Программа комплексного развития транспортной инфраструктуры Нижнего Новгорода, охватывающая период до 2030 года, предусматривает реализацию множества крупных проектов, включая ремонт участков автодорог, реконструкцию трамвайных путей и даже продление линии метрополитена. Но, пожалуй, самым значимым для нижегородцев новшеством может стать строительство первой в России высокоскоростной железнодорожной магистрали.
Впервые о том, что в РФ появится ВСМ, федеральные чиновники начали говорить в 2013 году. Однако, когда проектная документация уже была готова, руководство страны вдруг усомнилось не только в эффективности выбранного маршрута, но и в целесообразности самого строительства высокоскоростной магистрали.
В январе 2020 года ситуация начала проясняться: глава РЖД Олег Белозеров подтвердил намерение запустить ВСМ Санкт Петербург — Москва — Нижний Новгород. Планируется, что поезда со скоростью 350−380 км/ч поедут через столицу Приволжья уже в 2026 году. Но насколько реальными окажутся эти планы?
Что известно о проекте
За годы обсуждения проекта о высокоскоростной магистрали говорили и писали очень много. Изначально предполагалось, что железная дорога соединит Москву и Казань, а одна из ее станций расположится в районе нижегородского аэропорта. В перспективе не исключалась и возможность продления путей до Екатеринбурга.
В вышеупомянутой
В РЖД подсчитали, что общий объем инвестиций в ВСМ составит 2,3 трлн рублей, 1,59 трн рублей из которых пойдет на строительство участка Петербург-Москва (протяженность 659 км) и 530 млрд рублей — на участок Москва-Нижний Новгород (421 км). Также расходы предусмотрены на проектирование первого отрезка магистрали, соединяющего две столицы. О том, что железную дорогу для скоростных поездов планировалось проложить до Казани, почему-то говорить перестали.
В середине декабря 2019 года премьер-министр Татарстана Алексей Песошин подписал постановление о снятии ограничений на использование земель, ранее зарезервированных под строительство ВСМ Москва — Казань. Причиной такого решения в документе называется «истечение срока их резервирования для государственных нужд». Принятые меры в обществе были трактованы как отказ от реализации проекта по данному маршруту.
Однако заместитель руководителя пресс-службы президента РТ Лилия Галимова пояснила, что законотворцы уже готовят документ о пролонгации постановления. К слову, глава Республики Рустам Минниханов ранее сообщал, что сожалеет об отсутствии подвижек по строительству высокоскоростной магистрали. В то же время президент назвал более важной для Татарстана устройство платной трассы от Москвы до Казани, ввод которой намечен на 2024 год.
Позиция чиновников
Когда о строительстве ВСМ только начинали говорить в Москве, стоимость ее строительства оценивалась в 982 миллиарда рублей. Предполагалось, что магистраль, соединяющая российскую столицу с Казанью, будет введена в строй к 2018 году. Но судьба проекта оказалась не такой простой, как задумывалось изначально: из-за разногласий на высшем уровне объем инвестиций пришлось пересчитать, а сроки устройства высокоскоростной железной дороги — сдвинуть на несколько лет.
Стоит отметить, что идея создания ВСМ изначально была воспринята министерствами неоднозначно. С каждым годом главы ведомств, отвечающих за бюджет, все чаще критиковали данную инициативу. Например, в конце 2018 года глава Минфина Антон Силуанов выражал сомнение в экономической эффективности ВСМ. По его словам, проект необходимо реализовывать там, где можно рассчитывать на большое скопление людей, поэтому строительство магистрали Москва-Казань попросту нецелесообразно. Из столицы РФ в столицу Татарстана можно добраться воздушным транспортом, и этого вполне достаточно на сегодняшний день, заявлял чиновник.
Между Москвой и Питером — я еще понимаю. Даже есть оценки специалистов, где такие проекты могут быть выгодны и могут окупать текущее содержание, — отмечал министр.
Несколько месяцев спустя, в марте 2019 года, к критикам проекта присоединился и президент России Владимир Путин. Глава государства усомнился в необходимости строительства ВСМ Москва — Нижний Новгород, хотя к этому моменту РЖД уже несколько лет работали над данным проектом. Российский лидер озвучил предположение, что логичнее было бы соединить высокоскоростной ж/д Москву и Санкт-Петербург, поэтому специалисты взяли в работу и это направление.
В октябре 2019 года начальник центра организации скоростного и высокоскоростного сообщения РЖД Дмитрий Катцын сообщил, что участок Москва — Нижний Новгород все-таки планируется запустить к 2024 году, а к проектированию участка, соединяющего две столицы, специалисты готовы приступить в ближайшее время, чтобы линия начала эксплуатироваться в 2026 году. По итогам строительных работ в стране должна появиться специализированная электрифицированная двухпутная линия для движения составов со скоростью 200−400 километров в час.
По Москва — Нижний Новгород проектирование завершено и получено положительное заключение Главгосэкспертизы, по Санкт-Петербург-Москва, где мы только готовимся к проектированию, рассматриваем четыре варианта трассы, — заявлял Дмитрий Катцын.
Финансовый вопрос
Строительство железнодорожной высокоскоростной магистрали во многом зависит от того, какая сумма на прокладку путей будет предоставлена бюджетом. В конце октября 2019 года глава Минфина Антон Силуанов сообщил о том, что федеральный центр готов выделить средства только на ВСМ от Санкт-Петербурга до Нижнего Новгорода, а на финансирование строительства участка до Казани можно и не рассчитывать.
Напомним, в начале 2019 года министр придерживался точки зрения неокупаемости проекта: он приводил в пример расчеты, согласно которым только за поездку от Москвы до Владимира пришлось бы отдать 4 тысячи рублей. На сегодняшний день преодолеть это расстояние на простой скоростной электричке можно, потратив на билет почти в десять раз меньше. Ближе к осени министр финансов пересмотрел свои взгляды и согласился, что ВСМ до Нижнего Новгорода построить все-таки можно. По мнению экспертов, ежегодно петербуржский участок будет востребован 30,6 миллионами человек в год. Нижегородский участок будут использовать как минимум 16,8 млн пассажиров. Транзитный пассажиропоток оценивается в 662 тысячи человек.
В конце ноября 2019 года ведущие российские СМИ растиражировали заявление заместителя министра Андрея Иванова, сообщившего, что Минфин не даст денег на ВСМ Петербург — Москва. Об этом чиновник рассказал в кулуарах форума «Инфраструктурные инициативы бизнеса». По его словам, в «федеральной команде» уже принято решение по трассе между двумя столицами и этот инфраструктурный проект не требует привлечения дополнительных средств из казны. Подразумевается, что на его реализацию хватит финансирования, предусмотренного долгосрочной программой развития РЖД.
Также в ноябре прошлого года Владимир Путин говорил о том, что проект ВСМ должен быть детально проанализирован на предмет его экономической эффективности. Не исключено, что в России вообще не будут развивать высокоскоростное движение по железным дорогам, отдав предпочтение скоростному.
Ранее сообщалось, что проект претендует не только на капитальные гранты общим объемом 400 млрд рублей, но и на субсидирование купона по зеленым облигациям на 275 млрд руб. В качестве внебюджетных источников рассматривались вливания инвестора — консорциума «Немецкая инициатива», меморандум о сотрудничестве с которым РЖД подписало в конце этого лета. Широкой аудитории предприятие известно по входящим в его состав компаниям Siemens и Deutsche Bank.
В начале декабря 2019 года «Интерфакс», ссылаясь на осведомленные источники сообщил о том, что вложения ОАО «Российские железные дороги» в ж/д магистраль Москва — Санкт-Петербург в рамках инвестиционной программы 2020 года могут увеличиться на 1,258 млрд рублей. Обновленный проект финансового плана организации закладывает на следующий год расходы в объеме 13,2 млрд рублей, хотя месяцем ранее речь шла о 11,9 млрд рублей. Знакомые с ситуацией информаторы утверждали, что средства будут направлены на подготовку проектной документации, документации по планировке и межеванию территории, а также инженерно-изыскательские работы.
Что даст ВСМ нижегородцам?
Реализация проекта ВСМ, как ожидается, позволит значительно сократить время в пути от Нижнего Новгорода до Москвы. Добраться в белокаменную из столицы Приволжья можно будет всего за два часа. Сегодня минимальное время в пути на данном маршруте занимает на час больше времени.
Предполагается, что на высокоскоростной «железке» поезда смогут развивать скорость до 400 км/ч. Ученые даже создали для этих целей специальный контактный провод.
Он обладает предельно высокими показателями электропроводности и механической прочности по сравнению с мировыми аналогами, что позволяет оптимизировать потребление электроэнергии в контактной сети, — сообщили 16 декабря в пресс-службе «Наноэлектро» («Роснано»).
Предлагаемое ноу-хау планируется протестировать на опытном участке ВСМ «Боголюбово — Второво» (Владимирская область).
Пока столичные чиновники продолжают обсуждать с работниками РЖД возможные маршруты и тонкости финансирования высокоскоростной железной дороги, простые граждане постепенно расстаются с иллюзиями относительно реализации проекта. Например, генеральный директор ООО «Радио-Резонанс» Иван Юдинцев считает, что любая ВСМ у нас «постепенно деградирует до „Ласточки“». По его мнению, в Нижнем Новгороде совершенно зря отказались от «Буревестника»:
Так что занимайте поскорее очередь в странный туалет — большой, но один на несколько вагонов, получивший от пассажиров меткое прозвище «Ласточкино гнездо». И живите воспоминаниями о кино в пути и о бесплатном водопое в каждом вагоне, — сетует нижегородец.
Представитель редакции «Репортер НН» Александр Седов на своей странице в соцсети Facebook пишет:
ВСМ, ВСМ… Обещали столько лет — и где она? Теперь понятно, в чем разница между Анной Карениной и нижегородцами. Она своего поезда дождалась, а мы — нет.
По его словам, жителям нашего города можно не ждать высокоскоростной магистрали, поскольку на нее точно не хватит денег. В лучшем случае ВСМ построят в направлении Москва-Петербург, считает он, и то — с долей скепсиса.
Справедливости ради стоит отметить, что не все участники обсуждений проекта в Сети поддерживают идею прокладки высокоскоростной магистрали до Нижнего Новгорода. Например, гендиректор компании «АвтоСуши» Юрий Подгорнов предположил, что ВСМ будет рентабельна исключительно на длинных маршрутах, в частности от Москвы до Сибири.
Между тем бывший вице-премьер РФ Максим Акимов как раз-таки и высказывался на тему строительства не одной железнодорожной ветки с высокими скоростями, а целой сети таких дорог:
Невозможно построить чуть-чуть ВСМ — и потом остановить строительство сети. Мы либо решаемся на этот шаг, и тогда это программа на десятилетия, то есть и в южном направлении, и в Европу, и будет расширяться на восток, либо мы вообще откажемся от того, что будем иметь высокоскоростное движение на нашей территории.
Пока РЖД разрабатывают документацию по разным участкам ВСМ, а президент призывает просчитать экономическую эффективность эксплуатации инновационной ж/д, ставя под сомнение целесообразность строительства высокоскоростной магистрали, судьба проекта по-прежнему под вопросом. Остается надеяться, что идея совершенствования транспортной системы РФ не будет признана ошибочной, а уже вложенные в подготовку к ее воплощению в жизнь средства не окажутся выброшенными на ветер.
Комментарии