Открытый разговор с губернатором — это возможность для каждого жителя Нижегородской области громко и во всеуслышание заявить о своей проблеме. А для руководства региона — уловить настроения людей, получить обратную связь и сделать выводы. И главное — не просто помочь конкретному человеку, но определить вектор для системных решений, которые позволят улучшить качество жизни нижегородцев.
7 декабря 2023 года глава Нижегородской области Глеб Никитин больше двух часов отвечал на вопросы местных жителей в прямом эфире. Треть жалоб касалась коммунальной сферы, почти четверть — общественного транспорта и дорог. Всего на прямую линию с губернатором поступило более 9,5 тысячи вопросов. Подводя итоги большого разговора, мы остановимся на самых актуальных для читателей GIPERNN.RU темах: ЖКХ, строительство, дороги, транспорт и цены на жилье.
«Зима начинается с вызовов»: система энергоснабжения
С начала 2023 года Центр управления регионом отработал почти 3000 жалоб на отключения электричества. Тысячи жителей столкнулись с неприятностью после ледяных дождей, другие же страдают от скачков напряжения и без вмешательства стихии. Зимой, если мощности системы не справляются, могут останавливаться насосные станции. И тогда жители остаются без света, воды, отопления.
Глеб Никитин признал, что в 2022 году службы достаточно долго ликвидировали последствия стихии, в этом же сезоне они сработали совершенно по-другому: в нормативные сроки — в течение 24 часов — практически все неприятности были устранены. Масштабная профилактическая работа по повышению надежности электроснабжения велась после прошлогодних ледяных дождей: на нее ушло почти 3 млрд рублей. В результате план восстановления сетей был перевыполнен.
Конечно, работа электроснабжения должна быть обеспечена на самом высоком уровне. И работа в этом направлении должна быть продолжена. План сформирован не только на 2023-й, но и на 2024–2025 годы.
Из-за разбушевавшейся стихии в регионе вводили режим ЧС: это требовалось для назначения компенсаций ущерба нижегородцам. Выплаты получили около 50 тысяч человек, пострадавших от ледяного дождя. Во время прямого эфира Глеб Никитин дал поручение дополнительно проверить все заявки, обеспечив индивидуальную работу с ними.
Насчет обращений об отключениях электричества, не связанных с погодными условиями, губернатор распорядился провести работу по конкретным озвученным адресам. Например, на регулярные перебои со светом ему пожаловались жители с Казанского шоссе в Нижнем Новгороде.
Конечно, возьму на свой контроль эту ситуацию. Обсудим строительство новых подстанций, проведение дополнительных линий, чтобы в принципе ситуаций с отключением не было. Проблема решаемая, возьмем на отдельный контроль, в декабре у нас будет обсуждение на эту тему с энергетиками.
«Предмет огромной работы»: общественный транспорт
Зимой усугубляются проблемы не только в сфере ЖКХ, но и на дорогах. С начала года в Центр управления регионом поступило рекордное количество жалоб — более 26 тысяч — на состояние улично-дорожной сети и 13,5 тысячи — на работу общественного транспорта. Нехватка автобусов на маршрутах и, как следствие, долгое ожидание на остановках в мороз становятся настоящим испытанием. В некоторых районах области люди также жалуются, что действующие автобусы разваливаются на глазах.
Общественный транспорт — это предмет огромной работы, которая проводится.
В первую очередь проблема связана с огромным дефицитом кадров, объяснил Глеб Никитин. В начале года около 150 почти новых машин простаивало в парке, потому что не хватало людей, которые сядут за руль. Ситуацию уже активно исправляют: за счет региональных субсидий водителям повысили зарплату, которую вскоре планируется снова проиндексировать. Для привлечения иногородних сотрудников заканчивается капитальный ремонт общежития: оно расположится возле аэропорта имени Чкалова.
Соблюдение расписания автобусов должна обеспечить интеллектуальная транспортная система, которая вводится с прошлого года. Губернатор уверен, что улучшения почувствуются уже где-то в середине 2024-го. В том числе они станут следствием модернизации светофоров и перевода всех маршрутов на брутто-контракты. Последнее изменение исключит «гонку за пассажирами», обеспечит регулярность рейсов и необходимое количество машин на линии.
Это увеличит расходы регионального бюджета, но мы понимаем, что нам нужно принимать радикальные решения по улучшению работы общественного транспорта.
За последние пять лет для Нижнего Новгорода закупили около 500 автобусов: теперь важно, чтобы вырос процент их выхода на линии. Кроме того, в скором времени на городские улицы выйдут около 120 новых электробусов, которые частично заменят собой троллейбусы. Продолжается закупка трамваев — всего новых вагонов будет 170. Для районов области приобретено более 300 автобусов: 80 из них поступят до конца текущего года, остальные — в начале следующего.
Очевидно, что это радикально изменит ситуацию, но мы на этом не остановимся… Думаю, что в момент, когда строительство новых станций метро будет завершено, а рельсы полностью переложены, все виды подвижной состава обновлены, электробусы начнут ходить — наконец-то эта проблема уйдет из топа. Очень об этом мечтаю, уверен, что так и будет. Сделаю для этого все.
«Самое сложное, что можно себе представить»: продление метро
Развитие метро жизненно необходимо Нижнему Новгороду. Сейчас ведутся работы по продлению Автозаводской ветки в верхней части города: две станции на площадях Сенной и Свободы должны быть готовы в 2025 году. Вскоре строительство развернется на Сормовско-Мещерской линии: новая станция в районе центра Сормова может появиться в 2026 году.
Реализация таких больших инфраструктурных проектов, как продление метро, неизбежно сопряжена с трудностями. В ноябре стало известно, что подрядчик отстает от графика, но отставание не критично, если метростроевцы наверстают упущенное время на следующих этапах, заявляет ГУММиД. Однако новость о задержке отразилась на настроении местных жителей: с момента перекрытия площади Свободы они жалуются, что поток автомобилей пошел через дворы. Теперь горожанам придется мириться с неудобствами примерно до апреля.
Глеб Никитин обратил внимание, что расчеты и планы — это важно, но жизнь иногда оказывается сложнее. Тем не менее он призвал ответственных лиц быть внимательнее к высказанным обещаниям.
Ложных надежд и «шапкозакидательских» настроений быть не должно. Давайте мы будем обещать то, что можем, и заявления делать предельно ответственно.
Будут предприняты все усилия для скорейшего открытия объездной дороги и завершения строительства метро в обозначенный срок, пообещал Глеб Никитин. Возможности, чтобы остаться в графике, есть.
Строительство метро — самое сложное, что можно себе представить в рамках строительства в теле города. Мы, по сути, вторгаемся в целую сеть коммуникаций, в том числе жизненных условий и городского окружения.
«Ни один метр не потеряем»: развитие трамвайных линий
Понимая удобство подземки, многие нижегородцы ратовали за продление новых линий в сторону Щербинок и Сормова. Однако развивать метро — очень долго и дорого, отмечает губернатор: наиболее эффективным решением станет запуск трамвая. Уже есть предпроектные наработки для строительства новых путей в Щербинках, до Ольгино, Новинок и в направлении 7-го микрорайона. Решение о финансировании ожидается в начале 2024 года.
Тем временем в городе продолжается масштабная модернизация существующей трамвайной инфраструктуры стоимостью более 50 млрд рублей. На эти деньги до конца 2026 года будут закуплены 170 новых вагонов, реконструированы три депо, 15 тяговых подстанций и все 150 километров путей. Ни один метр при замене рельсов потерян не будет, отмечает Глеб Никитин.
К сегодняшнему дню завершена реконструкция около 33 км трамвайного полотна. Обновлены пути вдоль Сормовского шоссе до станции Варя и 10-километровый участок от Нартова до Мызы. Продолжается замена рельсов от Московского вокзала до центра Сормова и улицы Ярошенко. Завершить эти работы планируется в начале 2024-го.
Глеб Никитин подчеркнул, что раньше такая работа в массовом режиме не проводилась, поэтому производственные мощности перегружены. Тем не менее по объему выполненной реконструкции трамвайных путей Нижний Новгород находится на первом месте среди других городов России.
Стройка — это всегда неприятно, ремонт в квартире — тоже неприятно. Хочется, чтобы сразу было все чисто и аккуратно. Придется потерпеть — ну, или вообще ничего не делать. Тогда все остается как было: износ, плохая работа, шум, угроза подвижному составу и дорожному полотну — с этим нельзя было мириться.
Глава региона дал поручение Минтрансу дополнительно известить жителей о компенсационных маршрутах, запущенных на время ремонта трамвайной сети в Сормовском и Московском районах. В качестве альтернативы на улицы вышли троллейбусы № 5 Старая Канава — улица Пролетарская и № 8, который ходит от Дубравной до Московского вокзала. Т-55 теперь курсирует от ЗКПД-4 до ж/д вокзала, а маршрут А-89 перенаправлен на улицу Березовскую с выездом к станциям «Буревестник» и «Бурнаковская» и разворотом на Бурнаковском проезде.
«Стратегическое решение»: дороги-дублеры
Одна из наиболее перегруженных дорог Нижнего Новгорода — проспект Гагарина. С приходом зимы проблема пробок в часы пик усугубляется, а градус напряжения повышается. Пока вопрос пытаются решать с помощью более эффективного управления движением и регулировкой светофоров. Стратегическим выходом должно стать строительство дублера проспекта Гагарина. Инфраструктурному проекту, о котором говорили как минимум десяток лет, наконец дали зеленый свет.
Дорога пройдет от улицы Ларина, обогнет развязку в Ольгино, выйдет к Новинкам и далее — с помощью нового моста через Оку — дойдет до улицы Фучика на Автозаводе. На строительство отводится 4,5 года: работами по концессии с правительством займется «КСК № 11» — дочерняя компания «Автобана». Предварительно реализация проекта оценивается в 64,4 млрд рублей. Такую сумму регион не в состоянии покрыть даже с помощью привлеченных инфраструктурных бюджетных кредитов. Поэтому часть трат ляжет на концессионера, который будет возмещать их за счет платной эксплуатации дороги. Но вероятность того, что проезд станет безвозмездным, существует, рассказал Глеб Никитин.
Если финансовые условия изменятся (такое возможно, я понимаю, за счет чего, например), то мы сделаем все, чтобы-либо управлять тарифом, либо вообще отказаться от платности. Вероятность такая есть.
За дублер могут взимать деньги, только если альтернативный путь является бесплатным — это прописано в законодательстве. Платные артерии призваны разгрузить основные городские трассы, подчеркнул глава региона.
Другой платной дорогой в Нижнем Новгороде может стать дублер проспекта Ленина. Две очереди городской магистрали пройдут от Заречного бульвара до метромоста и от Молитовского до Мызинского моста. Ее строительство тоже могут вести в рамках концессионного соглашения.
«Скепсис не имеет под собой оснований»: канатная дорога через Оку
Еще одной крупной транспортной артерией, которая разгрузит дороги Нижнего Новгорода, станет канатная дорога через Оку. Одна ее остановка разместится возле «Океаниса» на проспекте Гагарина, две другие — на улице Баумана и Заречном бульваре. Проект по концессии с правительством реализует ГК «Урбантех»: компания вложит в него 4,6 млрд рублей. Прокатиться по новой воздушной переправе можно будет в 2025 году.
Однако не все горожане рады таким планам: некоторые просят исключить Заречный бульвар из маршрута канатной дороги. Местных жителей беспокоит вмешательство в природную территорию и аварийное состояние коллектора реки Ржавки, из-за которого здесь случаются провалы грунта. Другие противники проекта предрекают повышение уровня шума и считают будущую канатку лишь аттракционом для туристов.
После появления канатной дороги через Оку территория озеленения на Заречном бульваре только увеличится, отметил Глеб Никитин. Опоры будут стоять не на самом коллекторе, а в 19 метрах от него. И сейчас власти ищут подрядчика, который разработает проект реконструкции тоннелей Ржавки. Кроме того, воздушная переправа производит гораздо меньше шума, чем трамвай или любой другой транспорт. Поэтому он призвал жителей меньше реагировать на «тревожные и некомпетентные сообщения или страхи».
Такого рода инженерный проект проходит абсолютно всестороннюю — инженерную, геодезическую и прочую подготовку с точки зрения обследования и обеспечения полной безопасности.
Есть много тех, кто поддерживает строительство канатки. Существует огромное количество аргументов в пользу воздушной переправы, подчеркнул губернатор.
Я не сомневаюсь, что там будут искомые 10 тысяч [пассажиропотока], чтобы проект был окупаем. А вообще мощность ее будет до 30 тысяч. Это дополнительный вклад в эффективность общественного транспорта. Поэтому у нас четкая позиция: этот скепсис не имеет под собой оснований.
«Палка о двух концах»: цены на жилье
Квартирный вопрос является одной из самых волнующих тем для нижегородцев. За последние несколько лет стоимость жилья в Нижнем Новгороде значительно выросла: к концу осени средневзвешенная цена квадратного метра на вторичном рынке составила 126,8 тысячи рублей, а на первичном рынке достигла почти 170,6 тысячи.
Чем ближе город к уровню столицы, тем дороже в нем жить, но и качество жизни становится выше, подчеркивает Глеб Никитин.
Людям в Нижнем Новгороде жить дешевле [чем в Москве]. Но тенденцию никто не отменял: конечно, сближение будет происходить — это развитие. Или можно представить обратную ситуацию — полная стагнация: все дешево, но при этом скучно и люди хотят уехать поскорее. Нам же этого не нужно.
Рассуждая о росте стоимости квартир, губернатор отметил, что это «палка о двух концах». Высокие цены делают проекты более привлекательными для инвесторов, но снижают доступность жилья для покупателей.
Когда цены были в стадии стагнации, многие инвесторы анализировали наши проекты и просто не шли. Сейчас инвесторов достаточно много. Но для людей цена — это, конечно, отрицательный фактор. Мы прекрасно понимаем, что нам нужно обеспечить не просто предложение, а доступное предложение.
Сдержать рост стоимости жилья позволит увеличение объема предложения на рынке недвижимости: оно усилит давление на цены в сторону их стабилизации, считает Глеб Никитин. В 2023 году в Нижегородской области планируется сдать в эксплуатацию более 1,7 млн квадратных метров жилой недвижимости. Если это произойдет, регион повторит рекорд 2022 года. Наращивать темпы строительства предполагается с помощью нового механизма комплексного развития территорий (КРТ).
«Все начатое будет завершено»: новые ЖК и школы
При увеличении объемов строительства необходимо помнить о сопутствующей социальной инфраструктуре. Нижегородские власти понимают, что ее наличие рядом с домами — одна из важнейших составляющих комфортной жизни. Нижний Новгород уже прошел этап точечной застройки, когда один за другим жилые комплексы возводили без школ и детских садов. В результате в городе образовался дефицит учебных мест. После подобного опыта стало очевидно, что его повторения быть не должно.
Механизм комплексного развития территорий позволит эффективно решать задачи по обеспечению нижегородцев местами в школах и детсадах. Проекты КРТ синхронизируют с программами развития социальной инфраструктуры либо возлагают ее строительство на застройщиков новых ЖК. Сейчас в регионе прорабатываются около 30 проектов КРТ. Первые три площадки — две в Ленинском и одна в Нижегородском районе — уже нашли своих инвесторов.
Самое главное — мы больше не допустим появления таких жилых комплексов, где нет школ и детских садов. Сейчас региональные нормы градостроительного проектирования отражают позицию правительства. Мы будем давать реализовывать жилищные проекты, только если понимаем, за счет чего и где будет строиться сопутствующая социальная инфраструктура.
Всего в Нижегородской области с 2018 года введены в эксплуатацию 25 школ на 17 659 мест. В ближайшее время достроят еще восемь учреждений на 7525 мест. В том числе новые образовательные организации появятся в ЖК, которые изначально не были обеспечены социальной инфраструктурой, подчеркнул Глеб Никитин.
Каждое из обращений, поступивших на прямую линию с губернатором, касалось вполне конкретной проблемы. Но вместе они, как один большой пазл, сложились в общую картину жизни региона. Подводя итоги большого разговора, Глеб Никитин подчеркнул, что все вопросы будут взяты в работу. На отписки ответственных лиц он пообещал реагировать жестко: все нижегородцы должны получить ответы вне зависимости от того, прозвучали их вопросы в эфире или нет. Такая практика позволяет навести мосты между жителями и властью и открыто заявить о сложностях в той или иной сфере. При этом озвученные проблемы наглядно показали, что Нижегородская область выбрала верный путь их системного решения для улучшения жизни к лучшему.
Комментарии