В России представили портрет типичного покупателя жилья в 2022 — первом полугодии 2024 года, до отмены массовой льготной ипотеки. В основном улучшить жилищные условия стремились семьи со средним доходом. Для покупки россияне преимущественно брали ипотеку. К такому выводу пришел аналитический центр ДОМ.РФ по итогам совместного исследования с ВЦИОМ.

Фото: Наталия Пылина

Опрос проводился в мае и июне 2024 года, в нем приняли участие 1634 совершеннолетних респондента, которые покупали жилье в 2022-м, 2023-м и начале 2024 года. География исследования охватила не менее 40 субъектов РФ во всех федеральных округах.

Средний возраст покупателей жилой недвижимости в России составил 39–43 года. При этом существенную долю от общего числа — 31% — формирует молодежь, то есть граждане до 35 лет. Они чаще приобретают квартиры в новостройках или на вторичном рынке, чем дома. 37% от всего числа сделок приходится на людей в возрасте от 35 до 33 лет.

Для абсолютного большинства опрошенных новая жилплощадь — это главным образом семейное гнездо. Так, 72% новоселов состоят в браке, у 60% есть дети. Дома чаще покупают большие семьи из четырех и более человек.

Большую часть покупателей составляют семьи со средним доходом, которого, по оценке самих респондентов, хватает для покупки одежды, крупной бытовой техники и мебели. Каждый четвертый новосел (28%) работает в сфере промышленности и строительства, а каждый пятый (18%) — в сфере торговли и питания.

По словам руководителя Аналитического центра ДОМ.РФ Михаила Гольдберга, результаты опроса показывают, что в последние 2,5 года, когда действовала массовая господдержка, россияне старались в первую очередь улучшить собственные жилищные условия. 74% квартир и домов покупали для себя, 17% — для детей или родителей и лишь 9% — в инвестиционных целях. На рынке новостроек доля инвестиций оказалась выше — 12%.

В целом льготные ипотечные программы остаются важнымфактором для рынка: 43% покупателей новостроек подтвердили, что именновозможность получить льготный кредит подтолкнула их к покупке данного типа жилья. В текущих условиях таким драйвером спроса остается «Семейная ипотека», которая, как мы выяснили, ориентирована на большую часть потенциальных покупателей, — подчеркнул Михаил Гольдберг.

За счет ипотеки квартиры в новостройках приобрели 69% опрошенных, а готовые дома — 32%. При этом заметно выросла доля покупателей, которые самостоятельно подбирают ипотечные программы (54%).

Напомним, что программу семейной ипотеки продлили до 2030 года, но сделали поддержку более адресной. Осенью ведущие российские банки  ужесточили условия семейной и IT-ипотеки из-за исчерпания лимитов на субсидирование. Недавно выделенных  350 млрд рублей, по прогнозам, должно хватить до конца года. Что будет с ипотекой в ближайшем будущем и как будут меняться цены на жилье, читайте в нашем специальном материале

Продажа площадей от 48,4 м² до 137,4 м²