Одна из старейших улиц в историческом центре Нижнего Новгорода — Алексеевская — тянется параллельно Большой Покровской. Начинаясь от Звездинки, она пересекается с Холодным переулком, улицами Грузинской, Октябрьской, Пискунова и примыкает к площади Минина и Пожарского. В противовес главной пешеходной улице города Алексеевская является в основном автомобильной. Но вместе с тем остается любимым местом встреч и прогулок нижегородцев.
К 800-летию столицы Приволжья историческую улицу, как и другие городские пространства, ожидает перезагрузка. В ходе разработки концепции благоустройства сотрудники Института развития городской среды Нижегородской области (ИРГС НО) сделали предпроектный анализ территории. Они опросили жителей и провели глубинные интервью с экспертами, чтобы выявить проблемы и узнать запросы горожан.
По мнению 70% нижегородцев, главным минусом улицы Алексеевской является отсутствие скамеек и урн, 67% опрошенных выразили недовольство качеством дорожного покрытия, 61% респондентов отметил недостаток озеленения. Не обошли вниманием и проблему ливневок, ведь нередко Алексеевскую затапливает во время проливных дождей. Кроме того, в числе недостатков были названы плохое освещение, дискомфорт при пеших прогулках, нехватка активностей. Не обошлось и без традиционной дискуссии между пешеходами и автомобилистами: первые (53%) пожаловались на стихийные автостоянки по обочинам, а вторые (33%) сообщили о недостатке парковочных мест. На основании этих данный сотрудники ИРГС НО подготовили сначала предварительную, а затем итоговую концепцию развития городского пространства и презентовали ее нижегородцам.
Основные идеи преображения
Расширение пешеходной зоны. Новое пространство появится за счет оптимизации стихийных парковок и сужения проезжей части. На многих участках улицы стояночные места уберут совсем. Оставить машину можно будет на территоии возле БЦ «Лобачевский PLAZA» или в парковочных карманах, которые предполагается оборудовать по обеим сторонам входа на стадион «Водник» и на пустыре между домами. В некоторых местах проезжую часть сузят с 3,75 метра до нормативных 3,25 метра. На образовавшемся в результате свободном пространстве обустроят буферную зону с озеленением и удобным мощением для пеших прогулок.
Безбарьерная среда. По всей территории улицу оборудуют приподнятыми проездами и пешеходными переходами. В местах, где переходы сохраняются на одном уровне с проезжей частью, установят пандусы.
Озеленение. Повсеместную высадку зелени на территории ограничивают многочисленные коммуникации. Поэтому архитекторы предложили организовать на Алексеевской систему «карманных парков», когда деревья располагаются во дворах домов и на пустырях. Кроме того, растения будут высаживать в кадках: такие деревья смогут разместить на своих площадях собственники магазинов и летних веранд.
Рекреационные зоны. Или, как их иначе назвали архитекторы, городские гостиные. Пространства для отдыха с намеком на домашний уют, который подчернут элементы интерьера. Например, перед стадионом «Водник» появятся навесы, павильон и скамейки. В сквере у дома № 24 — прикрепленный к забору торшер, а в районе кинотеатра «Рекорд» — «парковка-коворкинг» в виде автомобиля, где люди смогут общаться и даже работать.
Устройство на улице уникальных акцентных площадок предусмотрено в каждой зоне, и их мы назвали городскими гостиными. Здесь могут отдохнуть как местные жители, так и сотрудники бизнес-центров, которые много времени проводят на работе, — рассказал архитектор ИРГС НО Кирилл Бросавин.
Другие идеи. В сквере у дома № 24 появится детская площадка и несколько скамеек, будет восстановлен исторический забор, отделяющий территорию улицы от сквера. В районе БЦ «Лобачевский PLAZA» планируется создать зону для инсталляций, а около ТЦ «Алексеевский пассаж» — сделать дополнительный пешеходный переход. На этапе доработки концепции от администрации Нижегородского района поступило предложение разместить в районе дома № 2 по улице Алексеевской общественный туалет.
Что изменили и сохранили в концепции
Пожалуй, самой спорной территорией в предварительной концепции стал сквер у дома № 24. Чтобы договориться с местными жителями о его будущем облике, сотрудники ИРГС НО дважды организовывали с ними встречи. В итоге общим голосованием решили сохранить детскую площадку, от которой изначально предлагали отказаться. При этом максимально отдалить ее от фасада дома, чтобы ограничить шум. Рядом с городком будет расположено несколько мест для сидения, остальные же скамьи по периметру сквера решено убрать. Также изначально планировалось ликвидировать забор перед домом для объединения сквера с улицей. Однако нижегородцы пожелали оставить ограждение, чтобы в сквере не парковали машины, и в итоге забор сохранили.
Социолог ИРГС НО Мария Бобурина рассказала и о других изменениях итоговой версии концепции. В частности, на участке улицы Алексеевской чуть дальше входа в «Водник», по запросу людей обособили трамвайные пути, увеличили количество парковочных мест у дома по Алексеевской, 26, около бизнес-центра на перекрестке Алексеевской и Пискунова убрали вертикальное озеленение, так как руководство БЦ разработало свою концепцию обновления этого пространства.
По просьбе администрации мы добавили общественный туалет в самом начале Алексеевской, в районе дома номер № 2, спроектировали турники в зоне у «Водника» (Алексеевская, 26), а возле БЦ Лобачевский PLAZA предложили устроить место для выставок и арт-инсталляций, — уточнила Мария Бобурина.
Архитектор Кирилл Бросавин добавил, что значительные изменения претерпела планировка транзитных путей в скверах у Алексеевской, 24 и около «Водника»: они стали более удобными. При этом архитекторы постарались внедрить в оба пространства как можно больше зелени.
Пожелания нижегородцев
В процессе прямого эфира неравнодушные горожане задавали самые разные вопросы. Например, пользователь Ирван Хооко поинтересовался, могут ли в Нижнем Новгороде создать вместо контейнерных площадок подземные мусорные хранилища, как это практикуется в новых кварталах Финляндии. Кирилл Бросавин признал решение отличным, но не выполнимым для городского бюджета. К тому же в Нижнем Новгороде нет подземных коммуникаций для данных целей, поэтому говорить о реализации подобных вещей в нашем городе пока рано.
Пользователь с ником Злая Бабка высказала беспокойство, что малые архитектурные формы в первую ночь после установки испортят вандалы. Стоит отметить, что подобные опасения имеют под собой основания. К сожалению, в Нижнем Новгороде часто ломают элементы благоустройства — скамейки, урны, фонтаны.
Мы старались выбирать МАФы не самые хрупкие, но бетонных или стальных из крупного профиля избегали, так как подобная эстетика не слишком приемлема для исторического центра. Мы подобрали для него нейтральные формы с акцентом в местах городских гостиных, — пояснил в ответ на вопрос Кирилл Бросавин.
Другой участник дискуссии, Gleb Kuznetsov, предложил часть парковок на Алексеевской сделать платными хотя бы для такси. На что сразу же получил согласие сотрудников Института не только в отношении обсуждаемой улицы, но и других городских пространств. Архитекторы рассказали, что при общении с районной администрацией узнали о разработке городом схемы платных автостоянок для территорий, куда входит улица Алексеевская. Но будет ли реализована эта идея, пока остается вопросом.
Еще одно пожелание поступило от Ирвана Хооко.
Туалет по просьбе администрации. Опять серая коробка с платным входом, которая сломается через неделю? Администрация следила бы за имеющимся, а не просила нового, — посетовал нижегородец.
В ответ разработчики сообщили, что установление модуля в районе дома № 2 по Алексеевской позволит решить проблему отсутствия туалетов на площади Минина и Пожарского. Авторы концепции подобрали дизайн туалетного модуля и выбрали место для него на территории. Что касается обслуживания — этот вопрос предстоит обсудить с администрацией.
В целом после благоустройства характер улицы Алексеевской должен кардинально измениться. Из транзитной автомобильной ее планируется превратить в комфортную для отдыха и прогулок территорию. Предполагается, что нижегородцы начнут использовать Алексеевскую в качестве альтернативы шумной туристической Большой Покровской.
Мы ожидаем, что улица превратится в удобный городской транзит, где будет хорошо и маломобильным гражданам, и обычным пешеходам, и автомобилистам. Надеемся увеличить безопасность движения, так как повышаем въезды во двор и делаем пандусы для людей с ограниченными возможностями. В результате улица станет чище и привлекательнее для разных активных групп населения и будет притягивать всех жителей города, — подытожила социолог ИРГС НО Мария Бобурина.
Комментарии