Дефицит парковочных мест — это больное место российских городов-миллионников. Пока значительная часть населения проживает в домах 1980–1990-х годов постройки, а доступ в деловой центр города не закрыт для автомобилей по примеру европейских столиц, соседи будут воевать за машино-места, а офисные работники — получать «письма счастья» от ГИБДД. Кстати, всего за неделю в сентябре в Нижнем Новгороде было составлено 73 протокола об административных нарушениях за парковку на газонах. Как сообщил начальник управления административно-технического и муниципального контроля Нижнего Новгорода Иван Соловьев, штраф за оставленный на лужайке авто для граждан составляет 2–4 тысячи рублей, для организаций — 30–60 тысяч рублей.

Нижегородские власти пытаются решить проблему с парковками не только «кнутом» — выписывая штрафы, но и «пряником» — создавая платные стоянки.В качестве примера можно привести улицу Рождественскую. Многих выручают торговые центры, где можно оставить машину на несколько часов, не потратив ни рубля. Но такие варианты ориентированы больше на работающих неподалеку граждан, а вот за парковку возле дома им по-прежнему приходится сражаться с соседями. Те же, кто не испытывает желания ежедневно проходить квест «Припаркуй свою машину», задумываются о покупке машино-места в одном их жилых комплексов города.

Фото: Сергей Круглов

Сколько стоят машино-места в Нижнем Новгороде?

На сегодняшний день в базе Gipernn.ru представлено около 170 объявлений о продаже машино-мест, основная доля которых приходится на гаражи. Стоимость отдельно стоящих построек из кирпича с железными воротами стартует от 120 тыс. рублей, а за 250–500 тыс. рублей можно подыскать вполне приличный дом для своего «железного коня» даже в нагорной части города.

Казалось бы, решить вопрос парковки можно достаточно быстро и по приемлемой цене, но вот далеко не все автовладельцы готовы идти именно таким путем. Во-первых, найти гараж в непосредственной близости от своего места жительства бывает достаточно сложно: согласитесь, тратить время на дорогу до машины и в дождь, и в снег, — весьма сомнительное удовольствие. Во-вторых, гаражи чаще всего не охраняются, а значит, риск не найти свой автомобиль на месте — довольно высок. Наконец, гаражные массивы могут представлять опасность не только для машин, но и для людей, особенно в темное время суток. Всех вышеперечисленных недостатков лишены подземные парковки в жилых комплексах, куда можно спуститься прямо из квартиры, не переживая о сохранности своей легковушки или внедорожника.

Фото: Наталия Пылина

По данным Gipernn.ru, приобрести машино-место в жилом доме можно, отдав продавцу минимум 270 тыс. рублей. Цена выглядит вполне приемлемой, но таких предложений в открытом доступе сегодня немного. Около 40% от всех выставленных на продажу парковок в нижегородских ЖК стоят дороже 1 млн рублей. 

В большинстве объявлений с семизначной ценой речь идет о верхней части города. Расположенные в жилых комплексах Нижегородского и Советского района машино-места, как правило, отапливаются и охраняются. Но вот метраж объектов недвижимости может варьироваться весьма существенно: в некоторых случаях за 1,25 млн рублей вы получите только 15 кв.м, в иных же — целых 30.

Фото: Марина Пылина

Как стоимость подземных парковок объясняют эксперты?

Довольно часто продавцы предлагают семейные парковки, то есть рассчитанные на два автомобиля. В случае с подземной парковкой в доме № 14 по улице Фрунзе за 1,3 млн рублей стоимость квадратного метра ее площади составляет 43,3 тыс. рублей. Цена «квадрата» жилья в этом же доме стартует от 97,9 тыс. рублей. Но есть в Нижнем Новгороде и другие предложения, когда парковка обходится покупателю дороже квартиры сопоставимого метража.

Так, парковка в доме № 66а на улице Невзоровых площадью 12 кв.м предлагается к продаже за 1,35 млн рублей — это 112,5 тыс. рублей за квадратный метр. А средняя цена жилья в том же доме, по оценкам Gipernn.ru, составляет 100–107 тыс. руб. за 1 кв.м. И этот пример далеко не единственный. 

Так чем же можно объяснить «космические» ценники на парковочные места? Первая причина — потребность застройщика окупить вложения, особенно это касается домов, не входящих в элитный сегмент. Если в домах премиум-класса машино-места востребованы в большинстве случаев, то в ЖК комфорт- или даже бизнес-класса люди часто приобретают жилье в ипотеку на 20 лет и ездят на относительно недорогих автомобилях. Поэтому отдать еще 1,5 млн за бокс на подземной стоянке для них — непозволительная роскошь.

Специалист агентства недвижимости «Чекни» Михаил Славинский обратил внимание на то, что большинство домов премиум-класса располагаются в самом центре города, где как раз-таки и наблюдаются самые серьезные проблемы с парковкой. Поскольку покупатели элитного жилья обычно владеют двумя-тремя автомобилями, им проще приобрести машино-место на подземной стоянке своего ЖК, чем беспокоиться о сохранности дорогостоящего транспортного средства или ежедневно тратить время на поиск парковки на улице.

Фото: Наталия Пылина

Вторая причина дороговизны машино-мест — высокая себестоимость, о чем рассказала специалист агентства «Выбор — недвижимость» Елена Шишова. Затраты на создание квадратного места паркинга под землей превосходят расходы на строительство «квадрата» жилья. Кроме того, застройщикам приходится оплачивать еще и «коммуналку» за содержание парковки — отопление, освещение, уборку, охрану и автоматические системы въезда.

По словам Елены Шишовой, машино-места от 1 млн рублей и дороже приобретают, как правило, для очень хороших автомобилей. Остальным владельцам транспортных средств проще заплатить каско и каждый день пытаться найти свободное место для машины во дворе. Эксперт отметила также, что на старте продаж ЖК площади на подземной стоянке не пользуются высоким спросом. Люди начинают вплотную интересоваться машино-местами спустя год-два после переезда, возможно, именно тогда у них появляются свободные деньги, или они попросту устают ежедневно сражаться за парковку во дворе.

Фото: Наталия Пылина

Анна Безбородова, специалист АН «Император», уверена: на ценообразование влияет не только себестоимость строительства подземных парковок. Немаловажную роль играет и спрос на машино-места. На центральных улицах города — Костина, Нестерова, Славянской, Короленко — припарковать машину достаточно сложно. Если не найти свободный «угол» во дворе, придется идти на риск, оставляя своего «железного коня» на улице (помня при этом об оперативной работе эвакуаторов). Представитель агентства недвижимости считает, что в условиях постоянно растущего количества машин и невозможности организации цивилизованных стоянок в центре Нижнего Новгорода все места на парковках жилых комплексов все равно найдут своего покупателя.

Несмотря на существование объективных обстоятельств, вынуждающих продавцов устанавливать высокие ценники на подземные стоянки, есть еще и субъективный фактор — их растущие аппетиты. Аналитики рынка в Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге и Москве указывают на явную переоцененность многих объектов, включая машино-места в жилых комплексах. По мнению экспертов, естественное желание заработать в условиях низкой платежеспособности населения и невысокого спроса играет с девелоперами злую шутку: парковка экспонируется месяцами, а то и годами. В ряде случаев собственник пытается сдавать ее в аренду, часто — идет на серьезный дисконт, а иногда — просто ждет изменения ситуации, продолжая платить за невостребованные места на подземной стоянке из своего кармана.

Продажа площадей от 48,4 м² до 137,4 м²
База отдыха на Горьковском море