В Нижнем Новгороде бабье лето — прекрасное время для прогулок по центру, который особенно красив золотой осенью. Совсем недавно в Нижегородском кремле возродили фуникулер. Это технически сложное сооружение одновременно является и транспортом, и туристическим аттракционом, и даже площадкой для торжественных мероприятий. Подъемник забирает пассажиров у стен крепости и по рельсам доставляет наверх за считанные минуты.
Реализация проекта — от задумки до открытия — заняла пять лет. И вот, наконец, все желающие получили возможность прокатиться на кремлевском фуникулере, как это делали нижегородцы на рубеже XX и XIX веков. Зачем он нужен городу и почему на его восстановление не пожалели миллиардов? Давайте вспомним эту историю от начала до конца.
Первый в России элеватор
Фуникулер в Нижнем Новгороде — первый в России — был построен в 1896 году «Финляндской компанией легкого пароходства» петербургского предпринимателя фон Гартмана к Всероссийской промышленной и торговой выставке. Точнее, таких сооружений было два, и называли их тогда элеваторами: кремлевский пролегал от храма Рождества Иоанна Предтечи до станции внутри кремля возле Часовой башни, похвалинский — вдоль одноименного съезда.
Протяженность пути кремлевского элеватора составляла 131 метр. Он работал без электричества, используя принцип «верхнего поезда»: резервуар верхнего вагона наполнялся водой, и под тягой большого веса направлялся вниз. У нижнего вагона опустошалась цистерна, и он начинал движение ввверх. Каждый вагончик был разделен на две части по классам: были как сидячие, так и стоячие места.
После начала Первой мировой войны появились сложности с поставкой комплектующих из Германии, и это отразилось на работе элеватора. Далее последовал простой, связанный с Октябрьской революцией и гражданской войной. Тем не менее этот транспорт пережил падение Российской империи и застал первые годы СССР — фуникулер закрыли лишь в 1926 году. Пусть с перерывами, но элеватор проработал 30 лет, а отказаться от него решили только потому, что в городе уже была хорошо развита трамвайная сеть.
Во время Великой Отечественной войны объект использовался как бункер спецсвязи, потом в тоннеле организовали склад. В послевоенное время при благоустройстве территории вокруг кремля была снивелирована линия пути кремлевского элеватора, сам тоннель засыпали, а место, где он проходил под кремлевской стеной, заложили кирпичами.
Вопрос восстановления элеватора периодически поднимался еще с советских времен, но конкретные очертания идея приобрела в 2019 года: тогда было официально заявлено, что в кремле снова появится фуникулер, и это будет перерождение того самого элеватора. Правда, в усовершенствованном виде, с использованием современных технологий. Реализацию оценили примерно в 500 млн рублей, а открыть фуникулер планировали в 2021 году — к 800-летнему юбилею Нижнего Новгорода. Но путь оказался более тернистым, чем представлялось изначально.
Трудная пятилетка
Восстановление фуникулера стало очень сложной с технической точки зрения задачей. Нужно отметить, что данный вид транспорта достаточно редкий, а таких конструкций, как в Нижнем Новгороде, в России больше нет. В нашем случае речь идет о тоннеле, проходящем под стенами древнего сооружения, — кремля. И здесь самой главной задачей было не навредить памятнику архитектуры.
Первым этапом реализации проекта стали археологические раскопки. Их начали в 2019 году на площади около 500 «квадратов». Тогда специалисты обнаружили старинную водонапорную башню, которая была частью исторического элеватора, и это окончательно определило расположение верхней станции будущего фуникулера.
Далее последовала инженерная подготовка территории, которая потом велась параллельно со строительством: как оказалось, склоны кремля находятся в аварийном состоянии и страдают от оползней. В итоге была выполнена противоэрозионная защита склонов: их укрепили с помощью сотен свай и 7 подпорных стен.
Обезопасили и само строение: в стену кремля между Северной и Часовой башнями сделали более 8 тысяч инъекций, а также забетонировали 93 сваи для усиления фундамента стены и башен непосредственно в зоне фуникулера. Губернатор Нижегородской области Глеб Никитин отметил, что это было необходимо в любом случае.
Укрепительные работы были проведены, так что сейчас, даже если полностью убрать землю, стена все равно будет стоять. Для нас было крайне важным ни в коем случае не поставить под угрозу сохранность крепости. Ученые, историки, реставраторы, архитекторы, строители провели огромную работу, — подчеркнул глава региона.
Строительством фуникулера занималось государственное предприятие Нижегородской области по достройке и реставрации объектов недвижимости (ГП НО ДиРОН). Работы начались в 2021 году: к этому времени транспортное оборудование уже было закуплено у австрийской компании.
Перенос сроков в правительстве объяснили тем, в проект приходилось вносить изменения — например, в связи с обнаружением фундамента водонапорной башни. А в 2023 году, когда работы были близки к завершению, обнаружился дефект бетонирования и гидроизоляции тоннеля. Это привело к решению отложить завершающие работы по его отделке и монтажу вагончика. Летом 2024 года стало известно, что фуникулер достроен, сдан в эксплуатацию и готовится к открытию. И, наконец, 15 сентября он полноценно заработал.
Как выглядит и работает новый фуникулер
Поездка на новом кремлевском фуникулере — это маленькое путешествие, которое позволяет после прогулки по Нижне-Волжской набережной или улице Рождественской за считанные минуты оказаться внутри крепости. Или же наоборот — быстро спуститься из кремля к Волге.
Под склонами, возле церкви Рождества Иоанна Предтечи, расположена нижняя станция фуникулера. Внешне она сильно напоминает ту, что существовала в XIX веке: резной деревянный фасад, заостренная крыша и шпили на ней. Ее архитектурный облик восстанавливался по фотографиям и чертежам старого кремлевского элеватора. Обстановка внутри — минималистичная, в ретро-стиле. Площадь здания — 391 квадратный метр.
Между двумя станциями — трасса протяженностью более 130 метров. В нее входят открытая часть и тоннель, расположенный на прежнем месте под стеной Нижегородского кремля. Также восстановлен мостик с кладкой стен историческим кирпичом. Один вагон может перевезти до 40 пассажиров, длительность поездки в одну сторону — 2 минуты. Пропускная способность фуникулера составляет 120 человек в час в одном направлении.
Верхняя станция вдвое больше нижней по метражу, ее площадь чуть менее 850 «квадратов». Для этого здания выбрано контрастное архитектурное решение: современный дизайн, много стекла и металла, футуристичный интерьер. Изюминка пространства — тот самый фундамент старинной водонапорной башни, который можно увидеть через стеклянный пол в холле. Артефакт подчеркнули мягким теплым светом — он выглядит как бассейн под ногами.
Станция внутри кремля, благодаря большой площади и панорамному остеклению, может использоваться как красивая площадка для праздничных мероприятий. Например, в холле с прозрачным полом в день открытия фуникулера прошла торжественная церемония росписи трех пар — в дальнейшем эту практику планируют продолжать.
С помощью фуникулера мы планируем усилить «свадебную» ориентацию кремля, хотя молодожены сюда и так приезжали. Сейчас пары могут подняться в крепость на фуникулере, пройти таинство венчания, посетить Вечный огонь, памятник князю Дмитрию Донскому и его жене Евфросинии — покровителям супружества. Рядом прекрасная смотровая площадка, откуда открываются великолепные виды на город, — рассказал губернатор Глеб Никитин.
Купить билет на фуникулер можно за 200 рублей на любой из станций — в кассе, через специальный терминал или онлайн. Не исключено, что в дальнейшем тарифная политика будет пересмотрена и станет более гибкой.
Зачем Нижнему Новгороду фуникулер?
В воссоздание кремлевского элеватора вложено много времени, сил и денег: итоговая сумма затрат составила 1,8 млрд рублей. Но нижегородцы восприняли его открытие неоднозначно, критики вылилось достаточно. Многих возмутила стоимость: 200 рублей — немало для двухминутной поездки, особенно если речь идет о пенсионерах или людях с ограниченными возможностями здоровья. А именно для них такой транспорт наиболее удобен.
Большой размер инвестиций также вызвал волну негодования, ведь в городе много нерешенных насущных проблем: разбитые дороги, нехватка общественного транспорта, дефицит социальной инфраструктуры. Из года в год откладывается реализация таких важных проектов, как, например, строительство онкоцентра.
Но изначально в правительстве региона не скрывали, что этот проект — имиджевый, то есть направлен на повышение туристической привлекательности города и конкретно кремля. Быстрой окупаемости от него не ждут, серьезных транспортных задач он не решает. Так в чем же «фишка»?
В последние годы мы можем наблюдать, как музейно-туристическое направление в развитии Нижегородского кремля выдвигают на первый план. Кроме того, упорно ходят слухи, что со временем чиновники и вовсе покинут крепость — в районе площади Сенной для этого планируется построить правительственный квартал. Например, десятый корпус уже освободили под филиал Русского музея, который должен открыться в следующем году. Таким образом, из административного центра кремль в перспективе превратится в «город музеев».
И в этом случае фуникулер вполне может стать удачным дополнением — одним из элементов местной самобытности, работающим в комплексе с другими «магнитами» кремля. Что, впрочем, не отменяет его практического удобства: подняться в культурное сердце города за две минуты — совсем не лишнее при сложном для пешехода нижегородском рельефе.
Стоил ли проект потраченных денег, времени и сил? Сделайте вывод сами, опробовав «старый новый» транспорт. Это тот самый случай, когда личные впечатления — и есть правильный ответ.
Комментарии