В Нижнем Новгороде представили предварительные эскизы станций новой канатной дороги. Подвесная переправа через Оку свяжет проспект Гагарина в верхней части города и Заречный бульвар — в нижней. Промежуточную остановку «Тихая гавань» предлагается расположить ближе к улице Баумана. Строительством займется «УрбанТех» в рамках концессии с областным правительством. Эта же компания проектирует сооружение: свои наработки она представила нижегородскому Архитектурному совету 21 апреля.

Визуализация: ООО «УрбанТех» 

Руководитель проекта ООО «УрбанТех» Алексей Иванищев рассказал, что облик трех станций канатной дороги будет приближен к архитектурному стилю хай-тек. Он основан на принципах функциональности, строгости и простоты. Основные материалы, которые предполагается использовать при строительстве, — металл, стекло, пластик и бетон. Главной доминантой станет форма сооружений, а не их расцветка. При этом фасады украсят витражные навесные конструкции и декоративные алюминиевые кассеты. Крыши сделают плоскими с устройством внутреннего водостока.

На первых этажах всех трех станций разместятся вестибюли, кассы, туалеты, комнаты матери и ребенка, помещения для службы безопасности и другого персонала, а также технические зоны. На втором-третьем этажах обустроят перроны, операторские и торговые точки. В здании на проспекте Гагарина будет гараж для хранения и ремонта гондол, а на Заречном бульваре — склад для инвентаря.

Станцию на Заречном бульваре построят на пересечении с проспектом Ленина, недалеко от кинотеатра «Россия». Расположение обусловлено оптимальной транспортной доступностью: сюда можно добраться на метро как с Автозавода, так и со стороны Сормова. Территория относится к зоне скверов и бульваров, площадь ее застройки составит около 1100 квадратных метров. Двухэтажное здание достигнет до 20 метров в высоту. Длина опор для гондол достигнет 30 метров.

Станция «Тихая гавань» расположится поблизости от дома № 48 по улице Баумана. Этот участок входит в функциональную зону набережной. Неподалеку пройдет перспективный дублер проспекта Ленина, который образует с канаткой единую транспортно-логистическую сеть. Площадь застройки под двухэтажным зданием составит около 1300 «квадратов», его высота достигнет 23 метров.

Станцию на проспекте Гагарина возведут на месте автозаправки возле МФК «Океанис». Это рациональное расположение, так как рядом находятся не только торговый центр с аквапарком, но и парк «Швейцария» и Дворец спорта, отметил Алексей Иванищев. Территория относится к зоне многофункциональной общественной застройки, под зданием окажется около 2200 кв. метров участка. Строение высотой до 26 метров будет трехэтажным, причем последний этаж планируется сделать двухуровневым, расположив на нем перрон.

Размещение зданий такого концептуального стиля будет сбалансированным решением. Считаем, что представленные концепции станций на фоне существующих сооружений будут смотреться очень органично и дополнительно внесут инновационные штрихи в городскую среду, — рассказал Алексей Иванищев.

Рассмотрев предварительные эскизы и выслушав доклад, члены Архитектурного совета высказали ряд пожеланий к облику будущих строений. Главный архитектор мастерской ННГАСУ, доктор архитектуры, профессор, академик РААСН Анна Гельфонд заметила, что две конечные станции похожи друг на друга, а промежуточная словно сделана абсолютно на иных принципах.

Эти павильоны должны быть звеньями одной пространственной цепи. Будто бы именно по этому пути коллеги и шли, но окончательного результата пока не получено. […] Если станция «Заречная» больше похожа на здание, то «Тихая гавань» — на некий предметный дизайн. На проспекте Гагарина — больше стекла, на «Заречной» — предпочтение отдается «глухим» поверхностям: они не корреспондируют друг к другу, — считает Анна Гельфонд.

То же самое можно отнести к наличию или отсутствию скатных кровель, парапетов, наклонных стен. Конечно, архитектура зданий должна быть разной, но основанной на единых композиционно-художественных и градостроительных подходах, добавила она, предположив, что проектировщики еще находятся в поиске окончательного идеального решения.

С ней согласились и другие архитекторы совета. Например, Дмитрий Волков из бюро «5 и 5» считает, что нужно найти более цельное решение станций с точки зрения стилистики и формообразования, взяв за основу предварительную концепцию «Тихой гавани». По его мнению, «беспокойство» конечных станций разрушает цельность, структуру и взаимодействие с окружающей застройкой. Кроме того, главные входы должны быть более выявленными, а территория перед ними — свободнее, добавил Дмитрий Волков.

В свою очередь, архитектор Александр Дехтяр назвал представленный стиль станций «фальшивым хай-теком». По его словам, спроектированные формы производят впечатление разрушенных гиперконструкций. Нужно больше следовать истинному содержанию сооружений, и это, возможно, выведет на образное решение, «не такое замусоренное накладными вмешательствами», поделился эксперт.

Наиболее ясная и понятная станция «Тихая гавань». Не обязательно конечные станции должны быть такими же, но принципиально они тоже должны быть ясными и понятными — по входам, по направлениям. А пока их объемы слишком декоративно наворочены — это затраты огромного количества денег, а в эксплуатации — сложно при нашем-то климате. […] В общем, над архитектурой надо работать: меньше декоративности, больше разумности и целесообразности — и архитектурной, и экономической, — высказался член Архсовета Валерий Никишин.

Обсуждение подытожил главный архитектор Нижегородской области Сергей Попов. Он согласился с коллегами, что станции будут лучше выглядеть, если в них станет меньше декоративности. Это должны быть, скорее, не здания, а произведения дизайна, добавил он. Таким образом, Архсовет принял за основу объемные характеристики строений, но рекомендовал ООО «УрбанТех» проработать архитектуру, взяв за основу концепцию «Тихой гавани».

Напомним, протяженность маршрута канатной дороги от проспекта Гагарина до Заречного бульвара достигнет 3340 метров. Время в пути по ней составит 15 минут. Подвесная переправа рассчитана на перевозку более 10 000 человек в сутки — это свыше 3,6 миллиона пассажиров ежегодно. Стоимость проезда правительство Нижегородской области определит после завершения проектирования. Она будет рассчитываться на основе закона о вопросах организации обслуживания населения внеуличным транспортом. В зависимости от установленного тарифа и пассажиропотока сумма поступлений в региональный бюджет от эксплуатации канатки оценивается от 100 до 200 миллионов рублей в год.

К сегодняшнему дню ООО «УрбанТех» завершило первый этап инженерно-геологических изысканий на территории, отведенной под строительство станций канатной дороги. Работы включали подготовку топографического плана местности, детальное отображение элементов рельефа, коммуникаций, системы высот и другие сведения. Далее проектировщики изучат характеристики грунтов, глубину залегания грунтовых вод и иные факторы, которые могут повлиять на качество жизни местных жителей, отметил концессионер.

Ранее некоторые нижегородцы выразили опасения, что строительство и эксплуатация канатки плохо повлияет на состояние близлежащих домов и навредит озелененным территориям. По этому поводу они даже обратились к председателю СК РФ Александру Бастрыкину. В свою очередь, часть жителей Заречного бульвара не захотела видеть станцию подвесной переправы возле своих домов.

После завершения изысканий будет выбрано оптимальное проектное решение для устройства фундаментов опор канатной дороги и минимизации рисков для жилых зданий. […] Прохождение трассы канатной дороги по Заречному бульвару не исключает его благоустройства и использования в качестве рекреационной зоны для местных жителей. При этом не потребуется расширение проезжих частей, — пояснили горожанам в ООО «УрбанТех».

Подготовленный проект подвесной переправы вынесут на общественные обсуждения с нижегородцами, проживающими в домах поблизости от перспективных станций. О дате слушаний будет объявлено позже. Завершить разработку документации и согласовать ее с госэкспертизой планируется до конца следующей зимы. Построить и запустить канатную дорогу должны в 2025 году.