдала отрицательное заключение. После этого проектная компания исправила замечания и отправила исправленную версию в ГУАД для проведения повторной экспертизы.

Однако из-за некоторых замечаний к исправленной документации заказчик отказался отправлять выполненные проектные работы на повторную госэкспертизу и оплачивать их. Он в одностороннем порядке разорвал контракт, заявив, что подрядчик сорвал сроки, а его работа не соответствует установленным требованиям качества. Зимой «Волгаавтодорпроект» обжаловало расторжение контракта, но нижегородский Арбитражный суд посчитал его правомерным.

Тогда «Волгаавтодорпроект» обратился в суд с требованием к ГУАД оплатить выполненные проектные работы. В документах суда сказано, что заказчик мог отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков, если подрядчик своевременно не приступает к исполнению договора или выполняет работу настолько медленно, что закончить ее в срок невозможно. Доводы ответчика о срыве сроков, некачественной работе и отрицательном заключении госэкспертизы были судом рассмотрены и отклонены.

Суд пришел к выводу, что Главное управление автомобильных дорог Нижегородской области не только не оказало содействие, но и фактически лишило подрядчика возможности исправить недостатки проектно-сметной документации, обнаруженные специалистами государственной экспертизы. Кроме того, своими собственными действиями (бездействием), заказчик не способствовал получению положительного заключения госэкспертизы, — постановил суд.

Также суд решил, что суть изложенных региональным ГУАД замечаний сводится к тому, что результат выполненных работ представлен не в табличной форме, не с той нумерацией, содержит описки и некоторые другие несущественные замечания. Однако эти недочеты не препятствуют использованию результата работ по назначению и не влияют на их качество в целом.

Кроме того, истец оперативно устранил недочеты в указанные сроки. Чтобы подтвердить качество выполненных работ, он направил документацию в «Центр Экспертиз». Специалисты центра установили, что проектно-сметная документация «Волгаавтодорпроекта» соответствует требованиям госконтракта. И хотя она может быть проверена только государственным экспертным учреждением, суд принял заключение экспертов как доказательство качества проделанной подрядчиком работы. Причиной стал неправомерный отказ ГУАД от направления исправленной проектно-сметной документации на повторную госэкспертизу.

Суд пришел к выводу, что претензии ГУАД к качеству документации необоснованны, а также что подрядчик предпринял все зависящие от него меры, чтобы устранить указанные госэкспертизой недостатки. По мнению суда, заказчик злоупотребил правом и расторжение контракта с его стороны было преждевременным и формальным.

Также Арбитражный суд Нижегородской области признал незаконным включение «Волгаавтодорпроекта» в реестр недобросовестных поставщиков, что было сделано на основании заявления ГУАД. Так, суд обязал ГУАД оплатить долг в 94 млн 364 тыс. рублей за выполненную подрядчиком проектно-сметную документацию, а также 197 тыс. 930 рублей по государственной пошлине. Решение суда вступает в силу по истечении одного месяца со дня принятия, если не будет подана апелляция.

Добавим, что тем временем Главное управление автомобильных дорог Нижегородской области уже заключило другой государственный контракт на те же работы с акционерным обществом «Институт Гипростроймост — Санкт-Петербург» на сумму более 101 млн рублей. Строительство трассы в обход Балахны планируется начать в 2021 году.

Напомним, реализация других крупных инфрасруктурных объектов продолжается в Нижегородской области.

База отдыха на Горьковском море