В марте 2022 года в Нижегородской области утвердили проект планировки территории под строительство Восточного обхода. По его требованию новая трасса длиной около 14,7 км возьмет начало от Подновья, протянется вдоль берега Волги и выйдет на пресечение с М-7. Четырехполосная магистраль должна пройти через Артемовские луга в Кстовском районе — уникальную природную территорию, которую населяют более 90 видов краснокнижных птиц, растений и животных.
Несмотря на «зеленые» переходы для обитателей лугов, предусмотренные проектом, представители экологического сообщества уверены — Восточный обход Нижнего Новгорода приведет к постепенному исчезновению ценной флоры и фауны. Предлагаемый вариант трассировки вызывает сомнения и с точки зрения своей целесообразности: в отсутствие Подновского моста дорога направит транспортные потоки не в обход города, а в его центр — по Нижне-Волжской набережной.
В противовес утвержденному проекту ООО «Мастерская генеральных планов» по заказу депутата Госдумы от партии «Справедливая Россия — За правду» Дмитрия Кузнецова подготовило альтернативную концепцию Восточного обхода. Какие решения она подразумевает и сможет ли составить достойную конкуренцию уже существующим разработкам? Об этом рассказывает корреспондент Гипермаркета недвижимости GIPERNN.RU, побывавший на презентации концепции 8 апреля.
Основные параметры дороги
Альтернативный Восточный обход Нижнего Новгорода берет начало около села Работки в Кстовском районе. Затем трасса пересекает Волгу и выходит к перспективной дорожной сети Борского городского округа. Предполагается, что длина дороги составит около 21,8 км. Магистраль будет иметь вторую категорию: ширина земляного полотна приравнивается к 15 метрам, проезжей части — к 7,5 метра. Работы включат строительство двух мостов и двух транспортных развязок.
Всего проектировщики предложили два варианта трассировки обхода. Первый должен пройти западнее Работок, второй — восточнее. По словам руководителя «Мастерской генеральных планов» Александра Корнилова, оба предложения имеют свои преимущества.
Например, западный ус выходит на завершение Южного обхода — здесь так и так формируется транспортная развязка, которую просто нужно будет модернизировать. Также в этом варианте дорога проходит по самому узкому месту Волги. Это упрощает строительство и экономическую составляющую. Восточный ус исключает движение транзитного транспорта через Работки и уходит на развязку, которая перераспределяет транспорт в сторону либо Пензы, либо Казани, — пояснил Александр Корнилов.
Перед строительством альтернативного варианта Восточного обхода Нижнего Новгорода требуется модернизация развязки на пересечении М-7 и дороги Ольгино — Большая Ельня. Сейчас узел близ Федяково не обслуживает некоторые направления. Кроме того, проезжая часть местами слишком узкая. Все это затрудняет выход транспорта в восточном направлении.
Исправить ситуацию поможет строительство дополнительной развязки, соединяющей дороги к Большой Ельне и Анкудиновке. Проезд к последнему населенному пункту следует отреставрировать. Также на некоторых участках пути по Магистральной улице предложено организовать одностороннее движение.
Разработка альтернативной концепции Восточного обхода длилась несколько месяцев, рассказал GIPERNN.RU Александр Корнилов. Специалисты использовали утвержденные документы технического планирования, снимки со спутника и карты.
На местность мы выезжали только для изучения проблемных участков. Например, развязки около Федяково. К Работкам мы выезжали в рамках разработки генпланов прилегающих территорий. На левом берегу Волги мы еще не были: идея сейчас только прорабатывается. Если этот вариант получит поддержку, то, конечно, будем выезжать и более детально анализировать, — добавил руководитель «Мастерской генеральных планов».
По предварительной оценке, реализация альтернативного варианта Восточного обхода обойдется примерно в 30 млрд рублей. При этом в смету не включали стоимость перспективного строительства дорог в Борском городском округе, а также затраты на модернизацию дорог около ТРЦ «МЕГА». Возведение Восточного обхода в районе Артемовских лугов вместе со строительством Подновского моста «Мастерская генпланов» оценила в 70 млрд рублей.
Преимущества альтернативной концепции
Снижение транспортной нагрузки
Одна из наиболее острых проблем существующей транспортной системы — транзитные машины, курсирующие в черте города, уверен Александр Корнилов. Они увеличивают интенсивность движения, отрицательно влияют на безопасность, а также повышают уровень шума. По мнению проектировщика, действующий вариант Восточного обхода не разрешит ситуацию с транзитным транспортом. В свою очередь, альтернативный маршрут за чертой Нижнего Новгорода уладит эту проблему.
Несмотря на то, что суть обходов — вывод транзитного транспорта за черту города, в действующем варианте Восточный обход предлагается организовать по территории Нижнего Новгорода и через Кстово. Внутри Кстова должна появиться еще одна транспортная развязка. Причем, несмотря на нормативы, она будет располагаться очень близко к существующей в районе Опалихи, — отметил Александр Корнилов.
Экологический вопрос
Разрежение транспортных потоков закономерно улучшит экологическую обстановку: не секрет, что пробки отрицательно сказываются на состоянии воздуха. Кроме того, альтернативный маршрут уведет дорогу из Артемовских лугов — «зеленых легких», снабжающих кислородом верхнюю часть Нижнего Новгорода и Кстово. Взамен большой стройки на уникальной территории планируется создать природный парк.
Строительство Восточного обхода нанесет вред не только из-за вероятного уничтожения Артемовских лугов, добавил руководитель нижегородского отделения «Рослесозащиты» Сергей Салин.
Рядом располагаются очистные сооружения. Вы знаете, что будет, если там построить дамбу? Это полностью нарушит геологический режим данного места, — заявил Сергей Салин.
Развитие левобережных территорий Волги
Продление Восточного обхода Нижнего Новгорода в сторону левого берега Волги даст мощный импульс к развитию этих мест. На пустующей территории в городском округе города Бор появятся жилая застройка, логистические и производственные объекты, места для торговли и развлечений.
Действующий вариант трассы тоже стимулирует развитие левобережных земель, подчеркивают авторы концепции. В частности, появление Подновского моста на втором этапе будет способствовать освоению территорий в районе деревень Костино, Завражное, Пионерское. Однако в данном случае речь идет о строительстве индивидуального сезонного жилья, в то время как альтернативный вариант приведет к появлению застройки для постоянного проживания.
Недостатки альтернативной концепции
Возможная вырубка лесов
Директор нижегородского филиала «Рослесозащиты» Сергей Салин уверен, что представленный вариант требует дополнительной проработки в части воздействия на экологию. Он обратил внимание на то, что для возведения дороги на левом берегу Волги нужно вырубить около 20 километров лесного массива.
Там пересеченная местность с болотами и рельефом дюн. Уникальные природные объекты, болота, ручьи. Там плавают лебеди! — рассказал Сергей Салин.
Большой объем сопутствующих работ
Напоминаем — для того, чтобы альтернативный Восточный обход выполнял поставленные задачи, необходимо:
- модернизировать транспортное кольцо в районе Федяково;
- построить предусмотренные генпланом дороги в городском округе города Бор.
Также выяснилось, что стратегически верным будет первоочередное строительство Северного обхода Нижнего Новгорода.
У нас основные транспортные потоки идут в сторону севера — Пермь, Свердловск. То, что нам предлагается в качестве Восточного обхода, — это дорога местного значения. Поэтому единственное, что может разгрузить дороги — это Северный обход, — заявил Сергей Салин.
Решение за губернатором
После обсуждения проектировщики решили добавить на карты перспективный Северный обход. В пояснении будет указано, что он должен появиться до строительства рассматриваемой трассы. Затем скорректированную концепцию Восточного обхода Нижнего Новгорода представят губернатору Глебу Никитину. Документы окажутся у него на столе примерно к 20-м числам апреля. Дальнейшая судьба предложенного варианта будет зависеть от решения главы региона.
Альтернативная концепция Восточного обхода — проект, который не удастся реализовать в ближайшем будущем. Описанные преобразования требуют масштабной сопутствующей стройки, которая может занять несколько десятков лет. Ввиду объема предстоящих работ, а также наличия утвержденного проекта планировки для другого маршрута, шансы нового варианта трассы не столь велики. Однако если доводы активистов будут услышаны, транспортное сообщение региона получит небывалое развитие, а уникальная территория Артемовских лугов сохранится для последующих поколений.
Комментарии