В преддверии Дня города, 10 сентября, в редакции газеты “Комсомольская правда” прошел круглый стол на тему “Нижний Новгород – город будущего”. Каким бы хотелось видеть Нижний Новгород в ближайшем будущем, что можно изменить уже сейчас, а для чего требуются время и огромные бюджеты? Город идеальный и реальный обсудили на круглом столе представители архитектурной и градостроительной сфер.

Улично-дорожная сеть будет реорганизована

Нижний Новгород застраивается и реорганизуется в соответствии с генеральным планом города. Новый генплан 2010 г. уже вступил в силу. О том, какие изменения планируется внести в улично-дорожную сеть города, рассказал Михаил Романычев, директор Департамента архитектуры и градостроительства администрации Нижнего Новгорода. В планах градостроителей – создание многоуровневых транспортных развязок на Окском съезде, в Канавинском районе на Московском шоссе. При этом все автостанции будут вынесены к границам Нижнего Новгорода, чтобы освободить улицы от пригородных и междугородних автобусов. Кроме того, в планах – строительство дорог-дублеров наиболее важных автомагистралей, таких как проспекты Гагарина и Ленина. Все это вкупе позволит по-максимуму разгрузить транспортные магистрали и отчасти решить проблему пробок.

С такой постановкой проблемы не согласился Асхат Каюмов, руководитель экологического центра «Дронт». По его словам, строительство новых дорог никогда не решало проблемы пробок, это уже доказано мировой практикой. Асхат Абдурахманович уверен: чтобы не создавались пробки, нужно, чтобы у человека не было причин ехать в данном направлении, то есть нецелесообразно строить новые торгово-развлекательные центры в и так уже перегруженных местах. Стоит разделить историко-культурные и общественно-развлекательные центры города.

Метрополитен придет и в спальные район

Приоритетным направлением генплана остается строительство метрополитена: сейчас идет закрепление технических зон в направлении площади Сенной. Появятся новые станции – “Оперный театр”, “Площадь Сенная”. Михаил Романычев поделился далеко идущими планами: ветка метро пройдет в нескольких спальных районах города, в том числе – в микрорайоне “Мещерское озеро”, Сормовском районе; в будущем предполагается строительство еще одного метромоста.

Удобен ли город для жителей?

Один из вопросов, активно обсуждавшихся на круглом столе, – удобен ли тот город, который постепенно возникает на схеме, самим жителям? Особых расхождений в данном вопросе собеседники не высказали. Анна Гор, директор Центра современного искусства в Нижнем Новгороде, отметила, что город сейчас строится по маркетинговому принципу, следовательно, мнение “простого человека” при планировании не всегда учитывается. Асхат Каюмов же сразу разделил понятия “город идеальный” – тот, что отображен в генплане, и “город реальный”, что существует сейчас. Принципиальная разница заключается в том, что в реальности из генплана реализуется по большей части только то, для чего находятся инвесторы. В результате активно строятся торговые и развлекательные центры, а рекреационные зоны остаются на схеме. Михаил Романычев подтвердил, что на данный момент обеспеченность города торговыми площадями в два раза превышает норму, именно поэтому при планировании предложения по строительству новых ТЦ стараются ограничивать. Тем не менее, по его мнению, ситуация с рекреационными зонами  не безнадежна:  генплан предусматривает создание нескольких новых парковых зон – например, в районе “Бурнаковки”.

Велосипедные дорожки и экология

Комфортное проживание – это не только близость торговых центров и рекреационных зон. В первую очередь это удобство передвижения. Из-за постоянных пробок жители затрачивают массу времени на дорогу до работы и обратно. А поскольку значительная часть рабочих мест сосредоточена в центре города, то существует еще и проблема парковок. В летний период нижегородцы нашли простой выход – пересели на велосипеды и скутеры. Этот вариант передвижения одобрили многие участники круглого стола – даже выдвигалось предложение создать систему велосипедных дорожек по городу, как в некоторых европейских городах. Однако весомые доводы против высказал Василий Бандаков, главный архитектор проектов НПО «Архстрой»: во-первых, российские климатические условия сильно ограничивают возможность передвижения на велосипедах, а во-вторых, холмистая местность затрудняет поездки, иногда перепады высоты по городу достигают 80 метров.

Что касается мест для стоянки, то Михаил Романычев уверил, что уже есть проект “перехватывающих” парковок на подъездах к центру города, где можно было бы оставить транспорт и пройтись по исторической части пешком (например, проект многоуровневой парковки на Октябрьском бульваре, в районе Почайнского оврага, под площадью Горького и площадью Свободы).

Асхат Каюмов предложил больше внимания уделить самому экологичному виду транспорта – трамваям. Сейчас, несмотря на приоритетное развитие трамвайного движения, несколько линий закрыто, что также создает трудности для передвижения по городу. Эта проблема, по мнению эксперта, требует скорого решения.

Город принадлежит жителям

На вопрос, почему же Нижний Новгород не стал культурной столицей Поволжья, участники круглого стола ответили по-разному, однако сошлись в одном:  сами нижегородцы не позиционируют себя как жители развитого, современного, культурного города. В целом, культура не рассматривается как ресурс развития города. Марина Игнатушко, куратор рейтинга “Архитектура Нижнего Новгорода“ и фестиваля “Международный день архитектуры“, выразила общее мнение: сейчас нижегородцы не чувствуют себя хозяевами, возможно поэтому так небрежно относятся к элементам благоустройства, городскому имуществу. Как верно заметила Анна Гор, “культура города – уметь жить и осваивать свое пространство так, чтобы и другим было комфортно”.

Дискуссия о том, каким должен быть город будущего, осталась незавершенной. Участники круглого стола высказали предложение чаще организовывать подобные встречи и активно вовлекать в обсуждение не только журналистов, но и наиболее общественно активных горожан.

 

 

Продажа здания под лабораторию
Продажа проекта