Облик современного Нижнего Новгорода складывался веками, продолжая формироваться с каждой очередной новостройкой. Заводы, особняки и исторические кварталы сегодня соседствуют с высотками, торговыми и деловыми центрами. Жилищное строительство все активнее охватывает периферию, а для застройки центра определяющим остается значение Волги и Оки.

Фото: Наталия Пылина

Как столице Приволжья удается примирить разные эпохи, какие задачи стоят перед теми, кто создает облик города, и чем удивит новая застройка, рассказал главный архитектор Нижегородской области и замглавы регионального Минграда Сергей Попов. Своими мыслями он поделился с коллегами в рамках проекта «Архитектурный четверг» в Доме архитектора на Верхневолжской набережной. На встрече в начале августа побывал и корреспондент Гипермаркета недвижимости GIPERNN.RU.

Как рождается современная архитектура?

В конце 1990-х историк Григорий Ревзин наградил Нижний Новгород званием «столицы архитектурного зодчества», а критик Барт Голдхоорн назвал сложившуюся застройку «архитектурным обжорством». Столь мощное впечатление производила местная архитектурная школа. Одним из ее основателей считается Александр Харитонов, которому удалось запретить строительство типовых зданий в историческом центре города. Вместе с коллегой Евгением Пестовым он выработал так называемый средовой подход, ориентированный на развитие дворовой застройки. Среди творений, вышедших из их мастерской, — дом-пила на Славянской и дом-куча на Большой Покровской, банк «Гарантия» на Малой Покровской, театр «Комедия», ресторан «Макдоналдс» на площади Революции, гостиница «Октябрьская» и стадион «Динамо».

Сегодняшний облик городских улиц создавался как местными, так и приезжими архитекторами: Алексеем Каменюком, Ольгой Добротиной, Александром Дехтяром, Александром Худиным и многими другими. В проектах мастеров прослеживается специфический подход к внешнему виду кварталов: он основан на внимании к нижегородскому контексту. И сейчас эта традиция сохраняется, рассказал Сергей Попов.

Фото: Валерия Ложкина

В новой архитектуре столицы Приволжья воплощены в жизнь несколько основных стилей. Например, удачным образцом историзма стала гостиница Sheraton на Театральной площади, спроектированная Евгением Пестов и Егором Рыбиным. Постмодернизм, деконструктивизм, неоэклектизм, конструктивизм и неомодерн тоже заметны в застройке первых десятилетий XXI века. Яркие примеры двух последних — ТЦ «Этажи» на улице Белинского и международный центр торговли на Ковалихинской.

Эскизы новостроек, планы по реконструкции старых зданий и созданию целых кварталов не сразу переносятся с холста в реальность: на пути согласования их оценивает Архитектурный совет. Орган коллективного творчества при нижегородском правительстве решает также вопросы зонирования, планировки, благоустройства территорий. Ежемесячно он рассматривает проекты инвесторов, указывая на не самые удачные решения и рекомендуя взамен более изящные. Именно в его задачи входит формирование современного художественного облика Нижнего Новгорода.

Сергей Попов высоко оценил подход Архсовета к согласованию внешнего вида застройки. По его словам, такой уровень мало где встречается в России, разве что в Москве, Санкт-Петербурге и еще нескольких региональных центрах.

Такого Архитектурного совета, как у нас в городе, я с уверенностью могу сказать, нет нигде, — утверждает он.

Работа архитекторов регламетируется генеральным планом города, правилами землепользования и застройки и другими законодательными документами, добавил Сергей Попов. Специалист учитывает не только рекомендации эксспертного совета, но и в первую очередь интересы инвестора, а также позицию местных жителей. Таким образом, чтобы архитектурная задумка стала реальностью, в своем творчестве мастер должен лавировать в строго прописанной системе ограничений. 

Сложности на пути воплощения идеи

Трудясь над обликом нижегородских улиц, архитекторы нередко встречаются с их характерной чертой — соседством современной и старинной застройки. Один из распространенных способов гармонично вписать свой проект в среду — применить стиль историзма. Однако к такому методу Сергей Попов выразил «прохладное» отношение.

Необязательно впадать в стиль XIX века, хотя где-то это уместно. Нужно углубиться, ведь не так просто нарисовать здание, полностью повторяющее образцы того времени. Должен быть единый органичный контекст, — рассказал архитектор.

Для комфорта городских пространств необходимо грамотное планирование не только строительства, но и благоустройства. При обновлении общественных территорий Нижнего Новгорода остается актуальным вопрос выбора материалов, считает Сергей Попов. Он высказал подозрение в недолговечности некоторых используемых элементов. 

У меня ощущение, что через пять лет от этого ничего не останется, к сожалению, — признался главный архитектор.

В том числе у него вызывает недоверие способ, который был применен для сохранения пакгаузов на Стрелке. В ажурных металлических конструкциях имеется щелевая коррозия, поэтому их нужно было сперва разобрать для укрепления, считает Сергей Попов. Реставрация объектов культурного наследия началась с противоаварийных работ, затем внутри павильонов появились выставочная галерея и концертный зал. Воплощение задумки в жизнь обошлось более чем в 660 млн рублей. 

Наконец, одной из главных сложностей в работе архитектора, которая прямым образом влияет на облик Нижнего Новгорода, является взаимодействие со всеми заинтересованными лицами. С одной стороны, специалисту нужно учитывать мнение собственников недвижимости, охранные зоны объектов культурного наследия и другие регламенты. С другой, он руководствуется интересами инвесторов, которые платят за проект и рассчитывают получить максимальную экономическую выгоду от его реализации.

Они хотят побольше и подешевле построить. Это совершенно объяснимо, ведь люди не строят для себя, они строят на продажу, — рассуждает Сергей Попов.

Основной способ достичь цели инвестора — увеличивать плотность застройки. Однако это может привести к снижению качества архитектуры и комфорта будущих новоселов, отмечает эксперт. Например, чем больше квадратных метров, тем больше квартал нуждается в парковках. Сейчас на одну квартиру полагается 0,7 машино-места, и по современным меркам этого не хватает. Минувшей весной нижегородский Минград выступил с инициативой привязать показатель к метражу: одна площадка для автотранспорта — на 60 «квадратов» жилой площади. Новые требования позволят увеличить размер стандартного паркинга, но могут вызвать очередное подорожание новостроек.

Застройщик стремится строить как можно дешевле, покупатель хочет купить как можно дешевле. Архитектура остается за бортом. Нет ли ощущения, что мы, архитекторы, занимается тем, что интересно только нам, и мешаем всем остальным заниматься своими делами? — адресовали Сергею Попову вопрос из зала.

Ну, так жизнь устроена. В этом и мастерство — при существующем прессинге найти такие решения, которые бы работали как архитектурные произведения, — подытожил Сергей Попов.

В поисках баланса интересов

Сергей Попов предложил коллегам следующий выход при поиске оптимальных решений: определять максимально возможную плотность застройки, исходя из экономических оснований и учитывая возможность реализации качественных архитектурных объемно-планировочных проектов.

Фото: Наталия Пылина

Преодолеть недостаток машино-мест главный архитектор Нижегородской области предлагает через разработку принципов обеспеченности территорий парковками. По его мнению, они должны быть обособлены от улично-дорожной сети новых кварталов. До ввода в эксплуатацию инвестор продает стоянки специально созданной муниципальной службе по себестоимости. Та, в свою очередь, будет предоставлять их в аренду.

Для упорядоченности застройки разработан механизм комплексного развития территорий (КРТ). В частности, с помощью него планируется осваивать южные периферии Нижнего Новгорода — Новинки и Ольгино — и преобразовывать площадь Сенную. Огромные различия в этих локациях не помеха для их перезагрузки по единым принципам, ориентированным на формирование полноценных кварталов.

Речь идет о строительстве не только жилья в максимальном его количестве на единицу площади, но и сопутствующей инфраструктуры, офисов и социальных учреждений — детсадов, школ и больниц. Комфорт людей зависит и от наличия общественных пространств, ресторанов и других мест отдыха. Таким образом, через механизм КРТ предполагается трансформировать уже застроенные пространства, а в ныне пустующие окраины вдохнуть жизнь. 

Архитектурные задумки Нижнего

Сейчас Нижний Новгород ставит перед архитекторами грандиозные задачи, соответствующие масштабу проектов в сфере строительства. Например, возведение первой в России пятиэтажной школы — нижегородской «Школы 800». Четыре ее корпуса примут в своих стенах до 4550 детей. Комплекс будет отличаться трансформируемостью внутренних пространств и индивидуальным подходом к обучению.

Знаковым объектом заречной части столицы Приволжья станет Ледовый дворец. Его строительство возле стадиона «Нижний Новгород» сформирует спортивный центр притяжения на Стрелке. Возведение арены с трибунами на 12 тысяч мест, катками, пространством для керлинга, акробатическим и тренажерным залами стартовало этим летом.

Изюминкой верхней части города должен стать IT-кампус — проект мирового масштаба, который реализуют у метромоста и на проспекте Гагарина. Кварталы высоких технологий включат в себя учебные классы, общежития на 5,4 тысячи мест, коворкинги и сопутствующую инфраструктуру. Геометрические формы зданий и пространственные решения застройки, представленные петербургскими проектировщиками, поистине будоражат фантазию.

Обновление уже началось на площади Сенной: она готовится к появлению станции метро. В зону строительства подземки попадают более сотни домов и других сооружений, которые пойдут под снос. Некоторые градозащитники опасаются, что это уничтожит существующую здесь историческую застройку. Вместе с тем, согласно перспективному проекту развития, через механизм КРТ на прилегающих к Сенной улицах могут построить до 190 тысяч «квадратов» жилья, школу, детсады, новые магазины и офисы. Место рассматривается и для создания правительственного квартала.

Реализация масштабных планов по перезагрузке площади несомененно приведет к увеличению ее транспортной нагрузки. Поэтому продление Автозаводской ветки метро, как Сормовско-Мещерской, Сергей Попов назвал в числе самых ожидаемых инфраструктурных изменений Нижнего Новгорода. Новые станции подземки на Сенной и площади Свободы должны открыться в 2025-м, а в центре Сормова — годом позже.

В свою очередь, мобильность жителей стремительно развивающихся южных территорий столицы Приволжья должен обеспечить дублер проспекта Гагарина. Он включит в себя строительство двух эстакад, разноуровневой развязки и нового моста через Оку, который свяжет Новинки и Автозавод. 

Масштабные задумки Нижнего Новгорода непременно коснутся сотен заинтересованных лиц. Архитекторам активнее, чем прежде, предстоит находить компромиссы между собственниками недвижимости, инвесторами, властями и местными жителями. При этом основной целью, преследуемой в поиске баланса, должна оставаться хорошо проделанная работа, убежден Сергей Попов.

Что же в результате увидят горожане  поражающие воображение комфортные современные кварталы или ничем не выдающиеся высотки и очередные «человейники»? Справятся ли архитекторы с амбициозными планами столицы Приволжья и оправдают ли надежды горожан  узнаем в ближайшие годы.

Шикарный особняк в центре Батуми
Земельный участок в Зеленом Городе