В Нижегородской области состоялось открытие участка платной трассы М-12 «Восток» от Москвы до Арзамаса. Скоростная магистраль вдвое сократит время в пути между двумя городами и сделает саму поездку в разы комфортнее и безопаснее. В дальнейшем дорога упростит передвижения практически по всей России: до конца 2023 года ее продлят до Казани, а в обозримом будущем — до Екатеринбурга, регионов Сибири и Дальнего Востока.
Значимость события как нельзя лучше подчеркнул Владимир Путин, который лично прибыл в Арзамас для участия в торжественной церемонии открытия. 8 сентября президент запустил движение вместе с вице-премьером Маратом Хуснуллиным, председателем правления ГК «Автодор» Вячеславом Петушенко и губернатором Нижегородской области Глебом Никитиным. Где именно проходит трасса М-12 «Восток», в чем ее уникальность и значение для россиян, выяснил корреспондент GIPERNN.RU, присутствовавший на мероприятии.
Масштабное строительство
Строительство скоростной магистрали М-12 Москва — Нижний Новгород — Казань стартовало летом 2021 года. Возведением дороги общей протяженностью 794 км занимается группа компаний «Автодор»: совокупный объем инвестиций в проект превышает 900 млрд рублей. Длина участка М-12 между Москвой и Арзамасом составляет 415,6 километра: из них 102,7 км в несколько этапов сдали в 2022 году, оставшиеся 308,4 км — 8 сентября 2023-го.
Открывшийся участок трассы проходит по территории трех областей: Московской, Владимирской и Нижегородской. Протяженность отрезков в этих субъектах составляет 77, 218 и 277 километров соответственно. Для строительства подрядчик переложил более 580 коммуникаций: линии электропередачи, магистральные газо- и нефтепроводы, газопроводы высокого давления. Между Москвой и Арзамасом возведено десять транспортных развязок, в том числе соединяющих путь с Московским большим кольцом, трассой М-7 «Волга» и «Золотым кольцом».
Всего на М-12 построено 144 искусственных сооружения, среди которых 97 путепроводов, 37 мостов и один биопереход для животных. Пожалуй, самым грандиозным объектом на открывшемся участке стал мост через Оку, соединяющий берега Владимирской и Нижегородской областей. Протяженность переправы составляет почти 1400 метров. Уникальность сооружения состоит в том, что это первый мост с вантовой системой, разработанной и сертифицированной в РФ, подчеркнул президент во время торжественной речи.
В целом сегодня мы делаем еще один значимый шаг в модернизации и расширении сети федеральных дорог, в повышении связанности наших территорий. От таких качественных, современных автомагистралей, от эффективных транспортных узлов во многом зависит укрепление национальной экономики и промышленности, а в конечном итоге качество жизни наших граждан, рост деловой и туристической активности.
С открытием нового участка М-12 в эксплуатацию также ввели Южный обход Арзамаса протяженностью 9,4 километра. Предполагается, что дорога выведет поток транзитного транспорта из города и поспособствует развитию паломническо-туристического кластера Арзамас — Дивеево — Саров, рассказал вице-премьер Марат Хуснуллин. Кроме того, одновременно водителям стал доступен участок Московского скоростного диаметра от Лухмановской улицы до трассы «Восток»: это открыло сквозное движение от М-11 до М-12.
Это уникальный, самый масштабный дорожный объект 2023 года. И мы построили его рекордными за всю историю страны темпами. Участок до Арзамаса ввели на 10 месяцев раньше намеченного срока! […] Спасибо всем специалистам, работающим над М-12, в том числе госкомпании «Автодор», за труд и преданность общему делу! В пике работало 30 000 строителей, было задействовано 9000 единиц техники.
Скорость и комфорт
С запуском магистрали М-12 «Восток» время в пути на автомобиле из Арзамаса в Москву сократилось примерно в два раза — с 7 часов до 3,5 часа. На всей протяженности дороги нет ни светофоров, ни пешеходных переходов — такое решение не только ускоряет поездки, но и делает их в разы комфортнее и безопаснее. При этом по поручению президента вся скоростная дорога будет обеспечена устойчивой мобильной связью и интернетом.
В дальнейшем время в пути до столицы сократится и для жителей Нижнего Новгорода. Для этого компания ООО «ДСК» из Твери проводит капитальный ремонт трассы Р-158, которая соединится с М-12. В ходе работ стоимостью 3,7 млрд рублей участок с 40-го по 52-й километры будет расширен до четырех полос. Завершить мероприятия планируется к следующему ноябрю. В перспективе расширение ждет десять отрезков трассы Р-158 протяженностью 215 км. По словам губернатора Глеба Никитина, в результате добраться из столицы Приволжья до Москвы можно будет всего за три-четыре часа вместо нынешних шести-семи.
Росавтодор сейчас расширяет трассу Р-158 на Нижний Новгород, потому что Нижний Новгород в некотором смысле отстоит от трассы [М-12 — прим. ред.], будучи отдаленным на 100 километров. Но после расширения федеральной трассы Р-158 до четырех полос возможность доехать от Нижнего Новгорода до Москвы через М-12 усилится и улучшится многократно.
Нижегородской области
Дорожная инфраструктура
Чтобы сделать поездки максимально комфортными, на всей протяженности дороги М-12 Москва — Казань до конца 2023 года появятся не менее 16 многофункциональных зон. К настоящему моменту между столицей РФ и Арзамасом работают четыре таких объекта: два расположились на 77-м км в Московской области, еще два — на 173-м км во Владимирской области.
Одна из многофункциональных зон под Владимиром — флагманская. Здесь применен принцип разделения потока для повышения безопасности и удобства пользователей. Впервые внедрено планирование территории по принципу «Сначала отдохни, потом заправься»: в этом случае автомобилист первым делом попадает к рекреационному ядру и сервисному зданию, а не к колонкам с бензином.
В помещении площадью 1100 квадратных метров нашлось место для фудкорта с различными концепциями питания, душевых, прачечной самообслуживания и много другого. Параллельно созданы все условия для отдыха и досуга: на открытом воздухе оборудованы спортивная и детская площадки, зона для выгула собак, беседки для пикника, летняя терраса — и все это без пересечения с автомобилями.
Очень важно, чтобы водитель и пассажиры были мотивированы выйти, переключить внимание, размяться. А в конечном итоге это безопасность в пути и снижение статистики по аварийности. Здесь можно полностью собраться на выходные на дачу, в поход и в отпуск. Здесь же, в этой многофункциональной зоне, уже проектируется газовая заправка, планируется отель, — подчеркнули в госкомпании «Автодор».
Стоимость проезда
Стоимость проезда по М-12 ГК «Автодор» утвердила накануне открытия дороги — в минувшем августе. На легковом автомобиле преодолеть 415,5 километра пути можно за 2821 рубль. Поездка от столицы до Владимира обойдется в 1399 рублей, от Владимира до Арзамаса — в 1422 рубля. При объезде Балашихи по маршруту Москва — Электроугли с автомобилиста возьмут 130 рублей.
Маршрут от Москвы до ЦКАД оценивается в 389 рублей, от Москвы до Орехово-Зуево — в 585 рублей. Водители, участвующие в программе лояльности ГК «Автодор», смогут экономить до 15% от общей стоимости поездок благодаря транспондеру T-pass. Средства от использования платных дорог идут на возврат внебюджетного финансирования, вложенного в строительство, а также содержание и ремонт скоростных магистралей.
Вот самое дорогое, что у нас есть, ко всем прочим ценностям, — это время. Когда мы говорим, что дорогу строим не потому, что ехать быстро, а для того, чтобы мы могли доехать быстрее. С нами города становятся ближе, расстояние становится короче.
ГК «Автодор»
Эффект от строительства
В прямой зоне влияния трассы М-12 «Восток» находятся восемь муниципалитетов Нижегородской области, в которых проживают около 270 тысяч человек, поделился губернатор Глеб Никитин. К настоящему моменту поблизости от магистрали уже подтверждены или реализуются инвестиционные проекты совокупной стоимостью 20 млрд рублей. Предполагается, что после их запуска в регионе появятся порядка 1,5 тысячи новых рабочих мест.
Новая скоростная дорога, проходящая мимо крупнейших городов России, будет способствовать развитию туризма. До 2030 года в результате запуска М-12 туристический поток в Нижегородской области должен вырасти минимум в семь раз, отметил Глеб Никитин. По его словам, в особенности приезжих будет привлекать паломническо-туристический кластер Арзамас — Дивеево — Саров.
Понимая это, мы готовились к открытию дороги — и готовили Арзамас в том числе. Он тоже претерпел огромные изменения и реновацию. И это тоже влияние дороги.
Нижегородской области
Города становятся ближе
Оставшиеся 394,7 км трассы М-12 «Восток» между Арзамасом и Казанью планируется открыть 20 декабря 2023 года, рассказал Марат Хуснуллин. Таким образом, автомобилистам станет доступен весь путь от Москвы до столицы Татарстана протяженностью 811 километров. Предполагается, что преодолеть это расстояние можно будет всего за 6,5 часа. Однако на этом строительство не остановится: в ближайшей перспективе дорогу продлят дальше на восток. По словам вице-премьера РФ, уже в следующем году трасса должна выйти к Башкирии, Пермскому краю и Екатеринбургу.
Протяженность магистрали от Екатеринбурга до Москвы составит 1,6 тысячи километров, ранее рассказали в ГК «Автодор». По завершении работ время в пути сократиться с 35 до 17 часов без учета остановок. Реконструкцию первого участка М-12 в Свердловской области начали в 2022 году, обновление второго — завершат в текущем августе.
Еще два этапа реконструкции северной части ЕКАД протяженностью 27 км предлагается выполнить за счет средств, полученных от введения платы за проезд транзитного транспорта по южной части ЕКАД, которая уже сегодня имеет по три полосы движения в каждом направлении, — рассказали в ГК «Автодор».
Далее скоростную магистраль продлят до Тюмени, поделился председатель правления «Автодора» Вячеслав Петушенко. Он подчеркнул, что часть дороги построят в 2024 году, другая часть будет готова в 2025-м. В итоге протяженность дороги Москва — Нижний Новгород — Казань — Екатеринбург — Тюмень превысит 2000 километров. После этого трасса протянется до Омска, Новосибирска и Владивостока, и в том числе выйдет к границам с Монголией и Китаем. Ожидается, что дорога, позволяющая за максимально короткий срок проехаться от столицы России до Дальнего Востока, будет построена в течение ближайших пяти лет.
Комментарии