В августе в Нижегородской области прозвучало имя нового главы министерства строительства — им стал Анатолий Молев, который последние полгода исполнял обязанности руководителя ведомства. После того как предыдущий министр Алексей Сыров ушел в отставку, в рамках проекта «Команда правительства» был объявлен конкурс на вакантную должность, все этапы которого — от подачи заявок до собеседования с губернатором — заняли почти шесть месяцев. В итоге из 30 с лишним кандидатов Глеб Никитин выбрал опытного чиновника Молева.
Конкуренты у него были серьезные — это и люди бизнеса из строительной сферы, и руководители высокого уровня, в том числе из других регионов. Но нижегородский губернатор предпочел всем претендентам именно Молева. Чем может быть обусловлен его выбор и какие задачи ждут нового министра?
Как проходил конкурс?
«Команда правительства» — проект, идеей которого является формирование резерва перспективных управленческих кадров. С его помощью в Нижегородской области уже были назначены несколько министров: глава минкульта Надежда Преподобная, министр экологии Денис Егоров, министр соцполитики Алексей Исаев. Также в рамках конкурса «Команда правительства» свои посты получили заместители мэра Нижнего Новгорода Алексей Карапузов, Дмитрий Гительсон и Любовь Сачкова, замминистра образования науки и молодежной политики Алексей Коротков, замминистра энергетики и ЖКХ Александр Кавальчук.
Желание участвовать в отборе на пост главы Минстроя Нижегородской области изначально изъявили 33 соискателя, 24 из них прошли все необходимые процедуры заочного этапа. На очный этап вышли 16 претендентов, а в финал пробились четыре кандидата: и.о. главы регионального министерства строительства Анатолий Молев, директор департамента строительства и капремонта администрации Нижнего Новгорода (позже назначенный министром транспорта и автомобильных дорог региона) Павел Саватеев, управляющий партнер юридической компании «Войнов, Маслов и партнеры» Александр Маслов и министр строительства Республики Коми Андрей Крикуненко. Финалисты были отобраны по результатам деловой игры, презентации проекта развития и собеседования с членами комиссии. Решающим этапом стали встречи кандидатов с губернатором Глебом Никитиным.
Анатолий Молев рассказал GiperNN, что прохождение конкурса было для него, скорее, не сложным, а интересным.
Для меня это новый опыт, раньше я ни разу не участвовал в конкурсе, который проходит в таком формате, как в проекте «Команда Правительства». Могу с уверенностью сказать, что это новые знания и новые знакомства с профессионалами нашей строительной отрасли.
Он добавил, что верил в свою победу, потому что иначе нет смысла участвовать в подобных конкурсах.
Юрист Александр Маслов стал одним из ближайших конкурентов Анатолия Молева и одним из четырех кандидатов, представляющих бизнес-сообщество, — остальные являются госслужащими. Маслову приходилось много работать в строительной сфере, поэтому он решил побороться за пост главы регионального Минстроя.
Министр строительства сам не строит, он возглавляет регулятор. Регулятор устанавливает правила и рамки для организаций, которые уже играют на строительном поле. Считаю, что опыт у меня в этой сфере достаточный, но он коммерческий, а не государственный.
Маслов также рассказал, что после всех испытаний каждый финалист получил 20–30 минут на личное общение с губернатором, а затем глава региона сделал окончательный выбор. Кандидаты представили свое видение того, как должно работать министерство и какие задачи необходимо выполнить. Никитин же решал, насколько это созвучно его целям и планам.
Кто такой Анатолий Молев?
Фактическим руководителем министерства строительства Нижегородской области Анатолий Молев стал в феврале этого года, а до этого являлся заместителем мэра Нижнего Новгорода.
Новый министр — местный, он родился в 1973 году в Горьком. Закончил Нижегородскую государственную архитектурно-строительную академию по специальности «городское строительство и хозяйство», позже — Волго-Вятскую академию госслужбы.
Карьеру начал в 1998 году на Заволжском моторном заводе. Работал в администрации Балахнинского района и министерстве здравоохранения Нижегородской области, откуда в 2014 году перешел в министерство строительства на должность заместителя руководителя. Потом Молев два года проработал заместителем мэра Нижнего Новгорода и снова вернулся в Минстрой зимой 2019 года — на место и.о. главы ведомства.
Последние полгода в министерстве были для чиновника непростыми. Предыдущего руководителя Анатолия Сырова «попросили» с поста министра в связи с острой ситуацией с дольщиками в регионе — по крайней мере, так считают эксперты. Создатель первого неанонимного Telegram-канала о нижегородской политике Андрей Вовк уверен, что губернатор Никитин дал Сырову отличный шанс проявить себя, когда, возглавив регион, оставил его в своей команде.
Какого-то прорыва в строительной сфере не случилось. В первую очередь, в работе с обманутыми дольщиками. Сыров не шел с ними на контакт, избегал личного общения. А людям нужно внимание, они, вообще-то, остались без жилья.
Сыров ушел, а дольщики остались. И разбираться с ними предстояло Молеву. Впрочем, не только с ними: согласно указу президента Владимира Путина, в ближайшие пять лет нужно существенно увеличить количество вводимого жилья в России. И это на фоне новых правил долевого строительства, которые заметно усложнили жизнь застройщикам.
Перед строительной отраслью сегодня стоят серьезные задачи. В 2024 году в регионе должно быть построено почти два миллиона квадратных метров жилья. Не менее важно расселение аварийного жилья и решение проблем обманутых дольщиков.
Политический обозреватель Андрей Вовк полагает, что Анатолия Молева выбрали именно в соответствии с теми очень земными задачами, которые есть в регионе сейчас.
В конкурсе на пост министра строительства изначально было два фаворита — это местный Молев, поработавший в минздраве, в мэрии и непосредственно в министерстве строительства, и неместный Крикуненко, имеющий большой опыт строительства крупных объектов. По имени и регалиям Крикуненко круче. Но здесь сейчас не нужно строить стадионы и метро (кроме Ледового дворца), а нужно в ежедневном режиме общаться с обманутыми дольщиками, переселять жителей из ветхого и аварийного фонда, в общем, решать текущие вопросы. Для этого идеально подходит Молев, поэтому неудивительно, что Глеб Никитин выбрал его, дав несколько месяцев поработать в статусе и.о.
Впрочем, о каждой ключевой задаче нового министра строительства Нижегородской области стоит поговорить детально.
Обманутые дольщики
Два крупнейших долгостроя региона — жилые комплексы «Новинки Smart City» и «Окский берег» в Богородском районе — имеют все шансы в скором времени быть достроенными. Не последнюю роль в решении данной проблемы сыграло ее поднятие на федеральный уровень. Вопрос курирует вице-премьер Виталий Мутко, который во время визита в Нижний Новгороде вместе с руководством региона заезжал на стройплощадку и общался с дольщиками. Мутко дал людям обещание, что строительство обязательно возобновится в ближайшее время, и он приедет на сдачу первых четырех домов «Новинки Smart City» — она запланирована на осень 2019 года.
Каждый из двух крупнейших долгостроев насчитывает по несколько тысяч обманутых дольщиков. Застройщиков обанкротили, а объекты передали Фонду защиты прав граждан-участников долевого строительства. Более того, на стройплощадке «Новинки Smart City» летом возобновились работы, и первые несколько домов планируют сдать в октябре.
Достройкой домов занимается подрядчик Фонда, правительство Нижегородской области со своей стороны оказывает всестороннюю поддержку в части подведения коммуникаций, и мы по-прежнему на связи с дольщиками, всегда готовы дать им необходимую информацию или проконсультировать.
Андрей Белов, член инициативной группы дольщиков ЖК «Новинки Smart City», рассказал, что Молев общался с владельцами недостроенных квартир и обычно присутствовал на выездных заседаниях — контакты с дольщиками он поддерживает. Вместе с тем новый министр производит впечатление сдержанного человека, предпочитающего не фигурировать на первом плане. Обычно на стройплощадку Анатолий Молев приезжал либо с губернатором Глебом Никитиным, либо с заместителем губернатора Сергеем Морозовым. Тогда еще и.о. министра строительства, он не тянул на себя одеяло и предпочитал держаться в тени начальства. Давать какую-то оценку Молеву, по мнению Белова, пока рано — на это нужно время.
Но помимо «Окского берега» и «Новинки Smart City», в Нижегородской области есть и другие объекты незавершенного строительства, дольщики которых остаются в не менее трудном положении. Всего, по данным министерства, в регионе 112 проблемных домов — это 6625 обманутых дольщиков. До сих пор не решены вопросы с жилыми комплексами «Квартал Европейский», «На Гончарова», «Сердце Нижнего».
Оксана Соколова, дольщица ЖК «На Гончарова», в разговоре с корреспондентом GiperNN призналась, что их ситуация буквально тупиковая и многие уже не надеются когда-нибудь заселиться в свои квартиры. Выездные заседания правительства на объекте не проводятся, диалога с представителями власти нет — на все обращения люди получают «отписки». Раньше делом занимался Госстройнадзор, теперь же в ведомстве перекладывают всю ответственность на Фонд защиты прав дольщиков.
По мнению Оксаны, велика вероятность того, что вместо квартир люди получат компенсации, но это будет примерно 65% от той суммы, за которую жилье покупалось. Решение о целесообразности достройки будет принято в ноябре.
Пожалуй, самая трудная ситуация — у дольщиков недостроя на улице Июльских дней, застройщиком которого было обанкротившееся ЗАО «ТЕКС». Беда в том, что ДДУ, которые подписывали участники долевого строительства, — предварительные. Кроме того, компания начала возводить объект без разрешения на строительство. Таким образом, люди, купившие квартиры в недостроенном доме, не подпадают под действие федерального закона 214-ФЗ. Следовательно, они не смогут рассчитывать на помощь государства в достройке объекта или на компенсации.
Словом, возобновившиеся работы в ЖК «Новинки Smart City» — это отличная новость для нижегородских дольщиков, но работы в данной сфере еще непочатый край. И для нового министра строительства Анатолия Молева это серьезный вызов.
Аварийное жилье
Весной текущего года в Нижегородской области стартовала шестилетняя программа по расселению аварийного жилья, на которую в сумме выделят более 11 миллиардов рублей. По большей части она будет профинансирована из федерального бюджета. До 1 сентября 2025 года по программе должны расселить аварийный фонд в 228 708 квадратных метров. Только в Нижнем Новгороде под расселение попадут около 5000 жителей, а всего по области таких более 14 тысяч.
В первую очередь планируется расселение людей из домов, состояние которых наиболее плохое, — это 1359 человек в 20 муниципалитетах. На реализацию первого этапа программы — это 2019 и 2020 годы — предусмотрено 1 019,4 млн рублей из федерального, регионального и муниципального бюджетов. Большинству жителей аварийного фонда мы планируем предлагать жилье в новостройках.
Согласно
Наиболее сложным с точки зрения аварийного жилья в Нижегородской области являются северные районы, в частности — Тоншаевский, Ветлужский, Варнавинский. В самом проблемном, Тоншаевском районе, общая площадь аварийных домов составляет 17 тысяч квадратных метров, в переселении нуждаются около тысячи человек. В районе много бараков, которые были построены еще до военного периода.
Также среди аутсайтеров Первомайск: 17 тысяч квадратов и около 900 тысяч жителей, нуждающихся в расселении. Приблизительно такая же ситуация в Выксе. Сотни людей ждут нового жилья в Арзамасе, Дзержинске, на Бору и не только.
Для того чтобы успешно решить проблему аварийного жилья, в регионе должно появляться достаточное количество новостроек. А эта задача требует и привлечения инвесторов, и создания хорошего климата для застройщиков, и грамотного регулирования. И Минстрой призван играть в этом процессе не последнюю роль.
Объемы строительства и грамотная организация застройки
Увеличение объемов ввода жилья Анатолий Молев называет своей ключевой задачей на посту министра, ведь речь идет о распоряжении главы государства.
За январь—июнь 2019 года на территории региона введено в эксплуатацию 649,91 тыс. кв.м жилья — это 120% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом можно говорить о дефиците в регионе земельных участков, сформированных и подготовленных под жилищное строительство, обеспечение их инженерной и транспортной инфраструктурой.
Он добавляет, что власти региона всячески стараются смягчить для девелоперов сложный период перехода на новые правила долевого строительства: теперь средства дольщиков до сдачи объекта должны находиться неприкосновенными на эскроу-счетах, а финансирование процесса строительства осуществляет банк, выдающий кредит под проект. Это дает удорожание конечного продукта (в данном случае — квартир), зато обеспечивает относительную безопасность дольщиков.
С застройщиками мы работаем на постоянной связи. По поручению заместителя губернатора Нижегородской области Сергея Морозова создана рабочая группа, куда вошли представители застройщиков. Мы вместе ищем пути упрощения процедур, связанных с оформлением документов на строительство и с вводом построенных домов в эксплуатацию, — подчеркивает министр.
Современные стандарты жилой застройки требуют комплексного подхода к развитию территорий: количество вводимого жилья должно расти, но при этом новые микрорайоны необходимо оснащать школами, детскими садами, магазинами, поликлиниками и вообще всей инфраструктурой, нужной для нормальной жизни. При этом вопросы с образовательными учреждениями не решены в некоторых районах с не самой новой застройкой — отсюда и переполненные классы, и огромные очереди в детские сады.
Еще одна проблема — сохранность ОКН: застройщики закономерно проявляют интерес к центру города, где что ни дом, то памятник с охранными зонами. Так, например, в этом году началось строительство возле дома знаменитого конструктора Ростислава Алексеева на улице Ульянова. Жильцы и градозащитники утверждают, что стройка в нескольких метрах может уничтожить 90-летнее здание, имеющее статус ОКН. Сейчас строительство рядом с домом Алексеева приостановлено, но не похоже, чтобы компания-застройщик была готова отступиться от своих намерений: ради реализации проекта она вложила деньги в расселение и последующий снос соседнего дома.
Градозащитница Анна Давыдова утверждает, что такие ситуации возникают из-за грубых нарушений, которые власти допускают при выдаче разрешения на строительство. В нынешний век информации все «покушения» на исторические здания тут же попадают в прессу и получают общественный резонанс, что сразу же отражается на репутации Минстроя, да и местных властей в целом.
Давыдова, которая является организатором градозащитного движения «СпасГрад», рассказала, что с Молевым ей приходилось сталкиваться, когда тот был заместителем главы администрации Нижнего Новгорода, — они сотрудничали при подготовке города к чемпионату мира по футболу 2018 года.
Градозащитница надеется, что на посту главы регионального Минстроя Молев покажет себя человеком, понимающим и уважающим нижегородскую уникальность.
Мы ожидаем более лояльного отношения строителей к историко-культурному наследию, чтобы те режимы хозяйственной деятельности и градостроительные регламенты, которые есть в охранных зонах ОКН, неукоснительно соблюдались при строительстве. Они (представители стройотраси — прим. ред.) должны понимать, что историческая среда в приоритете по отношению к новому строительству, и это прописано в законе.
Анна Давыдова добавляет, что пока градостроительная политика агрессивна по отношению к «старому городу», поэтому многие ведущиеся стройки противоречат законодательству в сфере сохранения историко-культурного наследия.
Перед Молевым стоит серьезная задача — найти баланс между бизнесом и историей города, дать Нижнему Новгороду возможность развиваться и становиться современным, но при этом сохранить его историческую уникальность.
Можно смело говорить, что новому министру строительства Нижегородской области достался непростой период: большие перемены в строительном законодательстве при сложной экономической ситуации, грядущие изменения на рынке, которые имеют все шансы стать революционными, подготовка к юбилею Нижнего Новгорода, трудное «наследство» от предшественников и не только. Однако Молев — человек из министерства, поэтому точно знал, на что шел. И от него точно будут ждать реальных действий и быстрых результатов.
Комментарии