Живописные набережные являются гордостью и визитной карточкой Нижнего Новгорода. Ключевые прибрежные пространства — Нижне-Волжская, Федоровского, Окская, набережная Гребного канала — преобразилась в преддверии 800-летия столицы Приволжья, заиграв новыми красками. Вместе с тем освоение некоторых еще впереди.
Территория вдоль правого берега Оки неподалеку от парка «Швейцария» сейчас выглядит заброшенной и малопригодной для прогулок. В апреле 2022 года стало известно, что там может появиться новая жилая застройка. Под малоэтажные, среднеэтажные и блокированные дома планируется отвести участок в поселке Слуда близ дворца спорта «Нагорный».
Осваивать зеленую зону по механизму комплексного развития территорий (КРТ) предложил ее собственник — ООО «Слуда». Перспективна ли эта задумка и какое еще развитие может получить набережная?
Нюансы строительства на склонах
Новый квартал может занять почти 8 га в границах детско-юношеской спортивной школы по парусному спорту и Слудинской водозаборной станции в Советском районе. В соответствии с мастер-планом КРТ по соседству с жилыми домами должна появиться транспортная и социальная инфраструктура. Чтобы осуществить задумку, собственнику необходимо изменить зонирование земельного участка.
Сейчас территория относится к зоне спортивно-рекреационного и развлекательного назначения. Вид разрешенного использования земли — под вспомогательные сооружения набережных, в том числе причалы. ООО «Слуда» предложило установить здесь новую функциональные и территориальные зоны, подразумевающие появление блокированной, среднеэтажной и малоэтажной застройки.
Однако пока никаких решений о смене градостроительного развития не принималось, рассказали Гипермаркету недвижимости GIPERNN.RU в областном Минграде. Дело в том, что мастер-план еще не прошел обязательный этап — согласование на региональном штабе по градостроительному развитию.
Участок имеет сложный рельеф, расположен в зонах с особыми условиями использования территории. Данные обстоятельства накладывают определенные ограничения по использованию участка, — добавили представители министерства.
На особенности местности обратил внимание и руководитель экоцентра «Дронт» Асхат Каюмов. Он напомнил, что по соседству с предполагаемой застройкой расположен недавно обновленный парк «Швейцария». Обилие объектов благоустройства в зеленой зоне усилило давление на склоны и сделало их менее устойчивыми. Перед реализацией проекта КРТ берега необходимо укрепить — это станет масштабным и, главное, дорогостоящим мероприятием, на которое средств пока нет.
В возможности появления неподалеку от парка «Швейцария» новой жилой застройки усомнился и председатель комиссии по экологии гордумы Герман Карачевский. В беседе с GIPERNN.RU депутат признался, что проекту КРТ будет крайне сложно пройти процедуру общественных обсуждений.
После того как определяется пятно застройки, перед получением разрешения на строительство необходимо пройти общественные обсуждения. Вы представляете, какая реакция будет у жителей?
Экологический вопрос
В экологическом контексте каким-либо образом развивать заросшую лесом территорию нет необходимости, уверен Асхат Каюмов.
С точки зрения природного комплекса эта территория не заброшенная — она нормальная и естественная. Вот представьте, заходят к вам в квартиру и спрашивают: «А что у вас тут трамваев нет? Как тут все заброшено!» А вам и не надо, чтобы здесь был трамвай, у вашей квартиры совсем другая задача.
Более того, поблизости от предполагаемого строительства расположен памятник природы «Урочище Слуда». Эта территория является частью обширного «зеленого каркаса», поддерживающего экологическое состояние Нижнего Новгорода. Несмотря на то, что по официальным заявлениям власти комплексное развитие не затронет ни «Урочище Слуда», ни «Швейцарию», Асхат Каюмов уверен — негативного воздействия на заповедный участок не избежать.
Будущие жители новых домов наверняка захотят видеть поблизости комфортную инфраструктуру — детские площадки, прогулочные аллеи и многое другое. В результате природный парк попытаются «одомашнить» и превратить в парк культуры и отдыха. А это существенно снизит его экологическую функцию.
Через несколько лет жители начнут писать жалобы, что у них рядом какая-то дикая территория с зарослями, необустроенными тропинками и темными участками. Начнут просить: «А сделайте нам фонари, дорожки и прочее». Но такого обустройства в природном плане делать нельзя. Согласитесь, ни одна сова не согласится гнездиться вокруг сплошных фонарей, дорожек и скамеек.
Коттеджи или променад?
Строительство жилья — не единственный вектор развития для территории правого берега Оки. В рамках второй очереди благоустройства «Швейцарии» здесь может появиться самая длинная в мире набережная. Она протянется от Гребного канала до нижнего яруса парка, объединив в единое прогулочное пространство территории возле Оки и Волги. Сейчас самая длинная набережная Европы находится в городе Днепре на Украине: протяженность прибрежного пространства составляет около 30 километров.
Это, конечно, будет просто бомба. Я думаю, мы это сделаем. Со своей стороны Минстрой РФ поддерживает идею.
строительства РФ
Сейчас проектные решения по второму этапу благоустройства, включающему обновление набережной и укрепление склонов, находятся на этапе корректировок. По данным нижегородской администрации, это связано со сложностью исследуемой территории. Предварительная стоимость дальнейшего благоустройства парка «Швейцария» и предполагаемый источник финансирования пока не определены. Как ранее отметил экс-глава городского Депстроя Дмитрий Горбунов, эти работы обойдутся в «огромную сумму».
Намерение создать самую длинную в мире набережную — далекий, но позитивный шаг, благодаря которому в городе появится больше зон для прогулок, считает обозреватель по градостроительству и архитектуре, куратор проекта «Рейтинг архитектуры Нижнего Новгорода» Марина Игнатушко. При этом необходимо, чтобы эта набережная была исключительно пешеходной и велосипедной. Однако стремление к мировому рекорду наша собеседница поставила под сомнение: едва ли берега Оки в Нижнем Новгороде протяженнее тех, что давно обустроены в Хельсинки, Нью-Йорке или Токио.
Кстати, самые длинные набережные на всем своем протяжении могут быть разными: парадная сменяется парковой, дальше — транспортной… Разные модели диктуют разное поведение горожан: рядом с жильем безопасно в любое время суток, вдоль густых зарослей ночью идти крайне неспокойно. Однако из этого не следует, что в Слуде для обеспечения безопасности гуляющих по набережной нужно построить дома.
Благоустройство и застройка — новая тенденция?
Аналогичные пути развития ждут и другие нижегородские набережные. К 800-летию Нижнего Новгорода в районе Гребного канала прошло благоустройство, в результате которого на ранее пустующем участке появились прогулочные и велосипедные дорожки, скейт-парк, новые зоны отдыха и многое другое. В дальнейшем развитие прибрежной территории продолжится: для нее разрабатывают единую концепцию развития, ориентированную на спорт и отдых.
В 2023 году в границах улицы Большой Печерской, Печерского съезда и обновленной набережной должен появиться экопарк с бассейнами и гостиницей. Неподалеку в перспективе могут разместиться еще один отель, парусная школа ФОК с площадками для игры в сквош и лодочная станция: концепции этих пространств были представлены на заседаниях Архитектурного совета при региональном Минграде.
Рядом со спортивными объектами не исключается и возведение жилой застройки. С такой инициативой минувшей осенью выступило ООО «Берег», ранее принадлежащее экс-главе Нижнего новгорода Олегу Сорокину. Концепция предполагает создание двух жилых групп — «корабля» и «города». По соседству с жилыми домами запроектированы встроенный детсад, пешеходное пространство и парковки под дворовыми участками. Тем не менее решение о новом строительстве пока не принято: Архсовет отправил концепцию на доработку и высказал позицию о нецелесообразности массового жилищного строительства на данном участке Гребного канала.
Благоустройство в сочетании с жилой и общественной застройкой также запланировано в районе Черниговской набережной. Мастер-план КРТ разработали специалисты московского архитектурного бюро «Остоженка» по заказу федерального девелопера Glorax. Рассматриваемая территория разделена на два участка: один тянется от Мельничного переулка до метромоста, другой продолжается до Молитовской переправы. На первом предполагается возвести террасную застройку, которая окружит объекты культурного наследия, на втором — дома с помещениями общественного значения.
В результате на Черниговской может появиться около 400 тысяч «квадратов» недвижимости: жилые здания, детские сады, школы, бизнес-центр с апартаментами, отель, фитнес-центр, конференц-залы и медицинский центр. Саму набережную ждет комплексное благоустройство со строительством причального комплекса и яхт-клуба мини-формата. А вдоль Оки на территории около 4 га раскинется новый парк.
Современная набережная: взгляд экспертов
Мировой тренд развития прибрежных территорий — создание общедоступных пространств, панорам, формирующих образ города, считает Марина Игнатушко. Набережные должны восприниматься как ценная, имиджевая часть мегаполисов и обустраиваться для пешеходов, а не для автомобилей.
Удачей можно считать благоустройство Стрелки вдоль Оки от Канавинского моста — на маршруте до мыса нет интенсивного трафика. А вот на Мещере — наоборот — Волжская набережная отрезана от жилья активной магистралью. Действительно, в сложившихся обстоятельствах по-другому сделать было трудно. Тем более набережные в историческом центре — «за дорогами», которые пролегают по прежним путям хозяйственной деятельности у реки.
Асхат Каюмов придерживается более радикальной позиции. По его мнению, застройку набережных нужно минимизировать. В идеале они должны оставаться озелененными и практически нетронутыми. Например, такая тенденция реализована на центральной набережной в Самаре. У воды там сформировано бетонное укрепление на случай паводка. Остальная же территория представляет собой озелененный уголок природы.
Налить бетона — дело нехитрое и очень привлекательное с точки зрения бизнеса. Но разумнее было бы сохранять незастроенные береговые территории и идти по пути создания экологического каркаса, а не «бетонных коробок».
Конечно, подобные примеры — лишь ориентиры для дальнейшего развития. Едва ли абсолютно «дикая» набережная будет отвечать современным потребностям населения. Однако процесс освоения прибрежных территорий непременно должен быть комплексным и разумным: вместо многоэтажной застройки предпочтение стоит отдать небольшим коттеджам, а взамен новых проездов для автомобилей лучше сохранить нетронутые озелененные уголки.
Комментарии