Дом архитектора: 2-й этаж, выставочный зал

История трехэтажного здания № 2 по Верхневолжской набережной началась в середине XIX века. Именно здесь в 1857–1858 годах в одной из квартир жил опальный поэт Тарас Шевченко: изгнанный из обеих столиц, он нашел приют в Нижнем Новгороде. А чуть позже уже в другой квартире останавливался писатель Александр Дюма. Но нашим современникам этот объект знаком в первую очередь как Дома архитектора: свое имя он получил вместе с новым обликом в 1973 году. Здание в стиле советского модернизма отдали под нужды профессионального сообщества, а спустя 16 лет присвоили ему статус объекта культурного наследия регионального значения.

Как и прежде, Дом архитектора на одной из главных городских улиц привлекает к себе внимание жителей и гостей столицы Приволжья. Расположенный в непосредственной близости от Нижегородского кремля, он выделяется затейливым фасадом с полукруглыми окнами и стеклянными витражами. Положение дома считается превосходным с точки зрения как географии, так и видовых характеристик. В ближайшее время знаковый для города объект ждет обновление: предполагается, что это будет не просто ремонт, а тотальная перезагрузка пространства с наполнением его новыми смыслами. О планируемых новшествах рассказали представители нижегородского отделения Союза архитекторов России.

Дом архитектора: 3-й этаж, лестничный холл

Перезагрузка интерьера

Грядущим изменениям предшествовала большая командная работа. Над созданием концепции новых интерьеров Дома архитектора трудились шесть бюро: DA, Mish Studio, «ГОРА», бюро Александра Фрухта, ландшафтный центр «Архилэнд» и объединение студентов ННГАСУ «Архитектурный квартирник». Председатель нижегородского отделения Союза архитекторов России Зоя Рюрикова рассказала, что в основу будущего преображения здания как креативного пространства легла смысловая концепция связи времен и поколений.

Сегодняшняя тема, можно сказать, историческая. Не так часто Дом архитектора переживает такие фундаментальные изменения. Последний ремонт здесь был, наверное, лет 20–25 назад. Сейчас, благодаря содействию регионального Минграда и его руководителю Марине Раковой, у здания уже отремонтированы фасады, сделана часть помещений на третьем этаже и происходит активный ремонт в подвалах и на втором этаже, — отметила Зоя Рюрикова.

Первый этаж с вестибюлем символизирует настоящее, разработкой его облика занимались представители бюро DA. Новшеством здесь является созданный выход в сад, который будет служить в качестве некой связи с природой. Справа от входа в помещение со стороны набережной планируется расположить зону ресепшн с барной стойкой и кофейней: пока администратор встречает гостя, бармен приготовит ему кофе.

С левой стороны появится медиатека — уголок для чтения, где будут храниться научные пособия, справочные издания и прочая литература. Для изготовления стеллажа было выбрано дерево: по мнению проектировщиков, эстетика этого материала отсылает к советскому модернизму Дома архитектора. Пространство под лестницей отведено для размещения зимнего сада. Кроме того, помещение оборудуют интерактивным экраном.

Второй этаж посвящен взаимодействию настоящего с будущим, которое выражается в наставничестве, преемственности и обмене опытом. Дизайн интерьера вестибюля и выставочного зала разрабатывали специалисты Mish Studio. Главной идеей здесь они считают сохранение духа времени 1970-х годов: его подчеркнут зигзагообразный паркет и минималистичная мебель, а вмешательство в отделку и освещение будут минимальными.

В зрительном зале мы тоже практически ничего не трогали: сохранили что есть. Дополнили зону сцены и экрана как продолжение волнистого потолка. Сделали шторы для перекрытия окон, поменяли светильники и мебель. Я хочу оставить светильники, которые были встроены в этот волнистый потолок, потому что звук в архитектуре — очень важная штука. Включение ламп ГРЛ создает особый звук, и мне это показалось очень забавным, — объяснил руководитель архитектурного бюро «ГОРА» Станислав Горшунов, который проектировал данную зону.

И наконец, подъем на третий уровень здания символизирует будущее — мечты и эксперименты. С этой локации открываются потрясающие виды на Волгу, вдохновляющие на реализацию самых смелых планов. Проектируя помещение, архитектор Александр Фрухт стремился создать площадку для созерцания с сохранением экспозиционной функции. По мнению специалиста, реализовать эту идею поможет большое зеркало, которое следует установить перпендикулярно окну, закрыв радиатор. Тогда пространство визуально расширится, а при проведении выставок экспонаты можно будет рассмотреть сразу с нескольких ракурсов.

Дополнить интерьер предлагается разборной мебелью в стиле минимализм — достаточно легкой, чтобы ее можно было перенести в случае необходимости в другое место. В качестве материала для столешниц архитектор рекомендовал выбрать переработанный пластик, что не просто полезно с точки зрения экологии, но еще и красиво выглядит. Помимо основного назначения рассматривается использование помещения под коворкинг.

Очень важно выделить такую историю, как ковидная и постковидная экономика. Я считаю, что потребность в офисах у нижегородцев постепенно будет отпадать, так как все больше людей переходят работать на удаленку. И запрос на помещения для работы на аутсорсе в недвижимости, которую ты не арендуешь, будет весьма актуален. Такая зона подойдет для проведения короткой встречи или же нескольких часов труда вне стен дома, — рассказал Александр Фрухт.

Студенты Нижегородского архитектурно-строительного университета представили возможный вариант оформления подвала здания. По задумке молодых специалистов в цоколе могли бы разместиться гардероб, зона кофейни и двухчастный зал.

Смысловое наполнение

В 70-х годах ХХ века здание по Верхневолжской набережной, 2 реконструировали специально под нужды архитекторов. На протяжении советского и постсоветского времени объект служил площадкой для обмена опытом, организации градсоветов, арт-проектов и лекториев. Эту же функцию дом сохранил за собой и сейчас, являясь штабом для профессионального сообщества. Каждую неделю нижегородское отделение Союза архитекторов России проводит здесь «Архитектурный четверг» с участием горожан и представителей общественности. Помимо этого, в здании организуются лекции, занятия для детей и другие мероприятия.

Ремонту ОКН предшествовало масштабное исследование: нижегородцев опросили, какими еще функциями они хотели бы наделить Дом архитектора. Результат показал, что спектр возможностей для использования здания практически безграничен. Например, можно сделать его местом встреч творческих объединений — не только архитекторов, но и художников, актеров, писателей, журналистов.

Дом архитектора: 1-й этаж, вестибюль

Представители музейного сообщества и экскурсоводы выступили с идеей открыть на базе здания музей истории Нижегородской архитектуры. Кроме того, здесь предложили обсуждать передовые проекты по развитию города, проводить лекции и даже создать архитектурную школу для подростков: первые занятия с детьми уже состоялись, авторы идеи подали запрос на получение гранта для реализации проекта.

Ключевая задача Дома архитектора — стать коммуникационной площадкой по тому, что происходит в городе: прошлому, настоящему и будущему. Очень много разных направлений, которые начинают запускаться, от чисто профессиональных интересов до познавательных моментов — реставрации ОКН и даже лекций по культуре философии. Своими знаниями готовы делиться как представители архитектурного сообщества, так и активные горожане, которые тоже постепенно включаются в процесс, — подчеркнула  руководитель исследования Вера Просвирнина.

Дом архитектора: 2-й этаж, лестничный холл

Пожелания нижегородцев

Новые интерьеры Дома архитектора презентовали нижегородцам на одном из «Архитектурных четвергов», и у зрителей была возможность задать разработчикам свои вопросы. Первый из них касался целесообразности установки большого зеркала на третьем этаже: есть опасения, что масштабная конструкция может нарушить теплообмен батареи и внутреннего помещения. К тому же сделать примыкание под прямым углом к витражам — задача не из легких.

Как объяснил проектировщик Александр Фрухт, между зеркалом и стеной планируется оставить 15 сантиметров: этого хватит для обеспечения конвекции. А благодаря размещению приборов отопления в нише расстояние до них получается значительно больше.

Зеркало не опирается на пол, оно стоит на ножках. Внизу тоже имеется достаточно места для того, чтобы происходила конвекция воздуха. Он затекает от зеркала, нагревается и со всех сторон распространяется теплым, — пояснил Александр Фрухт.

Дом архитектора: 1-й этаж, лестничный марш

Еще один участник встречи предложил не мучить рабочих установлением зеркала вплотную к витражам, а оставить между ними небольшой зазор. Подобный пример он наблюдал в музее современного искусства Стокгольма: внутри помещения установлены толстые «фальшивые» стены, а в них прячется оборудование, которое обеспечивает благоприятный микроклимат в музее. При этом в месте примыкания псевдостены к окну через проем видно, как работают машины.

Помимо прочего горожане высказали пожелание отказаться от мебели белого цвета. Она красиво смотрится, но в реалиях нижегородского климата быстро потеряет былой лоск. Также прозвучало пожелание доработать дизайн подвала, который многим зрителям показался слишком темным.

Председатель нижегородского отделения Союза архитекторов России Зоя Рюрикова выразила надежду, что большинство идей будут реализованы. Уже сейчас Дом архитектора в Нижнем Новгороде начал преображаться: начавшийся ремонт планируется завершить до конца года.

Министр градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области Марина Ракова отметила, что с 2020 года Дом архитектора перешел в ведение Минграда: до этого ведомство делило ответственность за содержание и коммунальные расходы здания с Союзом архитекторов.

Мне очень приятно наблюдать и быть соратником тех изменений, которые происходят не только в Доме архитектора, но и в целом сообществе. Хочется верить, что это какой-то подъем внутри, несмотря на то внешнее, что происходит — в профессии, больших преобразованиях законодательства. Время удивительное, сложное. С одной стороны, делаются шаги в сторону развития, прогресса. И в то же время много безумия. Но то, что у нас получается с Домом архитектора, мне кажется, правильная, разумная история. Я как руководитель Минграда заинтересована в том, чтобы это здание стало полноценной, постоянно работающей площадкой для обсуждения различных городских проектов, — заключила Марина Ракова.

Аренда помещения пл. 1300 кв. м
Продажа земельного участка