Жильцы дома в центре Нижнего Новгорода, который известен как дом конструктора Алексеева, уже два года ведут борьбу за справедливость. За дальнейшую жизнь в своем доме, которая оказалось под угрозой. В наше цивилизованное, казалось бы, время, они вынуждены грудью защищать собственные квартиры и краснокнижные растения, находящиеся во дворе.
Ситуация со строительством многоэтажного здания с подземным паркингом рядом с домом Алексеева, которая разворачивается на протяжении нескольких лет, достигла апогея 16 октября. «Лихие 90-е», как выяснилось, не канули в Лету, и в столице Приволжья развернулось действо, достойное сериала «Бригада».
Брутальные молодые люди, нецензурно выражаясь, угрожали жильцам дома Алексеева, говорили, что «будут бить», если им помешают выполнять задание заказчика — установку строительного забора вплотную к дому великого конструктора. А жильцы четырех квартир, среди которых 75-летняя дочь Алексеева — Татьяна Ростиславовна, биолог Екатерина Прейс, а также профессор, доктор физико-математических наук и его дети — тоже инженеры, вынуждены были буквально ложиться под тяжелую технику, чтобы отстоять право жить в собственном доме. Как же до такого дошло?
Предыстория
Судьба дома по адресу Ульянова, 45а, который в военное время находился практически на окраине, а теперь — в самом центре Нижнего Новгорода, на самом деле решалась еще в 2011 году. Именно тогда городская дума согласовала «развитие территории в историческом центре», в которую попала и земля рядом с домом конструктора Алексеева. Участок в непосредственной близости от двухэтажного строения, которое сейчас является объектом культурного наследия, был продан застройщику за 3,5 миллиона рублей. Общественных слушаний тогда не проводилось, и власть решила, что лучше отдать землю инвесторам, которые построят там новые, хорошие дома и выгодно их потом продадут.
Никого не смутило, что стройка будет разворачиваться прямо у дома, стоящего на неглубоком ленточном фундаменте, и которому уже почти 100 лет. Факт, что при малейшем воздействии дом просто съедет в овраг, интереса у властей не вызвал. Разрешение на строительство было получено, и не важно, что список нарушений при этом оказался внушительным.
Это уже позже региональные чиновники признали, что в 2014 году предыдущий состав администрации города попрал целый ряд законов при выдаче документации территориального планирования. В департаменте градостроительного развития отметили нарушение СНИПов, низкое качество проектной документации, близость грунтовых вод, необъективность частной экспертизы и т. д. Но это сейчас.
А тогда хозяин компании-девелопера ООО «Дом на Провиантской», видимо, был уверен, что проблем со стройкой нового элитного жилья не возникнет: он человек небедный и возможные сложности предусмотрел.
Не учел бизнесмен только характер жителей дома Алексеева, на котором гордо красуется памятная табличка о том, что здесь жил и работал гениальный конструктор. И просто так они сдаваться не собираются. Правда, в 2011 году люди еще подозревали, что их ждет.
Чудесное «исчезновение» дома Алексеева
Страсти начали накаляться в 2017-м. К этому времени строительную площадку «Дома на Провиантской» обнесли забором, уничтожив при этом не меньше сотни редких растений. А дальше начали происходить «чудеса». Сначала признали аварийным и снесли дом-близнец, который представлял из себя второй корпус дома на Ульянова, 45а. А чтобы ничто не мешало светлому будущему новых жильцов элитной новостройки «Дома на Провиантской» магическим образом из жилого фонда КУГИ и ЗР Нижнего Новгорода был выведен и дом Алексеева. По документам КУГИ его просто нет, он значится снесенным в августе 2017 года. А вот в Росреестре дом, как ни странно, существует.
Жильцы стали бить тревогу и ходить по разным инстанциям. Как рассказала корреспонденту GiperNN Екатерина Прейс, которая проживает в доме-«фантоме», в инстанциях над ними просто смеялись и называли ненормальными, в лучшем случае разводили руками. При этом здание на Ульянова, 45а является объектом культурного наследия и должно поддерживаться в хорошем состоянии. Вот только у «снесенного» дома уже два года нет управляющей компании, а те организации, что отваживаются взять на себя обслуживание здания, не могут этого сделать.
По словам жителей дома Алексеева, Госжилинспекция отказывает ДУКам с разными формулировками: не те документы, не так оформлены, и т. п. А с 1 января 2020 года дом отключат от коммуникаций, так как договоров с ресурсоснабжающими организациями нет, как и нет возможности их заключить. Люди оказались персонами нон грата: они не могут взять справку о собственности, прописке, гражданстве, а скоро вообще останутся без света, воды и газа. При этом в доме живут четверо детей, пожилые люди и инвалид первой группы — брат Татьяны Алексеевой.
Магия градостроительства
«Чудеса» на этом не заканчиваются. Мало того, что карточка дома № 45а по улице Ульянова в КУГИ и ЗР администрации Нижнего Новгорода погашена и он числится снесенным, еще и границы стройки дома на Провиантской странным образом расширились. Теперь они подходит вплотную к дому Алексеева, и по этой границе застройщик решил поставить забор, перегородив единственную дорогу к дому № 45а по улице Ульянова. В этот момент терпение жителей лопнуло окончательно.
Градозащитница Анна Давыдова пишет:
При отбивке геодезистами реальных координат, заложенных в проекте, новый дом нарисован впритык к старому. Для обязательной объездной дороги места уже физически никакого нет. Шансов пережить стройку у старого, почти векового возраста здания при таком раскладе нет ни одного. Расселение не предлагается — ОКНы не расселяют! Их же нельзя сносить! Когда станет совсем аварийным — тогда можно выдворять жителей в маневренный фонд. Или выдать самую минимальную компенсацию. Компания-застройщик как может пытается ускорить процесс — то краном «Галичанин» в дом въедет, то другой техникой потяжелее — случайно, при развороте. А разворачиваться там и правда негде — к стройплощадке ведет единственная однополосная дорога, самовольно построенная застройщиком на месте грунтовой тропинки.
Помогла Красная книга
«А куда все это время смотрят власти?» — удивитесь вы. Этот же вопрос с самого начала волновал и жильцов дома Алексеева. Несмотря на то, что разрешение на строительство ООО «Дом на Провиантской» получило, допустив различные нарушения, документ действителен до сих пор. А это значит, что на сегодняшний день девелопер является полноправным хозяином территории.
Жильцы дошли с жалобами до министерства строительства региона, и чиновники понимают позицию людей, но нарушать права застройщика не могут. Попытки договориться привели к тому, что в августе этого года замгубернатора Нижегородской области Сергей Морозов предложил застройщику рассмотреть возможность замены участка на другой.
Также руководству ООО «Дом на Провиантской» указали на то, что он строит в месте произрастания краснокнижных растений, не компенсировав вырубку 100 деревьев и до сих пор не предоставив материалы по сохранению ОКН — дома Алексеева, который находится в нескольких метрах. К решению конфликта подключилось региональное управление Госохранкультуры. Ведомство вынесло решение прекратить стройку возле дома Алексеева. Однако все это не помогло, работы на стройплощадке продолжились.
Остановить строительство и уничтожение редких растений удалось только благодаря упорству жителей и решению министерства экологии Нижегородской области, в котором прямым текстом предписывалось прекратить стройку, так как на площадке оказались краснокнижные растения.
Акция протеста
15 октября, несмотря на запрет вести работы, застройщик все же попытался начать установку забора, но ему просто физически помешали жители дома Алексеева, люди вызвали полицию и противоправные действия были прекращены. Дочь Ростислава Алексеева тем временем решилась на отчаянную меру: 75-летняя женщина, имеющая звание «Ветеран труда», 16 октября вышла на одиночный пикет к зданию областного правительства.
Мы хотим, чтобы, во-первых, власти области, города, района приняли решение об отмене строительства «Дома на Провиантской». Во-вторых, мы, жильцы дома № 45а по улице Ульянова, уже два года находимся без управляющей компании. Никто в городе не хочет нас брать из-за проблем в управлении. Одна управляющая компания согласилась, но ей всячески ставят палки в колеса, — рассказала корреспонденту GiperNN Татьяна Алексеева.
В акции протеста приняли участие и другие жильцы, а также градозащитница, эксперт Министерства культуры РФ Анна Давыдова. Через 15 минут после начала пикета их вызвал к себе в кабинет заместитель губернатора Нижегородской области Сергей Морозов. Он пообещал, что в ближайшее время будет проведено совещание с участием застройщика и приняты исчерпывающие меры для решения проблемы.
Считаю, что в заключении негосударственной экспертизы допущены грубейшие нарушения в части отсутствия мероприятий по обеспечению сохранности ОКН, сохранению краснокнижных растений, усилению подпорной стенки и др. Вести строительство по такой документации категорически нельзя, это было озвучено застройщику на встрече еще в начале апреля, однако никаких действий с его стороны мы так и не увидели. Более того, в нарушение выданных управлением госохраны ОКН предписаний о ведении любой хозяйственной деятельности застройщик предпринимает попытки земляных работ и установки забора. Это недопустимо! — заявил Морозов.
Сергей Морозов также призвал всех участников противостояния действовать в рамках правового поля. Кроме того, замгубернатора высказался и в адрес администрации Нижнего Новгорода, отметив, что мэрии нужно внимательнее отнестись к проблемам жителей дома по Ульянова, 45а.
В том числе (проблемы — прим. ред.) Татьяны Ростиславовны, которые не решаются годами. Это безобразие надо прекратить, — подчеркнул Морозов.
18 октября застройщик не вел на участке каких-либо работ. При этом с забора была снята информация о ведении строительства, а также уничтожены объявления, говорящие о запрете стройки.
В понедельник, 21 октября жильцы дома Алексеева записаны на прием к замглаве комитета по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Госдумы, а также бывшему мэру Нижнего Новгорода Вадиму Булавинову. Люди рассчитывают на то, что народный избранник поможет им в этой непростой ситуации. Самое главное сейчас не остаться без тепла, воды и света, поэтому жильцы продолжают надеяться, что их дом вернется в жилой фонд и не будет отключен от коммуникаций в преддверии зимы.
Комментарии