Монументальную советскую мозаику «Быстрее, выше, сильнее!» возрождают в Нижнем Новгороде. Совсем скоро ее снова можно будет увидеть на фасаде панельной девятиэтажки в Московском районе. Легендарное мозаичное панно, украшающее торец дома № 118 по улице Березовской со времен Олимпиады-80, сняли для реставрации около года назад. С тех пор художники проделали кропотливую работу и теперь готовы представить ее нижегородцам.
Чем особенна эта мозаика и как реставрируют гигантские произведения декоративно-монументального искусства, корреспонденту GIPERNN.RU рассказали профессионалы, подарившие уникальному мозаичному панно новую жизнь.
Шедевр советских времен
Советские мозаики — одно из самых узнаваемых и ярких направлений в монументальном искусстве времен СССР. Они встречаются повсюду: на фасадах домов и стенах общественных зданий, в метро, на фонтанах и в других, самых разных проявлениях городской среды. Это то самое искусство, которое в буквальном смысле принадлежит каждому.
Мозаика «Быстрее, выше, сильнее!» появилась на торце новостройки в Московском районе к Олимпиаде 1980 года. Автор эскиза и руководитель исполнения — известный художник Валентин Любимов, который, в частности, участвовал в оформлении вестибюля Московского вокзала и мемориального комплекса у Вечного огня в Нижегородском кремле.
В центре мозаичного панно на Березовской — женщина с факелом и лавровой веткой, а по бокам — изображения спортсменов, эмблема Олимпийских игр и их девиз: «Быстрее, выше, сильнее!». Панно создавали по госзаказу на заводе, но известно, что автор эскиза активно участвовал в реализации проекта. Несколько десятилетий мозаика была украшением района и его достопримечательностью, но со временем стала осыпаться. Более того, ослабло крепление пластин, на которых она держалась, а это уже создавало прямую угрозу для прохожих.
Выделить деньги из бюджета на восстановление мозаики оказалось непростой с формальной точки зрения задачей, ведь официально панно не является объектом культурного наследия. Тем не менее к вопросу активно подключились губернатор Нижегородской области, региональный Минкульт и мэр Нижнего Новгорода, и решение в итоге нашлось. Договор стоимостью около 24 млн рублей был заключен со столичной мастерской реставрации АrtWorker, одно из основных направлений работы которой — как раз монументальная мозаика.
Ювелирная работа гигантских масштабов
После обследования панно специалисты компании-подрядчика заключили, что без демонтажа восстановить его невозможно. Перед реставраторами стояла цель не только заменить утраченные элементы, но и укрепить основу полотна — пластины, которые находились не в лучшем состоянии, рассказал Никита Поляков — художник-реставратор и соучредитель компании АrtWorker.
Величина каждой пластины составляет 60 на 75 см. Для создания панно на весь торец девятиэтажки таких понадобилось сотни. Все они были бережно сняты и отправлены в Ульяновскую область, где у подрядчика находится собственное производство смальты.
Состояние конструкций было откровенно плохим, поэтому потребовалось изготовление аналогичных, но из более современных материалов. На них также наложили армирующую сетку. После того как пластины были изготовлены, со старых элементов основания на новые перенесли непосредственно саму мозаику, заменив утраченные частицы.
Абсолютно все слэбы [пластины — прим. ред.] новые, более укрепленные. Перенос был очень тщательный, с обязательной фотофиксацией. Утраченные элементы составляли около 45% от всей композиции. Дарья Крылова, наш художник-мозаичист, создавала эскизы для таких участков на основе сохранившихся старых фотоматериалов, — пояснил Никита Поляков.
Потерянные кусочки мозаики заменили новыми, смальту — цветное непрозрачное стекло для них — специалисты компании изготовили сами. Ее постарались сделать такой же, как оригинальная. По словам реставратора, варка смальты представляет собой сложный и «капризный» процесс: пока его не закончишь, трудно понять, что получится в итоге. Однако в данном случае удалось добиться максимального совпадения. Был решен и вопрос с санкционными материалами, которые понадобились для реставрации.
Реставраторы смогли выполнить все основные работы за несколько месяцев, несмотря на их ювелирный характер и большой масштаб. По словам Никиты Полякова, в подобных проектах сложности возникают на каждом этапе: решить бюрократические вопросы, найти архивные документы, правильно организовать процесс монтажа — снять, транспортировать, воссоздать.
Сейчас на объекте работают восемь человек, но людей, которые поучаствовали в восстановлении панно, на самом деле несколько десятков. Только перекладкой элементов у нас занимались 20 сотрудников. В общем, над возрождением мозаики работала большая команда, — рассказал реставратор.
Мозаикам нужна «скорая помощь»
Художественной составляющей процесса реставрации руководит художник-мозаичист Дарья Крылова. Она постоянно находится на объекте и наблюдает за тем, как панно «Быстрее, выше, сильнее!» снова становится таким, каким было в преддверии Олимпиады-80. Дарья подчеркивает, что и эта конкретная работа, и советские мозаики в целом — особое явление в русском и мировом искусстве. Но многие из них мы теряем прямо сейчас.
Я думаю, что эта реставрация — событие для Нижнего Новгорода. Такие произведения просто необходимо сохранять, ведь они символы времени. Эта мозаика имеет большую художественную ценность. У меня вообще очень трепетное отношения к таким произведениям: мне больно наблюдать, как они разрушаются, — говорит Дарья.
Теперь хотя бы этому панно больше не угрожает исчезновение. Около 50% обновленной мозаики вернули на ее законное место, и держится она очень крепко благодаря современному клеевому составу. Завершить работу полностью реставраторы планируют к ноябрю: для соблюдения технологии важно сделать это до морозов.
Министр культуры Нижегородской области Наталья Суханова уже заявила, что с нетерпением ждет момента, когда произведение можно будет увидеть в законченном виде. Она надеется, что это будет не последняя подобная история, ведь красивых мозаик, которым нужна «скорая помощь», в регионе много.
Эта мозаика стала импульсом для нашей большой работы по созданию в регионе комплексного механизма сохранения советского монументально-декоративного искусства, а сегодня работы по ее возвращению домой вышли на финишную прямую. То, в какие сроки нам удалось пройти этот путь, то, что этот путь вообще стал возможен, — заслуга большой межведомственной команды, — подчеркнула Наталья Суханова.
Мозаичные панно — неотъемлемая часть советской архитектуры и отдельный пласт национальной культуры в целом. Их не менее важно сохранить для потомков, чем, скажем, памятники дореволюционной эпохи. Пока у монументальных декоративных работ нет привкуса старины, но в них живет дух ушедшей страны — для кого-то родной, а для кого-то уже незнакомой. И, надо признать, масштабные мозаики — одна из бесспорных ее удач в области искусства.
Комментарии