Сумма, которую приходится ежемесячно платить среднестатистической нижегородской семье за жилищно-коммунальные услуги, составляет 11,3% от общих доходов. Нижний Новгород занимает шестое место в рейтинге городов-миллионников по соотношению расходов на оплату ЖКУ и доходам семьи, а также третье место по расходам на коммунальные услуги в целом. К таким выводам пришли в Институте проблем естественных монополий (ИПЕМ).

Эксперты провели исследование роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги в 2019 году в 15 крупнейших городах России. Рейтинг представляет особый интерес по нескольким причинам. Во-первых, из-за роста НДС тарифы в этом году индексировались в два этапа — 1 января и 1 июля. Во-вторых, с 2019 года вступили в силу предельно допустимые отклонения оплаты коммунальных услуг по отдельным муниципальным образованиям (соответствующее постановление Правительства РФ вышло 15.11.2018). В-третьих, в большинстве регионов теперь установлены единые тарифы на вывоз твердых коммунальных отходов. 

Индексы оплаты по регионам

В этом году авторы исследования провели более детальное рассмотрение утвержденных на законодательном уровне индексов повышения тарифов. Суть состоит в том, что те значения, которые указаны в постановлении, могут быть скорректированы как в большую, так и в меньшую сторону. И окончательное решение по этому вопросу принимают региональные власти. Установленные допустимые отклонения в изменении тарифов на период с 2019 года по 2023 равняются базовому значению индекса на второе полугодие текущего года. На местном уровне индекс платы может быть фактически увеличен вдвое.

Проведенный анализ решений региональных властей показал, что окончательные индексы повышения платы за коммунальные услуги в большинстве случаев отличаются от базовых значений в большую сторону. А в трех регионах — Московской области, Алтайском крае и Омской области — окончательное значение и вовсе превышает базовое даже с учетом допустимого отклонения. Из всего этого следует, что базовые индексы совершенно не отражают реальную картину происходящего в регионах.

Особенности регулирования тарифов

Перед тем, как обратиться к фактическим суммам оплаты коммунальных услуг, необходимо сказать несколько слов об особенностях тарифообразования в выбранных для исследования регионах.

Проведенная первого января индексация теоретически должна была составить 1,7%. Но фактически рост тарифов варьировался от 1,15 до 1,8%. Это связано с несколькими нюансами. К примеру, в Красноярском крае 1 октября 2018 года дополнительно проиндексировали тарифы на водоснабжение, что позволило не выйти за рамки установленных процентов 1 января 2019 года. Однако сравнение цен второй половины прошлого года и первой половины года текущего показало довольно ощутимый рост цен на услуги холодного водоснабжения и водоотведения — 8,8% и 12,2% соответственно. В Ростове-на-Дону, напротив, снизили ставку за теплоноситель для горячего водоснабжения, и это также сказалось на ограничении роста итогового тарифа.

Как уже говорилось ранее, в 2019 году вывоз ТКО вывели в отдельную услугу, ранее он входил в платежку за содержание жилья. В связи с тем, что услуга носит характер нововведения, в ряде регионов РФ не обошлось без некоторых особенностей формирования тарифов на нее. Так, в Москве и Санкт Петербурге воспользовались правом городов федерального значения для того, чтобы повременить с вводом данного тарифа. В Омске власти ввели тариф в действие с небольшой задержкой — он вступил в силу лишь первого апреля. В Воронежской области региональные власти приняли решение об уменьшении платы по этому тарифу на величину НДС (разница компенсируется из местного бюджета).

Что до остальных особенностей формирования тарифов по отдельным регионам, то они в большинстве не изменились.

Насколько выросли тарифы фактически

В связи с появлением новой услуги по обращению с ТКО эксперты провели анализ роста тарифов отдельно по двум пунктам: коммунальные услуги без учета ТКО и ЖКУ в целом, куда входят все коммунальные услуги, включая капремонт, ТКО и содержание жилья.

Если брать в расчет только плату за коммунальные услуги, то на практике в семи городах из 15 наблюдается превышение значений базовых индексов платы. В Нижнем Новгороде произошло превышение на 0,8%. Однако если сравнивать фактический рост тарифов и окончательные значения индексов, то окажется, что превышение произошло только в Самаре и Красноярске.

Допустимый и фактический прирост платы за коммунальные услуги (вторая половина 2019 года ко второй половине 2018-го)

Город Фактический прирост платы, % Индекс платы, % Превышение фактического
прироста платы над индексом, п.п.
Базовое значение Окончательное значение По базовому
значению индекса
По
окончательному
значению индекса
Москва 5,1 6,6 6,6 -1,4 -1,4
Санкт-Петербург 2,6 6,3 6,3 -3,7 -3,7
Новосибирск 4,9 5,0 5,0 -0,1 -0,1
Екатеринбург 3,8 3,7 5,8 0,1 -1,9
Нижний Новгород 4,6 3,7 5,9 0,8 -1,3
Казань 4,6 4,8 4,8 -0,1 -0,1
Челябинск 3,7 3,7 3,7 0,0 0,0
Омск 4,4 4,0 6,4 0,4 -1,9
Самара 4,6 3,7 3,7 0,8 0,8
Ростов-на-Дону 3,2 3,7 5,7 -0,6 -2,5
Уфа 3,6 3,7 5,8 -0,1 -2,1
Красноярск 5,6 4,4 4,4 1,1 1,2
Пермь 5,1 3,7 5,8 1,4 -0,6
Воронеж 6,2 3,7 6,8 2,5 -0,6
Волгоград 4,0 4,1 4,1 -0,1 -0,1

При рассмотрении услуг ЖКУ в целом можно увидеть, что темп роста тарифов существенно превышает базовое значение. Так, в столице Поволжья рост составил 4,9%, что является превышением на 1,1%. В четырех городах (Екатеринбург, Воронеж, Ростов-на-Дону и Омск) рост составляет 8,5%-9%. Кстати, в Северной столице прирост платы оказался крайне низким — всего 3,1%. Такое различие в темпах прироста оплаты коммунальных услуг и ЖКУ в частности связано с особенностями реализации так называемой «мусорной реформы».

Допустимый и фактический прирост платы за ЖКУ (вторая половина 2019 года ко второй половине 2018-го)

Город Фактический прирост платы, % Индекс платы, % Превышение фактического
прироста платы над индексом, п.п.
Базовое значение Окончательное значение По базовому
значению индекса
По
окончательному
значению индекса
Москва 6,0 6,6 8,4 -0,6 -0,6
Санкт-Петербург 3,1 6,3 8,1 -3,2 -3,2
Новосибирск 5,2 5,0 5,0 0,2 0,2
Екатеринбург 8,6 3,7 5,8 4,9 2,9
Нижний Новгород 4,9 3,7 5,9 1,1 -1,0
Казань 5,7 4,8 4,8 1,0 1,0
Челябинск 5,4 3,7 3,7 1,7 1,7
Омск 9,0 4,0 6,4 5,0 2,7
Самара 5,7 3,7 3,7 1,9 1,9
Ростов-на-Дону 8,8 3,7 5,7 5,0 3,1
Уфа 5,4 3,7 5,8 1,7 -0,3
Красноярск 8,3 4,4 4,4 3,8 3,8
Пермь 4,7 3,7 5,8 1,0 -1,1
Воронеж 8,8 3,7 6,8 5,1 2,0
Волгоград 7,6 4,1 4,1 3,5 3,5

Доля расходов на услуги ЖКХ в бюджете населения

Перед тем, как рассчитать, какую долю семейного бюджета тратят россияне на оплату коммунальных услуг, нужно высчитать средний доход семьи в стране по каждому региону в отдельности. В этом году авторы исследования для анализа брали данные 2017 года, умножая средний годовой доход на индекс увеличения доходов за одиннадцать месяцев 2017 и 2018 годов.

Как и в предыдущих исследованиях, в исследовании 2019 года одно среднее домохозяйство включает в себя два работающих человека и одного иждивенца. Таким образом получается, что доход такой семьи равен удвоенному среднедушевому доходу. Для Нижнего Новгорода эта цифра составляет 31 625 рублей. В среднем на оплату всех коммунальных расходов нижегордцы тратят 7 136 рублей. Сюда входят все коммунальные услуги — газ, вода, электричество, отопление, водоотведение, плата за вывоз ТКО, капремонт. В процентом соотношении это 11,3% от бюджета семьи.
Наиболее ощутимая нагрузка на бюджет семьи приходится в Волгограде (13,5%), Перми (11,9%), Ростове-на-Дону (11,6%), Самаре (11,5%), Омске (11,5%). Нижнему Новгороду принадлежит шестое место. Санкт-Петербург, Москва и Казань ожидаемо находятся в конце этого рейтинга за счет высоких доходов населения.

Соотношение совокупной платы за ЖКУ и доходов населения

Город Совокупная
плата за ЖКУ,
2019 г.,
руб./мес.
Оценка среднедушевых
денежных доходов населения в
соответствующем регионе РФ,
2018 г., руб./мес.
Отношение расходов на
коммунальные ресурсы
к доходам
домохозяйства, %
Москва 9 080 61 209 7,4
Санкт-Петербург 6 435 42 219 4,6
Новосибирск 5 197 25 023 10,4
Екатеринбург 7 489 35 948 10,4
Нижний Новгород 7 136 31 625 11,3
Казань 5 673 33 060 8,6
Челябинск 5 180 23 924 10,8
Омск 5 869 25 417 11,5
Самара 6 344 27 520 11,5
Ростов-на-Дону 6 727 29 064 11,6
Уфа 6 251 28 599 10,9
Красноярск 5 725 28 410 10,1
Пермь 6 829 28 768 11,9
Воронеж 6 051 30 592 9,9
Волгоград 5 941 21 936 13,5

Подводя итог, можно сказать, что в основу тарифной кампании 2019 года лег рост НДС с первого января и выделение услуги по обращению с ТКО из существующих услуг по содержанию жилого помещения. Также в результате увеличения НДС произошло повышение базового значения индексов платы за коммунальные услуги, в то время как темп роста доходов населения отстает.

Продажа площадей от 48,4 м² до 137,4 м²