Российская православная церковь уже в этом году возьмется за восстановление храма Симеона Столпника, который построили в XVIII веке и уничтожили в 1928 году, после Октябрьской революции. Он находился на территории Нижегородского кремля, между Ивановской и Зачатьевской башней. Но пока здесь работают археологи, которые второй год подряд ведут раскопки: как оказалось, до строительства храма Симеона Столпника на этом месте располагалось монастырское кладбище с сотнями захоронений. Оно существовало еще в XVI веке.
Летом 2018 года раскопки вел ведущий нижегородский археолог Николай Грибов. В 2019 году работами управляет специалист из Москвы — Татьяна Марьенкина, научный сотрудник Института археологии РАН. Грибов остается руководителем, но уже не присутствует на раскопках постоянно.
Работы возобновились с середины мая, и уже за первые недели сделано немало интересных находок. В частности, 70 погребений, фрагменты керамики и украшений, могильная плита XVI века и не только.
Старинное кладбище
В прошлом году на небольшом участке археологи обнаружили более 300 захоронений, но, по мнению специалистов, некрополь может насчитывать до 700 могил. Плотность захоронений очень высока: если смотреть на край ямы, то хорошо видно, что останков еще много и они расположены на разной глубине, находясь буквально друг под другом.
Мы достаем кости и аккуратно выкладываем. Есть человек, который их очищает и моет. Потом ими занимается антрополог: он устанавливает пол, возраст, болезни, даже причину смерти, — рассказывает Татьяна Марьенкина.
Археолог показывает два раскопанных захоронения. У большого скелета в ногах лежит совсем крошечный — это женщина и младенец. Вероятно, они оба умерли при родах. Рядом еще один маленький скелет: тоже ребенок, но постарше — около года. На нем можно рассмотреть металлический крестик, который неплохо сохранился.
Детей очень много, ведь в те времена детская смертность была огромной. В этом году из 70 найденных захоронений около 40 — детские, — отмечает Татьяна.
На вопрос, кто эти люди, археолог отвечает: просто нижегородцы, прихожане храма при монастыре. Социальный статус по таким останкам определить трудно. Если говорить о «взрослых» скелетах, то обычный возраст похороненных — 35–40 лет. Реже встречаются пожилые люди, но старики старше 70 среди погребенных тоже есть. Просто определить захоронения монахов: им клали под голову кирпич. Правда, в этом году археологи нашли только одно такое погребение.
Все, что имеют для изучения специалисты, — это сами скелеты и детали вроде крестиков и медальонов. Одежда, в которой хоронили усопших, истлевает, деревянные гробы тоже. Есть захоронения в деревянных колодах, но их немного.
Журналист GiperNN поинтересовался, какова дальнейшая судьба останков нижегородцев. Татьяна Марьенкина объяснила, что их перезахоронят на городском кладбище, а заниматься этим будет РПЦ. С останками, найденными в прошлом году, так и поступили. А вот артефакты достанутся историкам, которые изучат их и передадут в музеи.
Находки, обнаруженные археологами на месте бывшего храма Симеона Столпника, датируются не только XVI–XVII веком. Там, где заканчивается территория кладбища, уже в средневековом культурном слое, обнаружены кусочки стеклянных браслетов предположительно XIV века и керамика времен Золотой Орды.
Восстановление храма
Каменный храм Симеона Столпника был построен в XVIII веке (1743 год), а до этого здесь находился монастырь с деревянной церковью, сгоревший во время большого пожара 1715 года — это отражено в летописях. Неплохо сохранились остатки стен и фундамента строения, но, по словам археологов, они датируются XIX веком, когда храм ремонтировали и укрепляли. А вот в прошлом году удалось обнаружить фрагмент стены XVIII века, но ее сохранность по понятным причинам была не столь хорошей.
Однако по имеющимся элементам храма Симеона Столпника можно без труда определить границы старого фундамента. Кроме того, у представителей церкви есть планы и фотографии, по которым будут проводиться восстановительные работы. Метраж, высота колоколен, общий вид — все это изображено на аншлаге, который повесили на ограждении площадки, где сейчас идут археологические работы.
Нас попросили не закапывать в той части, где в прошлом году велись раскопки, — говорит Марьенкина. — Там все равно потом будет котлован.
Сейчас на объекте работают около 30 человек — это археологи, рабочие от РПЦ, волонтеры. Летом присоединятся студенты-историки, которых ожидает археологическая практика.
Завершить работы, по словам археологов, планируется до 1 августа. Но в Нижегородской епархии РПЦ нам сообщили, что четкой даты начала строительства храма пока нет: все зависит от того, насколько затянутся раскопки, и от вопросов, связанных с проектной документацией.
Проектные работы еще ведутся, поэтому сообщить детали, связанные с архитектурными особенностями будущего храма, мы пока не можем, — заявил корреспонденту GiperNN иерей Алексий Пестрецов, глава пресс-службы Нижегородской епархии РПЦ.
Но на ближайшие месяцы у археологов предостаточно работы: кто знает, сколько еще секретов хранит земля под фундаментом разрушенного старинного храма.
Комментарии