Фото: BarbeeAnne/pixabay.com

Строительство участка скоростной трассы М-12 в Пильнинском районе Нижегородской области изменит уникальный природный ландшафт местности и тем самым разрушит Барятинское скопление серых журавлей, проживающих здесь. В этом уверены экологи и представители Минэкологии региона: в ведомстве предложили переработать часть проекта магистрали с учетом обхода места обитания около 2 тысяч краснокнижных птиц. Об этом говорится на странице экоцентра «Дронт» в соцсети «ВКонтакте».

Согласно имеющейся документации магистраль М-12 Москва — Нижний Новгород — Казань пересечет Барятинское скопление — транзитную точку в маршруте птиц. Около 2000 особей здесь живут перед тем, как улететь на зимовку в Африку. Ежедневно птицы пролетают через границу между регионами, потому что ночуют на территории Чувашии, а кормятся на полях Нижегородской области, рассказал руководитель экоцентра Асхат Каюмов. По его словам, если вести строительство дороги по представленному проекту, уникальной территории и сообществу серых журавлей будет нанесен непоправимый вред.

Это самое крупное и, наверное, самое изученное в Нижегородской области предотлетное скопление серых журавлей. Это ключевая точка ареала, сохранение которой необходимо для сохранения и благополучия вида, — отметила региональный координатор по Поволжью рабочей группы по журавлям Евразии Надежда Киселева.

Экологи рассказали, что год назад проектировщикам магистрали была предоставлена информация о недопустимости вторжения на территорию журавлей. Они говорили о необходимости предусмотреть обходные пути для трассы, однако проект остался неизменным и в настоящий момент подразумевает пересечение Барятинского скопления. Разработчики объяснили это тем, что для выполнения требований экологов слишком большой отрезок пути придется перенести, а птицы вполне могут выбрать себе новое место для предотлетного скопления, рассказал руководитель экоцентра «Дронт».

Источник: экоцентр «Дронт»/vk.com 

Однако экологи подчеркивают, что порядка 60% признанных исчезающими видов стали таковыми именно из-за уничтожения человеком среды их обитания. Они утверждают, что журавли не могут выбрать место для скопления, если оно не отвечает нескольким важным для птиц критериям.

Такие транзитные точки существуют столетиями на одних и тех же местах, и их уничтожение нанесет вред краснокнижному виду. Это является нарушением федеральных законов о животном мире и об охране окружающей среды, подразумевающих сохранение среды обитания редких видов животных и растений, — рассказал председатель нижегородского отделения Союза охраны птиц России Сергей Бакка.

Так, министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области настояло на том, чтобы проектировщики магистрали М-12 более тщательно изучили последствия строительства дороги на участке, зарезервированном под создание территории охраняемого ландшафта. Именно этот статус имеет сейчас Барятинское скопление журавлей. По закону на таких пространствах можно строить линейные объекты, однако необходимо удостовериться, что они не наносят природе ущерб.

В ответ на это требование проектировщики трассы представили в региональное Минэкологии отчет, в котором утверждается, что по их заказу с июня по ноябрь 2020 года было проведено обследование данного участка. Однако при детальном изучении документа экологи выяснили, что по факту территория изучалась в течение одного дня — 7 ноября 2020 года.

Так как в этот день многих растений и насекомых из Красной книги запечатлеть не удалось, некоторые прилагавшиеся к отчету фото были взяты из Интернета, а не сделаны проводившими обследование экспертами, сообщил Сергей Бакка. Но это не помешало проектировщикам трассы М-12 при составлении отчета сделать вывод, что никакого вреда окружающей среде строительство и эксплуатация дороги не принесет, рассказал эколог.

По словам Асхата Каюмова, региональная комиссия по Красной книге не приняла отчет, единодушно с ней выступило и Минэкологии Нижегородской области. В итоге создателям проекта М-12 было рекомендовано найти пути обхода Барятинского скопления журавлей.

Напомним, строительство трассы М-12 Москва — Нижний Новгород — Казань начнется через несколько месяцев. Проект разбит на девять отрезков, прокладка дороги по Нижегородскому региону предусмотрена на четвертом и пятом этапах строительства. Полностью открыть дорогу для движения планируется в 2024 году. 

Продажа площадей от 48,4 м² до 137,4 м²
Продажа здания пл. 2160 кв.м