Автозаводский парк культуры и отдыха знаком многим нижегородцам. Территория площадью 73,6 га раскинулась в границах улиц Героя Смирнова, Колхозной и проспекта Молодежного. Находясь в самом сердце густонаселенного рабочего района, она является излюбленным местом для прогулок, отдыха и развлечений местных жителей. Длинные прямые аллеи, ретро-аттракционы, фонтаны и более 13 тысяч деревьев привлекают сюда нижегородцев разных возрастов.

Фото: Наталия Пылина

Но при всей своей красоте Автозаводский парк за 88 лет существования ни разу не видел полноценной реконструкции. Его советская инфраструктура морально устарела, редеет озеленение, дорожки разрушаются, а в лесистой части пространства небезопасно находиться по вечерам. Повысить комфорт общественного места должно его комплексное благоустройство. Средства на проектирование выделит Группа ГАЗ в рамках собственной программы «Новый социальный вектор». Источники финансирования работ администрация совместно с заводом определят после создания проектно-сметной документации.

В преддверии грядущего благоустройства Автозаводского парка состоялись первые общественные слушания. Обсудить развитие общественного пространства во Дворце культуры «ГАЗ» собрались около сотни неравнодушных горожан. К ним присоединились представители власти, компании-проектировщика МБУ «Нижегородгражданпроект» и корреспондент Гипермаркета недвижимости GIPERNN.RU.

Фото: Мария Носырева

С чего все начиналось

История городского сада Автозаводского района началась в 30-х годах ХХ века вместе с развитием Горьковского автозавода и строительством микрорайона Соцгород. В апреле 1935 года в ходе субботника местные комсомольцы приступили к благоустройству заболоченной территории с редкими посадками березы, ивы и тополя. За основу был взят проект академика архитектуры Александра Никольского: он разработал планировочную структуру будущего парка в виде нескольких пересекающихся прямых аллей с овальной площадью, фонтаном и партерами. В это же время здесь высадили первые деревья, а позже дополнили зеленой каркас более тысячью лип, кленов, берез, ясеня и сотнями кустарников.

В 1940-е на территории парка размещались зенитные батареи, защищавшие небо рядом с Горьковским автозаводом от вражеских самолетов в годы Великой Отечественной войны. Но даже в тяжелое время парк продолжал развиваться. Здесь появилась еще одна достопримечательность — деревянный кинотеатр «Родина». Его построили по проекту архитектора Бориса Анисимова в 1944 году. А на следующий год между городским садом и проспектом Жданова (ныне Молодежным проспектом) установили чугунную ограду. В том же 1945-м в центральной части пространства появился фонтан, на аллеях уложили асфальт. Тогда же территорию официально назвали Автозаводским парком культуры и отдыха.

Фото: Мария Носырева

В течение следующих десятилетий горожане продолжили озеленять парк новыми деревьями и украшать цветами. Со временем здесь появились открытая эстрада для лекций и концертов, танцевальная площадка, читальный павильон. В 1960–1980-е годы парк процветал: многие нижегородцы помнят, как катались здесь на колесе обозрения, ели сладкую вату и купались в озере Земснаряд. В 90-е годы ХХ века ГАЗ прекратил финансировать содержание территории. Ее пытались передать на баланс администрации, а затем создали для управления самостоятельное юридическое лицо. Сегодня таковым является МП «Автозаводский парк».

Как выглядит парк в наши дни

Со временем Автозаводский парк культуры и отдыха стал приходить в запустение. В 1990-е годы обмелело, а затем пересохло искусственное озеро: местные жители вспоминают, как раньше ловили в нем рыбу и катались на лодках, а сейчас на этом месте размещается прокат квадроциклов. В 2013 году снесли кинотеатр «Родина», до этого в нем несколько раз случался пожар. Чуть позже историко-культурная экспертиза выявила, что постройка обладала признаками объекта культурного наследия.

Исчезли многие активности: закрылась танцевальная площадка, перестал действовать шахматный клуб. Утрачено большинство архитектурных форм и изваяний, которые украшали парк в первые десятилетия его существования. Сейчас о советском прошлом территории напоминает семейный ретро-аттракцион с колесом обозрения, «Орбитой», «Вихрем», ракушками и автодромом. Для маленьких посетителей действует городок с детскими каруселями.

Фото: Наталия Пылина

С началом перестройки парковые аллеи заполнили многочисленные уличные кафе. Отдых здесь приобрел несколько иной характер: по вечерам начали собираться шумные компании, жители стали жаловаться на громкую музыку и дым, исходящий от шашлычных. Среди жителей других районов даже сформировалось мнение об Автозаводском парке как о территории с повышенной криминогенностью. Некоторые участники обсуждений признались, что их друзья не хотят приезжать сюда по этой причине.

Что намерены сохранить в парке

В августе 1993 года общественное пространство получило официальный статус памятника ландшафтной архитектуры. Руководитель проекта «Нижегородгражданпроект» Ксения Мазина рассказала, что при разработке концепции благоустройства за основу будет взят исторический конструктив парка, включенный в предмет охраны. Это осевая симметричная планировка с «нанизанными» на нее круглыми площадками, что характерно для планировочной структуры территорий 30-х годов ХХ века.

Отдельное внимание при выполнении реконструкции уделят восстановлению чугунной ограды, которая была вылита умельцами 6-го литейного цеха Горьковского Автозавода. Ксения Мазина отметила, что исторический забор можно продолжить новым. Если его изготовление доверить нынешним работникам ГАЗа, то они могут повторить мастерство своих предшественников в создании орнаментальной сетки или придумать что-то свое.

Фото: Наталия Пылина

В ходе благоустройства на территории парка сохранят зенитную установку. Ежегодно в память о победе в Великой Отечественной войне на площади рядом с ней проводятся митинги. Историческое место должно и дальше оставаться здесь, чтобы напоминать потомкам автозаводчан о героизме своих предков. Это мнение проектировщиков разделили все жители, присутствующие на обсуждениях. Сохранению в парке также подлежат входная группа, малые архитектурные формы, фонтан. И конечно, озеленение.

Основные посадки были выполнены в послевоенные годы, в принципе они сейчас находятся в удовлетворительном состоянии, — рассказала Ксения Мазина.

Просьбы оставить зеленый каркас Автозаводского парка звучали от нижегородцев на протяжение всего вечера. Не просто сохранить, а дополнить новыми деревьями, чтобы он создавал шумовую завесу от грязи, пыли и проезжающих мимо машин. В тени деревьев нижегородцы мечтают гулять по дорожкам, слушать пение птиц и заниматься спортом. В том числе они попросили не вырубать ясенелистный клен, который проектировщик назвала сорной растительностью.

Фото: мария Носырева

Что предлагают нижегородцы

В ходе общественных обсуждений горожане с любовью отзывались об Автозаводском парке. Большинство их предложенией были связаны с восстановлением утраченной инфраструктуры и возрождением культурной жизни общественного пространства. Например, Сергей Кулагин предложил воссоздать снесенный кинотеатр «Родина», эту инициативу поддержали многие из присутствующих.

В парке должно быть сохранено направление ретро. Я вспоминаю, что здесь находились очень красивые скульптуры животных. Где сейчас сухое озеро, там стояла статуя женщины с веслом, а в самом озере ловили рыбу. Нужно восстановить скульптуры, вновь построить беседки для отдыха, кинотеатр «Родина» со сценой», — поделился Сергей Кулагин.

Другая участница обсуждений напомнила о вечерах на танцплощадке и концертах духовых оркестров, которые в былые годы проходили на парковой эстраде. Нижегородка предложила восстановить сцену, чтобы на ней, как и раньше, играла живая музыка. Люди с удовольствием будут приходить сюда слушать исполнителей. Для удобства рядом со сценой можно сделать скамьи, отметила женщина.

Фото: Мария Носырева

При этом автозаводцы уверены, что культурная жизнь не должна соседствовать с нетрезвым отдыхом компаний в уличных кафе. Поэтому все шашлычные было предложено полностью убрать с парковых аллей. По словам главы администрации Автозаводского района Александра Нагина, работа в этом направлении уже ведется.

Слышал много раз, что нужно убрать все увеселительные заведения и шашлычницы. Сейчас центральная аллея очищена, осталось добить все остальное. Теперь можно гулять по центральной аллее, не встречая выходящих не совсем трезвых наших автозаводчан. Но концепцию будем продолжать. Таких заведений не должно быть! Должен быть спокойный отдых, — заверил Александр Нагин.

Фото: Мария Носырева

Журналист Егор Герасимов добавил, что в этом вопросе следует обратить внимание на повышение репутации Автозаводского парка как комфортного места отдыха. Сейчас он таковым не является, поскольку в парке много темных закоулков и гулять по ним довольно небезопасно. Для решения проблемы на всей территории можно провести освещение и установить камеры видеонаблюдения, считает мужчина.

Есть ли в парке место спорту?

Учесть запросы на размещение своего сообщества в Автозаводском парке попросили нижегородские моржи. Их представитель — депутат Законодательного собрания региона Андрей Тарасов — рассказал, что на озере Земснаряд-1 расположен центр оздоровления и зимнего закаливания. По его словам, зимой здесь находится купель, в которой ежедневно оздоравливаются порядка 130 человек. Рядом с водоемом построили двухэтажное здание: в него провели свет от соседнего кафе и соорудили туалет. Но все равно для купающихся необходимо создать более подходящие условия — оборудовать раздевалку, обустроить зону купания и провести ремонт коммуникаций.

Фото: Мария Носырева

Вообще тема спорта в Автозаводском парке стала одной из самых спорных в этот вечер. Сейчас в общественном пространстве имеется зона воркаута возле дендрария с турниками и уличными тренажерами. В другой части территории, рядом с молодежной аллеей, расположился веревочный городок, а с левой стороны от главного входа — каток. Зимой посетители парка ездят на лыжах, летом катаются на велосипедах, бегают и играют в настольный теннис. Но некоторым жителям имеющейся инфраструктуры кажется мало. Они предложили дополнить парк площадками для игры в волейбол, баскетбол и мини-футбол, проложить беговые дорожки и обустроить скейт-парк.

Поддерживаю тех, кто «топил» за спортивные снаряды — площадки, воркаут. Считаю необходимым сделать спорт доступным, — поделился участник обсуждений Валерий.

Фото: Мария Носырева

Оппоненты любителей спорта, в свою очередь, возразили, что на небольшой площади парка не хватит места для всех перечисленных объектов. По их мнению, озелененная территория прежде всего должна оставаться зоной тихого отдыха, а спортивные развлечения можно найти на близлежащих стадионе ручных игр и восстановленном объекте «Чайка».

Мы полагаем, что наш парк не для спорта. Спортивная инфраструктура подразумевает слишком большие изменения — это всегда масштабно, всегда много. Даже поле для мини-футбола занимает очень много места. Мы считаем, что есть много прекрасных мест для занятий спортом на территории района, не обязательно все выносить в парк, — аргументировал журналист Егор Герасимов.

Фото: Мария Носырева

В течение вечера звучало много разных предложений по развитию Автозаводского парка. По итогам обсуждений проектировщики разработают на их основе предварительную концепцию, а затем представят ее нижегородцам. После внесения правок появится итоговый вариант развития общественного пространства и начнется разработка проектно-сметной документации. Далее стартует само благоустройство: глава района Александр Нагин сообщил, что работы могут начаться в 2024 году.

Производственные площади
База отдыха на Горьковском море