Транспортная тема — одна из самых сложных для нижегородцев. Долгое время в регионе практически не ремонтировались дороги. Из-за отсутствия развязок столицу Приволжья сковывали постоянные пробки. В автобусных предприятиях и трамвайных парках годами не обновлялся подвижной состав.

Пять лет назад при формировании Стратегии развития региона губернатор Нижегородской области Глеб Никитин поставил масштабные задачи по развитию отрасли, которые постепенно начали решаться. Сегодня можно уже с уверенностью сказать: позитивные изменения становятся все более заметны, и они определенно работают на улучшение качества жизни нижегородцев.

Фото: Наталия Пылина

В последние три года регион входит в число лидеров по объему ремонта дорог. В Нижегородской области появились крупные транспортные развязки, позволяющие разгрузить проблемные магистрали. Возобновилось строительство метро, началась реформа маршрутной сети и модернизация электротранспорта. Все эти улучшения обещают не просто повысить мобильность населения, но и сделать поездки более комфортными и безопасными.

Но регион не намерен останавливаться на достигнутом. Стратегия развития Нижегородской области актуализируется: новые цели и задачи эксперты обсудили в ходе отраслевой стратегической сессии «Инфраструктурное развитие: дороги, транспорт», состоявшейся в конце августа на площадке Горьковского автомобильного завода. Как меняется транспортная сфера в Нижегородской области и что ждет ее в обозримом будущем?

Фото: Никита Духник

Строительство и ремонт дорог

Общая протяженность дорог в Нижегородской области достигает почти 33,5 тысячи километров. До 2018 года в нормативном состоянии из них было всего 30%. За последние пять лет в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги» (БКД) и других программ приведены в порядок около 5 тысяч километров магистралей. Финансирование на данные цели исчисляется миллиардами: только за прошедший год на восстановление 1 200 км дорог ушло около 11 млрд рублей. В 2023-м в планах — ремонт не менее 1 000 км автомобильных проездов.

Национальный проект «Безопасные качественные дороги», стартовавший по инициативе президента России, позволил добиться беспрецедентных объемов и выстроить эффективную систему планирования и выполнения дорожных работ в короткий сезон, с достижением максимального объема и качества. Вот уже три года Нижегородская область занимает лидирующие позиции среди всех регионов России по объему выполненных дорожных работ.

Глеб Никитин
губернатор
Нижегородской области

Отдельного внимания заслуживают транспортные развязки в Нижнем Новгороде. Например, эстакада на улице Циолковского позволила решить давнюю проблему с ж/д переездом в Сормовском районе. Благодаря ей около 60 тысяч жителей Сормова по дороге в центр города больше не зависят от движения поездов.

Фото: Анастасия Малышева

Давно назревало строительство другой крупной развязки — в районе деревни Ольгино. По мере застройки южных территорий год от года этот въезд в Нижний Новгород, именуемый в народе «бутылочным горлышком», забивался все сильнее. И хотя летом с наплывом дачников и в часы пик здесь все равно наблюдаются заторы, отсутствие развязки привело бы к настоящему транспортному коллапсу.

Не менее загруженным был и северный выезд из столицы Приволжья, пока осенью 2020 года здесь не открыли новую дорогу с развязкой Неклюдово — Золотово. Она позволила разделить транспортные потоки с кировского и борского направлений, увеличив пропускную способность.

Фото: Кирилл Мартынов / pravda-nn.ru

Буквально на днях завершилось строительство другого важного для региона транспортного объекта — Южного обхода Арзамаса. Благодаря ему поток большегрузов будет выведен из исторического центра города.

Такой объем работы было бы невозможно выполнить без стратегического планирования и без поддержки жителей. Сейчас важно завершить, что начали, и определить новые цели. Движение в этом направлении останавливаться не должно.

 Глеб Никитин
губернатор
Нижегородской области

В планах также — строительство дублеров городских магистралей. Обходная дорога проспекта Гагарина свяжет Приокский и Автозаводский районы Нижнего Новгорода при помощи мостового перехода через Оку. Открытие магистрали даст импульс развитию территорий Ольгина и Новинок, где предполагается построить порядка 5 млн квадратных метров нового жилья. Еще два дублера — проспекта Ленина и улицы Родионова — позволят в значительной мере разгрузить крупные транспортные артерии города.

Модернизация электротранспорта

Комплексная модернизация электротранспорта состоит из нескольких проектов. Один из пунктов программы — обновление трамвайной сети, подразумевающее замену 149,3 км линий и ремонт 15 тяговых подстанций. Реконструкция трамвайных путей ведется от Сормовского кольца до Московского вокзала за Окой и от Мызы до площади Лядова в нагорной части столицы Приволжья. По данным исполнителя ООО «Экологические проекты», в Сормове перекладку планируется завершить до конца 2023 года.

Фото: Кира Мишина / pravda-nn.ru

К этому же времени должно открыться движение на участке от Мызы до улицы Нартова, сообщил на днях замглавы регионального Минтранса Денис Рябинин. Минувшей зимой на линию вышел первый трамвай российско-белорусского производства «МиНиН»: он начал курсировать по маршруту № 22 на Автозаводе. Вслед за ним по городскому кольцу были запущены два современных вагона, а в конце марта аналогичный состав вышел на маршрут № 8. К 2026 году Нижний Новгород закупит 170 трамваев нового образца.

В Ворсме произведут для Нижнего Новгорода порядка 170 трамваев, в их числе — и трехсекционные. Название у них со смыслом — «МиНиН», что означает Минск + Нижний Новгород. И внешний облик, и интерьеры разработаны специально для нашего города. Трамвай будет удобен для всех — и пожилых, и мам с колясками, и людей с ограниченными возможностями здоровья.

Глеб Никитин
губернатор
Нижегородской области

Следующий пункт программы модернизации электротранспорта подразумевает частичную замену изношенного троллейбусного парка Нижнего Новгорода электробусами. На эти цели предусмотрено 5,1 млрд рублей. До конца 2023 года город ожидает поставку 113 единиц транспорта, а уже со следующего первые безрельсовые машины выйдут на линии. Предполагается, что электробусы будут обслуживать 11 маршрутов в Советском, Автозаводском и Ленинском районах.

Фото: Глеб Никитин /  t.me

Также в этом году на дороги Нижнего Новгорода уже вышли 180 электротакси, для заправки машин установили 62 зарядные станции. Всего реализация проекта предусматривает формирование парка из 280 автокаров, которые будут получать питание от 120 зарядных станций. На запуск парка требуется 890 млн рублей: из них 300 млн рублей являются средствами господдержки, остальную часть суммы вложили инвесторы.

Обновление автобусного парка

Основным средством для перевозки пассажиров на нижегородских дорогах пока остаются автобусы. За прошедшее пять лет региону удалось приобрести 820 единиц этого вида транспорта. Закупка велась благодаря федеральной поддержке в рамках национального проекта и лизинговой программы Минпромторга.

Фото: Никита Духник

В перспективе за счет федерального финансирования и средств специальных казначейский кредитов автопарк предприятий Нижегородской области пополнят еще 300 новых автобусов. Принято решение о выделении из федеральной казны 1,6 млрд рублей: на эти деньги будут приобретены машины малого и среднего классов. Их получат 32 муниципалитета — Арзамас, Богородск, Городец, Балахна, Дивеево, Вад, Перевоз, Сосновское, Дивеево и многие другие.

Продолжаем работу над улучшением качества объектов транспортной сети. Вопросы обновления общественного транспорта неоднократно поднимали и главы округов, и жители в соцсетях. Мы с коллегами доказали на федеральном уровне необходимость финансовой поддержки для решения этого вопроса.

Глеб Никитин
губернатор
Нижегородской области

Около 80% новых автобусов поставят на обслуживание муниципальных маршрутов. Остальные 20% единиц пассажирского транспорта будут курсировать между районами. Губернатор поручил ответственным ведомствам ускориться с закупкой, чтобы первые автобусы поступили в Нижегородскую область уже в этом году.

Речные пассажирские перевозки

Говоря о развитии транспортной отрасли, нельзя не упомянуть речные пассажирские перевозки. В последние годы популярность среди горожан и туристов набирают «Валдаи». Небольшие суда на подводных крыльях конструируют специалисты ЦКБ по СПК имени Ростислава Алексеева, а управляет флотилией специально созданная для этого компания-оператор ООО «Водолет».

Фото: пресс-служба губернатора и правительства Нижегородской области

С начала навигации 2023 года скоростные суда совершили более 1900 рейсов и перевезли на борту свыше 60 тысяч пассажиров. Всего в этом году пассажиропоток может составить около 80 тысяч человек, а в следующем показатель планируется увеличить до 150 тысяч. «Валдаи» совершают пассажирские и экскурсионные маршруты в Нижегородской, Владимирской областях, ходят в Чувашскую республику и Марий Эл. С середины августа география их путешествий расширилась поездками в Васильсурск. В тестовом режиме запущен маршрут Нижний Новгород — Кстово.

Глеб Никитин не только поверил в развитие пассажирских речных перевозок, но и живет этим. Благодаря этому возродилось некогда знаменитое предприятие. Но если говорить о его будущем, конечно, важно, чтобы этот завод стал постоянным партнером для всех регионов Российской Федерации, которые ждут, когда у них появится возможность запустить речные пассажирские перевозки внутри региона.

Вячеслав Володин
председатель Государственной думы Российской Федерации

24 августа состоялось еще одно значимое событие для флота Нижегородской области: в Чкаловске был спущен на воду первый «Метеор». Эти скоростные суда на 120 мест достигают свыше 35 метров в длину и около 10 — в ширину, имеют запас хода более 700 км и могут развивать скорость до 75 километров в час. Более мощные по сравнению с «Валдаями», они способны преодолеть большие волны на водохранилищах. Поэтому «Метеоры» предполагается использовать для поездок на значительные расстояния. Например, введут маршруты до Костромы, Ярославля, Казани и Ульяновска.

Фото: Александр Воложанин / photo.pravda-nn.ru

Но для развития внутреннего речного транспорта требуется необходимая инфраструктура. Руководитель компании «Водолет» Никита Итальянцев рассказал, что сейчас для судов на подводных крыльях действует лишь одна заправочная станция в Нижнем Новгороде. В перспективе предлагается построить дополнительные пункты, которые могут разместиться в районе Васильсурска и на Горьковском водохранилище.

Обновление маршрутной сети

Ровно год назад в Нижнем Новгороде началось тестовое внедрение новой транспортной сети. Реформа призвана оптимизировать маршруты общественного транспорта, сделав поездки горожан более комфортными и безопасными. С прошлого августа изменения коснулись 14 маршрутов, корректировки продолжаются по сей день.

Фото: Наталия Пылина

По задумке регионального Минтранса, новая маршрутная сеть в Приволжской столице и городах-спутниках будет окончательно сформирована к 2025 году. В ее основу ляжет транспортный каркас, состоящий из модернизированных трамвайных путей с обновленным подвижным составом, парк электробусов и метро. Закономерным итогом этой работы должно стать увеличение пассажиропотока: по сравнению с прошлым годом в нынешнем августе он возрос на 16%.

В ходе отраслевой сессии эксперты предложили включить в Стратегию развития региона создание так называемого зеленого коридора. Инициатива подразумевает предоставление приоритета на дорогах общественному транспорту: настройку светофоров, камер видеонаблюдения, создание выделенных полос. Сейчас в Нижнем Новгороде действует 11 км специальных зон для автобусов. В перспективе рассматривается появление еще 50 километров выделенок: на проспектах Гагарина и Ленина, проспекте Героев, Московском и Комсомольском шоссе, а также на улице Новикова-Прибоя.

Фото: Никита Духник

Приоритет общественного транспорта нужен, чтобы разгрузить центр Нижнего Новгорода от многочисленных автомобилей. Инициаторы реформ полагают, что для этого следует создавать перехватывающие парковки. Например, на въезде в город такие автостоянки могут использоваться гостями, а для жителей их можно оборудовать на выездах из крупных жилых массивов. Одним из позитивных примеров в этой области замгубернатора Сергей Морозов назвал перехватывающую парковку на Бору. Горожане оставляют на ней свои автомобили, а затем пересаживаются на канатную дорогу, чтобы добраться в Нижний Новгород.

Сегодня мы опять увидели коллективный труд, направленный на повышение качества жизни нижегородцев. Каждый эксперт вкладывает определенные знания в свои проекты. Главное — обобщить предложения. Не все они требуют серьезных бюджетных вливаний и длительных сроков реализации. Нередко это вопрос систематизации, перенаправления средств, выбора приоритетов.

Владимир Солдатенков
председатель комитета Законодательного собрания Нижегородской области по транспорту и дорожному хозяйству

Главными целями масштабных реформ являются удобство передвижения, безопасные и качественные дороги, комфортный и современный транспорт. На экспертной сессии прозвучало много интересных идей по развитию отрасли. Например, участники предложили создавать на базе автопредприятий учебно-производственные центры для будущих водителей, чтобы привлекать в профессию новые кадры. Еще одна важная инициатива касалась введения единых стандартов обслуживания пассажирского транспорта. Все предложения будут проанализированы: самые актуальные включат в обновленную Стратегию развития Нижегородской области.

Шикарный особняк в центре Батуми
Продажа производственно-складских баз