Нас раздражают надписи на свежевыкрашенных стенах домов и радуют огромные живописные полотна на фасадах зданий. Граффити и стрит-арт возникли в одной среде, но имеют принципиально разную идеологию. Одно символизирует упадок, другое несёт гармонию.
Истории нижегородского граффити, стрит-арта уже больше десятка лет. GiperNN поговорил с художниками, представителями власти и рядовыми горожанами, чтобы получить представление о том, может ли хулиганство стать искусством и как стрит-арт взаимодействует с городской средой.
Чёрная дыра в бюджете
Наиболее продолжительные «отношения» с граффитчиками и уличными художниками у администрации Нижнего Новгорода. В мэрии отмечают, что опыт бывает разным: как крайне негативным, так и весьма положительным.
Вандалы-граффитчики одинаково активно портят любое имущество: и частное, и муниципальное. Точный ущерб, причинённый городу, определить невозможно. Чаще всего от рук хулиганов страдают подземные пешеходные переходы. «К сожалению, после ремонта они остаются чистыми, в среднем, меньше месяца. Затем появляются граффити, надписи, объявления, — говорят в администрации. — На очистку стен от краски приходится тратить бюджетные средства, то есть деньги налогоплательщиков. Обычные моющие средства граффити не удаляют. В запущенных случаях необходима чистка специальными химическими составами. Стоимость таких работ — от 500 до 1000 рублей за один квадратный метр. Все эти средства можно было бы направить на другие цели и благоустройство других объектов».
В мэрии отмечают, что примеров неуважительного отношения к городу очень много. К примеру, только в 2016 году подпорные стенки Канавинского моста на спуске на Нижне-Волжскую набережную из-за рисунков вандалов пришлось перекрашивать три раза. Вместе с тем, практика взыскания ущерба с вандалов невелика. В настоящее время в судебном участке № 2 Ленинского судебного района Нижнего Новгорода рассматривается дело о вандализме (нанесении граффити в общественных местах). Фигуранты — четверо молодых людей. Суд решение ещё не вынес. «Наибольший резонанс получило преступление, совершенное молодыми людьми 8 декабря 2015 года. Тогда подсудимые, перегородив путь трамваю, следовавшему по маршруту № 3, напали на водителя, заперли ее в вагоне и разрисовали вагон, причинив тем самым ущерб муниципальному предприятию „Нижегородэлектротранс“ на сумму 214 тысяч рублей», — добавили в администрации.
Если договориться с вандалами априори невозможно, то уличные художники или «ремесленные мастерские» сами идут на контакт. В мэрии отмечают, что уже пять лет взаимодействуют с Нижегородской федерацией граффити. «Начиная с 2011 года, в качестве победителя городского конкурса социальных проектов „Открытый Нижний“ федерация проводила многочисленные акции по созданию художественных произведений в стиле граффити. В частности, были украшены детская площадка около дома № 19 по улице Краснодонцев, бетонный забор в сквере на Чёрном пруду, панельная плита на улице Минина, 5, веранды детских садов № 8, 119, 126 и другие объекты», — рассказывают в мэрии.
Администрация Нижнего Новгорода за вовлечение в благоустройство городской среды профессиональных художников, которые обладают достаточным опытом, необходимыми ресурсами и эстетическим вкусом. «На практике было установлено, что оформление фасадов зданий профессиональными граффитистами способствует снижению количества случаев вандализма (когда на зданиях оставляют надписи), — подчеркнули в мэрии. — Правонарушители, как правило, не портят рисунки профессиональных граффитистов. Таким образом, граффити-картины в ряде случаев помогают улучшить и сохранить внешний вид зданий».
Искусство — в массы
Наиболее яркий пример взаимодействия уличных художников и жителей Нижнего Новгорода — это ежегодный фестиваль уличного искусства «Новый город: Древний». Его цель — не украшательство, а художественное переосмысление исторической застройки. Организаторы фестиваля сконцентрированы, в первую очередь, на проблемах старых деревянных и каменных домов. В течение нескольких месяцев они собирают заявки от жителей, которые хотели бы увидеть на своём доме, в своём дворе арт-объект. Летом-осенью в Нижний Новгород приезжают уличные художники из разных городов России, которые создают новые, оригинальные работы: от полотна размером со стену дома до деревянного панно.
«Граффити — это явление, связанное, в первую очередь, с проблемами, которые возникают в большом городе. Если абстрагироваться от субкультурой составляющей граффити, его присутствие всегда является маркером мест, у которых как будто отсутствует хозяин, — считает уличный художник, организатор фестиваля „Новый город: Древний“ Артём Филатов. — Это явление чётко связано с „теорией разбитых окон“, согласно которой достаточно малых проявлений отсутствия контроля за чем-либо, чтобы оно превратилось в систематическое разрушение. Малые поступки по разрушению городских объектов ведут к усилению энтропии. Пример — заброшенные здания; большие панельные дома, в которых жителям тяжело решать общие проблемы; недостроенная Нижне-Волжская набережная (явно потерявшая хозяина), здание детской областной стоматологии на улице Большая Покровская. На доме-памятнике граффити стали появляться после того, как рядом установили общественный туалет. Он сделал место более маргинальным, чем оно являлось».
Как отмечает нижегородец, многие уличные художники в прошлом рисовали граффити. «Конечно, иногда уличное искусство представляется как развитие граффити. Но, как показывает практика, стрит-артом начинают заниматься тогда, когда есть желание выстроить коммуникацию с аудиторией (жителями). В отношении граффити жители города — это своеобразные статисты, а не активные зрители, — подчёркивает он. — Благодаря стремлению нижегородских уличных художников к диалогу в Нижнем Новгороде возникла лояльность по отношению к ним. Художники приходят к деревянным домам, спрашивают разрешения жильцов. Получив это разрешение, они могут сосредоточиться на произведении. Им не мешает страх быть пойманными, который вынуждает быстрее рисовать. Именно на опыте уличных художников мы построили идею фестиваля уличного искусства „Новый Город: Древний“.
Сейчас в России много проектов в области уличного искусства, много художников, которые уже вышли далеко за пределы „уличности“, — отмечает Артём Филатов. — Например, Тимофей Радя из Екатеринбурга начинал как уличный художник, а сейчас он делает большие световые инсталляции. Каждый новый его проект поражает масштабностью. Московский художник Дмитрий Аске, который являлся большим популяризатором граффити и уличного искусства в России, сейчас один из самых востребованных молодых художников в России. Параллельно с ними работают настоящие уличные художники: москвичи Стас Добрый и Кирилл Кто, Удмурт из Екатеринбурга».
По мнению Артёма Филатова, Нижний Новгород является особенной «школой» уличного искусства. В числе её ярких представителей — Андрей Оленев, известный своими сюрреалистическими сюжетами, команда «Той», приобретшая славу плохишей, уличный художник Никита Nomerz, который активно работает с городскими объектами. Отдельно стоят два нижегородца, Андрей Дружаев и Владимир Чернышёв. Они интересуются поездками в деревни и заброшенные места и там создают свои художественные инсталляции.
Экскурсии по стрит-арту
В 2014 году в интернете появилась и стала активно пополняться
«Меня всегда больше интересовали объекты изобразительного искусства, нежели шрифты. Наклонностей к вандальному проявлению граффити у меня вообще никогда не было, — рассказывает Никита Nomerz. — Переход от граффити к стрит-арту для меня был вполне логичным. В определённый период мне захотелось экспериментов в технике, стиле, жанре (плакаты, трафареты), больше работы с уличными объектами».
Сегодня работы нижегородца есть или известны во многих городах России и мира. О нём пишут в Китае, Чили, Европе. В 2013 году «Большой брат» («орущая башня» на Нижне-Волжской набережной) вошёл в сотню лучших граффити мира. А в 2014 году его «Узника» на улице Октябрьская сняла для своего видео о «большом российском турне» известная британская группа Placebo. Музыканты выступали в Нижнем Новгороде, а в свободное время совершили прогулку по городу.
«Некоторые чиновники говорят, что уличное искусство может решить проблему ветхих, обшарпанных стен, фасадов. Мол, можно пригласить художников, они порисуют — и старая стена „освежится“, веселее станет. С этой целью проводятся многие фестивали уличного искусства, — добавляет Никита. — Конечно, работы уличных художников могут „освежить“, „оживить“ городские стены. Иногда это делается целенаправленно: по инициативе администрации или художника, который сам хочет изменить ветхий фасад. Но вообще благоустройство и ремонт не входят в задачи уличных художников».
Художник подчёркивает, что цель стрит-арта (если всё-таки рассматривать его как искусство) — донести мысль, выразить эмоцию. «Уличное искусство — публичное. Оно живёт в городской среде и, как минимум, помогает обычным людям прикоснуться к миру живописи вне галерей, выставок, сделать шаг навстречу к чему-то большему, — отмечает он. — Граффити — это, в первую очередь, буквы и шрифты. В 90% случаев это вандализм. Стрит-арт — это искусство. Это более изобразительные, сюжетные, идейные работы. Они не вызывают такого отторжения, как граффити (у большинства людей)».
Больше, чем рисунки
Нижегородец Денис Спиридонов «коллекционирует» граффити, фотографируя их для своего блога. В поле его внимания попадают как профессиональные, так и любительские работы. «Мне интересно граффити. Я считаю его таким же "лицом города", как и памятники, — подчёркивает он. — Конечно, рисунки хуже сохраняются, но в них можно увидеть другую сторону города. Хорошее граффити может удачно вписываться в местность. Например, нижегородские „Башня“ и „Узник“. Хороший, красивый рисунок может украсить наши серые и унылые дома и заборы. Я не люблю граффити в виде каких-то надписей и непонятных малеваний».
Нижегородец считает, что администрации Нижнего Новгорода следовало бы ежегодно проводить конкурс по оформлению различных мест. Например, берегоукрепительная стена у метромоста раньше была белым унылым пятном, а теперь на ней яркие рисунки. «Свободных мест у нас в городе предостаточно, — добавляет Денис Спиридонов. — Да и на месте предпринимателей я бы отдавал свободные площади под граффити. Это помогает выделиться. Я фотографирую граффити и выкладываю их в сеть. Хочу, чтобы люди видели, как это красиво. Что мир вокруг нас прекрасен, надо лишь увидеть это».
Во дворе дома, где живёт журналист, активист сетевого сообщества «СпасГрад», автор проекта «Квартал Памяти» Сергей Сипатов, в этом году случилось первое за долгие годы соседское чаепитие. Мероприятие организовали уличные художники — чтобы познакомиться с жильцами и сделать им подарок: самодельную доску объявлений и вырезанные из дерева украшения. Нижегородец отметил, что многие соседи увидели друг друга впервые. За чашкой чая они рассказали множество добрых и старых историй о месте, в котором живут.
«Раньше у меня к граффити было однозначно негативное отношение — надписями хулиганы портили фасады домов и ограждения, — рассказал Сергей Сипатов. — Но потом в Нижнем Новгороде появилось такое уникальное явление для России, как нижегородский стрит-арт. В данном случае возникло целое градозащитное направление. Художники общались с собственниками старых домов, имеющих историко-культурную ценность и приговоренных к сносу, и потом создавали на фасадах этих домов свои потрясающие работы. Появление такого направления искусства в нашем городе меня очень порадовало».
Нижегородец признаётся, что «ждал нечто подобное». «С варварами от власти и бизнеса, уничтожающими памятники в Нижнем Новгороде, уже практически невозможно стало бороться на законных основаниях. А, по моему мнению, с невежеством, источником варварства, можно бороться только с помощью искусства», — подчёркивает он.
По данным опроса GiperNN, который проводился в
Фото: Андрей Оленев, Артем Филатов, Никита Nomerz.
Комментарии