В музее деревянного зодчества на Щелоковском хуторе завершается большая реставрация. Восстановление коллекции из 12 памятников архитектуры конца XVII — начала ХХ веков приурочили к 800-летию Нижнего Новгорода. На эти цели из федерального бюджета было выделено 121,28 млн рублей.
В позапрошлом году из-за проведения работ музей временно прекратил принимать гостей. Тогда корреспонденту Гипермаркета недвижимости GIPERNN.RU удалось попасть на Щелоковский хутор и понаблюдать за работой мастеров. Спустя два года мы вновь отправились на закрытую территорию заповедника, чтобы оценить результаты кропотливого труда.
Что уже сделано?
Самым первым новую жизнь в музее под открытым небом получил деревянный колодец со ступальным колесом из Городца. Его привели в порядок еще в 2014 году, когда учреждение перешло в собственность муниципалитета. К 800-летию Нижнего Новгорода на Щелоковском хуторе завершилась реставрация четырех ОКН первой очереди: мельницы толчеи-столбовки из деревни Петухово Городецкого района, Покровской церкви из села Зеленое Городецкого района, ямного овина из деревни Михайлово Уренского района и верхового овина из деревни Шашки Семеновского района.
Восстановлением ветряной мельницы-столбовки конца XIX века занимались мастера ООО «Нагель» на субподряде у ООО «АВК групп» из Москвы. Как рассказал реставратор Антон Мякишев, в процессе полной переборки удалось сохранить более 60% подлинного сруба. Вся конструкция держится на столбе из лиственницы. Найти дерево такого большого диаметра оказалось делом практически невозможным, и мастера приняли решение действовать по редкому методу — заменить сгнившую древесину, находившуюся в земле, на эпоксидную смолу.
Создавался силовой каркас, который заливался эпоксидной смолой вперемешку с кварцевым песком, чтобы получилась фракция. Благодаря этому удалось избежать контакта столба с влажной средой. Важно, что столб — оригинальный, из лиственницы, — рассказал Антон Мякишев.
Реставрация ветряной мельницы уже окончена, в перспективе мельница может быть действующей, на ней осталось отладить пусковой механизм Завершились работы и на другом ОКН — Покровской церкви конца XVII — начала XVIII века. Проверяя ее итоги, проектировщик обнаружил недочет — неправильную состыковку потока. Директор заповедника «Щелоковский хутор» Марина Бугрова пояснила, что это брус, предназначенный для стока воды, который держит два слоя теса. Сейчас подрядчик ООО «Зодчие Северо-Запада» устраняет дефект по гарантии.
Не обошлось без замечаний и на двух других памятниках деревянного зодчества — ямном и верховом овинах конца XIX века. В процессе их восстановления авторский надзор обязал подрядчика полностью переделать уже выполненную работу. Тогда нам не удалось увидеть хозпостройки для сушки снопов, поскольку ООО «РегионРесурсГрупп» вывозил их на удаленную площадку. Сейчас работы завершились, и овины вновь заняли свои места на территории лесопарка.
Любимое «дитя»
Два года назад началась реставрация еще одного объекта деревянного зодчества первой половины XIX века — Дома Павловой из деревни Раково Ковернинского района. Придя в заповедник позапрошлым летом, мы нашли объект культурного наследия разобранным на бревна. Тогда никто не мог и предположить, что этот красивейший памятник едва ли не будет утрачен.
Подрядчик ООО «Зодчие Северо-Запада» разобрал сруб и оставил его лежать в таком виде под открытым небом в течение нескольких месяцев. Сначала тревогу забили общественники, затем инцидентом заинтересовались представители власти. По итогам проверки в деятельности компании выявили нарушения и к работам на ОКН привлекли на субподряд профессиональных мастеров.
К реставрации Дома Павловой приступил уже известный нам Антон Мякишев, который к тому времени организовал свое ИП. Мастер рассказал, что самым сложным в этом деле оказалось установить бревна в прежнем порядке. Дело в том, что при разборе сруба не были выполнены в полном объеме фотофиксация и маркировочные чертежи. Из-за этого специалистам пришлось ориентироваться по фотографиям, сделанным архитекторами при разработке проекта.
Бревна нужно было сначала рассортировать так, как они будут собираться с первого венца до второго этажа, и определить их местонахождение. Это было похоже на сбор конструктора без инструкции. Зачастую шли по наитию, по каким-то следам. Промахивались, приходилось разбирать заново, чтобы просто попасть в нужную отметку, — признался наш собеседник.
Сейчас Дом Павловой обрел подлинный вид с резными ставенками и воссозданным двором, став настоящим украшением Щелоковского хутора. Работы в нем вышли на финишную прямую — мастера кроют крышу и достраивают хозяйственную часть. В качестве настила для кровли используется дранка — исторический материал в виде тонких деревянных пластин, который существовал здесь и раньше.
Реставраторы восстановили утраченный двор, объединив его с жилой частью дома общей крышей. Установили оконные и дверные блоки, воссоздали внутреннее убранство — лестницы, полы, потолки. В деревянной избе появились лавки, встроенные шкафы, лежанка и другая мебель. В помещениях на первом и втором этажах предусмотрены места под печь. Однако, как пояснила Марина Бугрова, этот обязательной атрибут русской избы не вошел в контракт и будет воссоздаваться отдельно. После открытия в доме Павловой планируется создать экспозиции, представляющие жизнь нижегородской деревни со второй половины XIX до середины XX веков.
Так же, как и в семье, самый проблемный «ребенок» — самый любимый. В первый год с Домом Павловой мы пережили большой стресс. Из-за возможной потери нашего чудесного объекта все испытывают к нему особый трепет. Сейчас на нем работают уникальные мастера Антона Мякишева. Они лечат памятник, переживая за каждую досочку и каждый гвоздь. Я думаю, что большинство людей на всех уровнях не верили, что Дом Павловой можно отреставрировать. У ребят это получилось, и я благодарна судьбе, — поделилась радостью Марина Бугрова.
Какие работы еще предстоят?
Вторая очередь реставрации на Щелоковском хуторе стартовала в 2021 году. В нее вошли водяная мельница из деревни Рябиновка Ковернинского района, изба Обуховой из деревни Ульянково Городецкого района и баня Сутягиной из деревни Яндовы Семеновского района. В этом же перечне значатся три амбара, которые прибыли из села Пятницкое и деревни Малая Дуброва Семеновского района. Контракты на восстановление пяти памятников деревянного зодчества второй половины XIX века выиграло ООО «Ингрия» из Санкт-Петербурга. Контракт на реставрацию амбара Коневой, являющийся ОКН федерального значения, заключили с ООО «СтройИнвест» из Нижнего Новгорода.
На стройплощадку по договорам субподряда вышли профессиональные мастера ООО «Монолит», ООО «Преображение» и ИП Мякишев. На сегодняшний день основная часть объектов второй очереди готова. Выполнены работы на амбаре Коневой, амбаре Грошевой, амбаре из села Пятницкое, бане Сутягиной. Завершаются работы на избе Обуховой. Каждый из них восстанавливали методом полной переборки, в процессе которой мастерам удалось сохранить большую часть подлинной древесины.
Новый облик обрела баня Сутягиной, однако на ней видно гораздо меньше старых бревен — постройка почти полностью воссоздана из нового материала. Марина Бугрова пояснила, что баня прибыла в музей самой последней, в 1990-х годах. На фоне экономического кризиса, возникшего из-за распада СССР, все реставрационные мастерские в Нижнем Новгороде закрылись. Тогда было принято решение оставить сруб бани во временной сборке.
Из-за отсутствия финансирования постройка хранилась в таком виде свыше двух десятилетий, все больше приходя в негодность. При воссоздании мастера среди нового материала ухитрились вставить несколько оригинальных бревен. Внутри установили лавки и сложили каменную печь. Позже ее протопили «по-черному», чтобы в помещении чувствовался аромат настоящей русской баньки.
Особого внимания заслуживает водяная мельница. Реставрация ее сруба и механизмов завершится в июле, однако сотрудники музея не хотят останавливаться на достигнутом. Постройка входит в состав сложного гидротехнического комплекса с прудом и деревянной плотиной. Если поднять уровень водоема и направить поток на колесо, оно приведет в движение конструкцию мельницы: посетители смогут увидеть работу жерновов, толчеи, щеподрального станка.
На водяной мельнице выполняется три вида операций. Есть жернова — молоть зерно в муку, ступа и песты — там зерно дробится в крупу, и конструкция для изготовления дранки — так называемый щеподральный станок. Подлинные деревянные механизмы отреставрированы таким образом, что могут работать. Проект выполнен, и реализовать его возможно, — отметила Марина Бугрова.
В 2022 году восстановление ждет еще один памятник в музее «Щелоковский хутор». Это изба Салтыковой из деревни Кошелево Ковернинского района — объект культурного наследия федерального значения, сгоревший в 1998 году. Право реставрировать памятник начала XIX века получило нижегородское ООО «СтройИнвест» и ИП Мякишев на условиях субподряда. Материал для работ уже заказан, завершить их планируется до конца года. Как уточнили в департаменте культуры, сейчас проектная документация проходит госэкспертизу, работы начнутся после получения официального положительного заключения.
В будущем останется восстановить Большую Покровскую церковь из села Старые Ключищи Кстовского района и Дом Пашковой. Эти объекты не вошли в текущие контракты и будут сделаны после 2022 года, но проекты по ним уже разработаны. После полного завершения реставрации на территории музея планируется комплексное благоустройство: здесь уложат историческое мощение, проведут коммуникации, оформят входную группу.
Приступить к восстановлению двух оставшихся ОКН, а также к благоустройству территории МАУК АЭМЗ «Щелоковский хутор» будет возможно после выделения соответствующего финансирования, — рассказали GIPERNN.RU в департаменте культуры администрации Нижнего Новгорода.
Новая жизнь ОКН
Пока территория с объектами деревянного зодчества на Щелоковском хуторе остается закрытой для посетителей. Однако вместе с реставрацией там течет своя музейная жизнь: сотрудники проводят выездные экскурсии в школах и детских лагерях, организуют мастер-классы, онлайн-семинары. Время от времени они отправляются в этнографические экспедиции по городам и селам, чтобы пополнить коллекцию и расспросить старожилов о традициях русской глубинки. Таким образом удается восстановить в памяти старинные обряды, например, свадьбы или встречи гостей, а потом — рассказывать о них во время экскурсий.
Чтобы достойно презентовать музей посетителям, нужно провести большую работу. Она не всегда видна, но для того, чтобы люди получали качественный музейный продукт, должна быть проведена. Тогда выставка помимо красивых вещей будет иметь глубокое содержание, — пояснила Марина Бугрова.
Отдельным направлением этнографических экспедиций остается выявление старинных домов и хозяйственных построек, которые достойны украшать собой территорию заповедника. И такие объекты есть, но на их перенос и восстановление требуется отдельное финансирование. Сейчас в планах учреждения — завершить текущую реставрацию, а уже потом можно будет думать о пополнении коллекции, рассказала директор.
После возобновления работы музея на Щелоковском хуторе будут проходить мастер-классы по традиционным народным промыслам — прядению, ткачеству, столярному и гончарному делу, резьбе по дереву. Посетителей ждут увлекательные экскурсии не только снаружи, но и внутри зданий, где появятся интерактивные экспозиции. В музей вернутся народные праздники, которые проводились здесь до реставрации, — Святки, Красная Горка, Троица, Спас, Покров…
Следующим летом архитектурно-этнографический музей-заповедник «Щелоковский хутор» в Нижнем Новгороде празднует свой юбилей — 50 лет с даты основания. Его директор Марина Бугрова верит, что к этому времени масштабная реставрация памятников деревянного зодчества, наконец, завершится, и он вновь откроет двери для посетителей.
Мы будем стремиться выполнить все мероприятия к этому времени. До реставрации музей посещали около 40 тысяч человек в год. После открытия, когда начнут работать все объекты и выставки, я думаю, она увеличится в два раза, — подытожила Марина Бугрова.
Комментарии