Существуют риски несоблюдения сроков ликвидации аварийного и ветхого жилищного фонда в России в полном объеме. В частности, это связано с тем, что средства, выделяемые Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, доходят до регионов страны, как правило, во втором полугодии финансового года. Об этом информирует пресс-служба Счетной палаты РФ, в которую были представлены данные сведения по результатам проверки соблюдения соответствующего законодательства.
В докладе аудитора Юрия Росляка говорилось, например, об отсутствии правового механизма переселения граждан из жилых помещений, созданных при промышленном освоении территорий, а также непригодных для проживания вследствие техногенных аварий. Кроме того, эксперт упомянул отсутствие четкого порядка определения выкупной цены за изымаемое у собственников жилье.
Неоднозначность некоторых норм Жилищного кодекса РФ создает предпосылки для различного толкования их судами общей юрисдикции. Это приводит к достаточно значительному увеличению расходов муниципальных образований.
Как отметил аудитор, реализация мероприятий ликвидации аварийного жилья требует внушительных средств региональных консолидированных бюджетов сверх предусмотренных программами с участием Фонда ЖКХ. При этом не проводится анализ возможностей бюджетов регионов, не принимаются решения по обеспечению их сбалансированности, никем не оцениваются источники погашения неизбежных дефицитов финансирования.
«В целом за 2011–2013 годы только половина регионов изыскала возможность предусмотреть в бюджете на соответствующий финансовый год средства на долевое финансирование программ в необходимых объемах», — подчеркнул докладчик.
Дать объективную оценку выполнению требований указа Президента РФ не позволяет также отсутствие в Фонде ЖКХ документально подтвержденной информации о количестве ликвидированных аварийных домов и фактически переселенных россиян.
В проверяемом периоде в Фонде не была создана система мониторинга реализации на каждом этапе программ, предусматривающих переселение граждан из аварийного и ветхого жилья. «Порядок проведения мониторинга, предусматривающий такую систему, разработан Фондом только в мае 2014 г.», — пояснил Юрий Росляк.
Несмотря на принятие долгосрочных программ по переселению граждан (срок 5 лет), средства на их реализацию направляются в регионы из Фонда ЖКХ не на основании лимитов в рамках 3-хлетнего планирования, а на основании заявок, которые ежегодно подаются субъектами.
Также докладчик сообщил о том, что существующие объемы капитального ремонта не обеспечивают нормальных условий эксплуатации жилых помещений. В целом отмечается увеличение общей площади домов с износом порядка 70 процентов.
Комментарии