Фото: Наталия Пылина

Серое майское утро, дождь, железнодорожный вокзал. Поезда приходят и уходят, гудит толпа встречающих и провожающих, пассажиры спешат занять свои места в вагонах. Жизнь кипит, как это было 160 лет назад, когда история Горьковской железной дороги только началась и по ней стали курсировать первые поезда.

Со свистом, окутанный дымом, к перрону прибыл паровоз. Постоял немного и после сигнального гудка машиниста двинулся в путь. Колеса мерно застучали по шпалам, а в окне замелькали картинки окутанного дымом города, лесов и полей. Сегодня ретро-поезд мчит пассажиров в Семенов — старинный городок с вековой историей и неповторимой атмосферой.

Корреспондент Гипермаркета недвижимости GIPERNN.RU тоже отправился в мини-путешествие по Горьковской железной дороге, чтобы окунуться в историю и больше узнать о знаменитой Московско-Нижегородской магистрали в юбилейный для нее год.

Фото: Мария Носырева

Масштабная стройка

Идея построить железнодорожную линию из Нижнего Новгорода до Москвы появилась в начале XIX века. Толчком к этому событию послужил перенос Макарьевской ярмарки в город, стоящий на слиянии Оки и Волги. До строительства ж/д пути купцы доставляли товары по рекам и сухопутным трактам, однако последнее было отнюдь не безопасным. Железная дорога в свою очередь имела массу преимуществ, основным из которых являлась скорость.

Проект Московско-Нижегородской железнодорожной магистрали утвердили в 1857 году, а непосредственно ее строительство началось годом позже. Выполнение работ велось поэтапно: до весны 59 года XIX века строился первый участок от Москвы до Владимира, а второй — от Владимира до Нижнего Новгорода — возводился до 1863-го. Процесс контролировали русские специалисты под верховным руководством французских инженеров.

На местах трудились почти 13 тысяч крепостных крестьян и вольнонаемных рабочих из восьми губерний — Московской, Владимирской, Нижегородской, Тульской, Орловской, Смоленской, Могилевской и Тверской. Они выполняли каторжный труд при помощи лишь трех инструментов — кирки, лопаты и тачки. Рабочий день длился 12–14 часов. За труд крестьяне получали ничтожно малую оплату, часто становясь жертвами обмана со стороны своих начальников. Крышей над головой беднякам служили землянки или сколоченные на скорую руку бараки, а об одежде и пропитании они были вынуждены заботиться самостоятельно.

Рельсы для ж/д путей поставлялись из-за границы. Там же велось и изготовление паровозов по российским чертежам. Первыми поездами до столицы и обратно управляли немецкие и польские машинисты, спустя время профессии обучили русских. Первые указы по новой магистрали издавались на французском, а затем переводились на русский язык.

Вокзал для богатых и бедных

1 августа 1862 года из Нижнего Новгорода в направлении Москвы вышел первый поезд из четырех вагонов: он положил начало движению по новой железнодорожной магистрали, которая связала Поволжье с центром и восточными окраинами России. Начальной точкой отправления стал ж/д вокзал, построенный по проекту русского архитектора Константина Тона в Кунавинской слободе. Здание имело два этажа и включало помещения для пассажиров разных классов.

Представители самого последнего, третьего, были простолюдинами: для них не предусматривалось выхода в остальные залы, а лишь на перрон либо на улицу. Более состоятельные путешественники могли позволить себе пообедать в ресторане и воспользоваться туалетной комнатой, расположенных здесь же. Различие в сословиях определялось даже по цвету вагонов, который соответствовал окраске билетов. Самые богатые пассажиры первого класса путешествовали в купе синего цвета. Для людей со средним достатком, относящимся ко второму сословному разряду, отводились места в вагонах желтого. И наконец, беднякам позволялось занять зеленую часть поезда.

Источник: ГЖД

В правом крыле первого ж/д вокзала находились специальные залы для приема важных персон. Они просуществовали до 1894 года: за несколько лет до этого, в 1888-ом, департамент железных дорог принял решение о строительстве императорского павильона для приема самых высоких гостей. В 91-м году XIX века новое здание было готово.

Дважды его посещал Николай II со своей семьей, и каждого из его родных ждали комнаты, оформленные в разных цветах. В общей сложности последний русский государь гостил в Нижнем Новгороде три раза. В последний свой визит в 1913 году он приехал на открытие Нижегородского торгово-государственного банка, который сейчас является главным банком Нижегородской области на улице Большой Покровской.

Семеновская ветка и рождение ГЖД

Наш ретро-поезд направился в северо-восточную часть Нижегородской области, на территорию бывшего Семеновского уезда. Расстояние по железной дороге от Нижнего Новгорода до нынешнего городского округа Семенов составляет 69 километров. Эту ветку путей начали строить с 1914 года, а официально открыли 1 октября 1927-го. Раньше она брала свое начало на станции Моховые горы, расположенной на территории современного городского округа Бор, и тянулась на 374 километра до Котельнича. Паровозы преодолевали такое расстояние за 15 часов.

Кроме пассажирских, в этом направлении курсировали и товарные поезда. Из центра Поволжья они доставляли продовольствие к дальним окраинам Нижегородской губернии, а оттуда привозили запасы леса, которым богата эта часть земель. Однако между двумя берегами Волги долгое время отсутствовала переправа, что создавало дополнительные трудности. Сначала грузы довозили до одного берега, а затем переправляли через реку: летом это делали на пароме, зимой — на поезде по рельсам, проложенным по льду.

В начале ХХ века российские инженеры рассматривали два способа решить проблему — путем прокладки тоннеля под рекой либо строительства наземного моста. Реализации этих планов помешала Первая мировая война. Осуществить затею удалось уже советскому правительству в 1930-х годах, когда между берегами Волги от Бора к Нижнему Новгороду появился однопутный железнодорожный мост. А в 1936 году областной центр переименовали в честь известного классика, и ж/д магистраль получила название Горьковской железной дороги.

Фото: Мария Носырева

Ах, Семенов-городок

Поезд прибыл на ж/д вокзал Семенова. Он встречает путешественников современным зданием вокзала необычной архитектуры, признанным объектом культурного наследия регионального значения. Строение возвели в начале ХХ века. В середине 1990-х пришедший в упадок вокзал начали реконструировать и торжественно открыли в 2006 году.

Сам город гораздо старше своей пассажирской ж/д станции: первое упоминание в летописи о «селишке Семеновском» относится к 40-м годам XVII века. Широкую известность Семенов получил благодаря народным промыслам — резьбе по дереву и хохломской росписи. Местные плотники изготавливали посуду, предметы быта, игрушки, а затем — в более поздние времена — стали украшать свои изделия хохломой.

Отдельного внимания заслуживает знаменитая матрешка, которая принесла городу мировую славу. Она представляла Россию на Олимпийских играх в Сочи, Универсиаде в Казане и ЧМ по футболу в Нижнем Новгороде. До сих пор эта уникальная деревянная кукла остается узнаваемой и любимой жителями многих стран.

Сейчас в Семенове действуют фабрики по изготовлению и росписи деревянных изделий, а сам он давно стал центром притяжения туризма. Притоку новых гостей способствует Всероссийский фестиваль «Золотая хохлома», который проходит здесь каждое лето. Помимо городских ремесленников, на праздник стекаются мастера и туристы из разных уголков России, и многие из них приезжают на поезде.

Значение железной дороги трудно переоценить для всех сфер жизни России как 160 лет назад, так и в наше время. Сегодня поезда ходят практически в любую точку страны, и поездки на них считаются одними из самых комфортных, безопасных и доступных среди всех видов транспорта. Железнодорожное сообщение с легкостью позволяет перемещаться на большие расстояния. А еще — дает мощный толчок развитию внутреннего туризма и процветанию маленьких городков с их самобытными традициями.

Продажа производственно-складских баз
Шикарный особняк в центре Батуми