В Нижнем Новгороде продолжается строительство дублера проспекта Гагарина. Городская магистраль с мостом через Оку свяжет Приокский и Автозаводский районы, улучшив дорожную ситуацию в городе. Реализацией масштабного проекта занимается дочернее подразделение ДСК «Автобан» — ООО «Концессионная компания № 11». Работы планируется выполнить за пять лет: генподрядчик зашел на стройку в начале 2024-го, а сдать новую дорогу должен к концу 2028 года.

Фото: Мария Носырева

Перед завершением теплого сезона GIPERNN.RU проинспектировал большую стройку. Вместе с представителями «Автобана» мы отправились по маршруту будущего дублера проспекта Гагарина. Где пройдет перспективная дорога? Какие работы сейчас ведутся? Будут ли вводить транспортные ограничения из-за строительства? В нашем фоторепортаже вы найдете не только ответы на эти вопросы, но и детальную схему новой дороги, которая публикуется впервые.

От улицы Ларина к деревне Бешенцево

Изначально строительство дублера проспекта Гагарина должно было включать четыре очереди. Дорогу планировалось вести от улицы Академика Сахарова до улицы Фучика. Однако в процессе согласования объемов концессии от первой очереди отказались из-за нехватки средств, и в концессию вошли только три — со второй по четвертую. На всем протяжении 13-километровой дороги запланировано четыре полосы — по две в каждую сторону. Важной особенностью проекта является то, что на маршруте не окажется пересечений в одном уровне с другими большими трассами: для взаимодействия с ними предусмотрены транспортные развязки.

Вторую очередь дублера проспекта Гагарина разделили на два этапа. Первый возьмет начало на улице Ларина в Приокском районе. Здесь, рядом с разворотным узлом и заправкой «Ока-Пропан», планируется построить большую развязку с путепроводом. Пока никаких работ в этом районе не ведется. Как рассказал руководитель производства по искусственным сооружениям ДСК «Автобан» Иван Хламин, проектная документация находится на стадии корректировки с целью оптимизации. Кроме того, в проект вносятся изменения в связи с отказом от первой очереди строительства. Выполнить корректировку проектно-сметной документации и получить положительное заключение экспертизы планируется до конца первого квартала 2025 года.

От улицы Ларина магистраль пройдет через Ближнеконстантиново. Там на ее пути лежит гаражный массив, который планируется снести. Затем дорога протянется с левой стороны от деревни Ляхово. По словам Ивана Хламина, от жилой застройки дублер отгородят шумозащитными экранами, чтобы уменьшить уровень шума от транспорта и попадание пыли к домам. Рельеф здесь достаточно холмистый: существующая грунтовая дорога то поднимается в гору, то круто уходит вниз. В месте, где пролегает глубокий овраг, проектировщики решили построить искусственное сооружение. Сейчас под него уже сделана геодезическая разбивка.

По мере продвижения к деревне Бешенцево на территории стала появляться кое-какая техника. На дне оврага экскаватор выкорчевывает деревья. Напротив деревни Ляхово укладывают земляное полотно: автогрейдер производит планировку насыпи в заданной отметке, каток уплотняет. В районе Бешенцева проводятся подготовительные работы — вырубка и инвентаризация насаждений и накопление песка. Самосвалы свозят его в штабель — накопитель, откуда потом будут разбирать для строительных работ.

Участок первого этапа второй очереди дублера находится еще в начальной стадии работ. Со стороны улицы Ларина их вообще нет. В этом году будут погружены пробные сваи для пяти опор моста через овраг. Сваи у нас привезены и складированы. Сейчас будет производиться устройство временной дороги и технологических площадок для мостового сооружения. Также здесь есть сети, которые необходимо переустроить, — рассказал Иван Хламин.

От Ольгинского шоссе до трассы Р-158

От Ляхова дублер проспекта Гагарина выйдет к деревне Бешенцево. Здесь планируется строительство второй транспортной развязки с путепроводом над дорогой Ольгино — Большая Ельня. Сразу за этой трассой начинается второй этап второй очереди. Дорога протянется через поля Кстовского района и выйдет к трассе Р-158 Нижний Новгород — Арзамас — Саратов чуть дальше от деревни Ближнее Борисово в направлении областного центра. Таким образом, дублер за несколько километров «обогнет» проблемную развязку в Ольгино, минуя другие трассы.

Строительство второго этапа второй очереди дублера началось в июле. В районе Бешенцева подрядчик приступил к вырубке мелколесья. Но основные работы развернулись на полях ближе к трассе Р-158. То и дело самосвалы привозят сюда песок, а экскаваторы производят отсыпку основного хода и съездов. На участках со слабым грунтом выполняют известкование — усиление несущей способности насыпи.

Местами здесь уже прослеживается контур будущей дороги. Основание дорожного полотна формируют из насыпи грунта. На него укладывают геотекстильное полотно, затем производят отсыпку и планировку из песка. После уплотнения кладут щебень или щебеночно-гравийную смесь, а уже на нее — несколько слоев асфальта.

В паре километров от трассы Р-158 расположился овраг глубиной около 15 метров с крутыми склонами, а на его дне протекает родник. Для сглаживания склонов в верхней части ущелья планируется сделать выемку: она позволит сократить перепады высот, чтобы автомобили без проблем смогли преодолевать этот участок в любое время года.

В границах основного хода трассы появился родник. Чтобы он нам никаких неприятностей не доставил — просадок, размыва грунта и так далее, — воду из него отведут за границу тела насыпи, она постоянно будет отводиться. Периодически будет производиться обслуживание этих устройств на стадии эксплуатации, — объяснил руководитель производства по искусственным сооружениям ДСК «Автобан» Иван Хламин.

На маршруте второго этапа второй очереди дублера продолжается уборка насаждений. Деревья и мелколесье, встречающиеся на пути будущей трассы, срубают, а их корни выкорчевывают. Все древесные остатки передают воинской части в Мулино на дрова. Также подрядчику нужно переложить инженерные сети. Например, рядом с трассой Ольгино — Большая Ельня тянется высоковольтная линия электропередачи 220 кВ. Ее предстоит отодвинуть дальше от дороги и поднять выше в районе виадука. Все работы по строительству этого этапа планируется завершить до конца 2025 года.

От трассы Р-158 к ЖК «Новинки Smart City»

Рядом с автотрассой Р-158 Нижний Новгород — Арзамас — Саратов стартует третья очередь дублера проспекта Гагарина. Дорога пройдет по свободным землям сначала Кстовского района, а затем Новинского сельсовета, который относится к городу. После этого выйдет к автотрассе Р-125 Ряжск — Касимов — Нижний Новгород в богородском направлении. Маршрут городской магистрали будет пролегать мимо ЖК «Новинки Smart City» — между котельной и жилым комплексом. Рядом с проезжей частью планируется установить шумозащитные экраны. Они позволят нивелировать неудобства от соседства с новой трассой для местных жителей.

Подготовка стройплощадки в этом районе стартовала минувшей весной. Тогда здесь установили временные дорожные знаки и начали работы по перекладке сетей, расчистке мелколесья и планировке территории. Над трассой Р-158 планируется построить транспортную развязку с четырьмя съездами в разных направлениях. Она включит в себя путепровод из четырех монолитных опор с балочным пролетным строением. Основанием опор станут забивные железобетонные сваи: по 69 — под крайние и по 42 — под промежуточные. Сначала забиваются пробные конструкции.

Погружая пробные сваи, мы потом проводим их динамические испытания в соответствии с разработанной программой, чтобы понять фактическую несущую способность грунтов. Если у нас динамические испытания не проходят, мы отправляем эти результаты в Институт «Стройпроект», и он выносит решение. Например, увеличить длину свай. Тогда выполняем рекомендации и устраиваем повторную проверку, — пояснил руководитель производства по искусственным сооружениям ДСК «Автобан» Иван Хламин.

Сооружение путепровода представляет собой сложный технологический процесс. Он начинается с массового погружения свай. Далее производится разработка котлована экскаватором, затем — бетонная подготовка под ростверк — верхнюю часть свайного фундамента. После этого дорожники делают арматурный каркас определенной прочности.

Затем сооружают тело опор — так называемые стойки круглой формы. На них укладывается объединяющая насадка — ригель и подферменные площадки. Устанавливается опорная часть и монтируются балки. Строительство путепровода началось 1 сентября, а завершить его планируется в конце 2025 года. Работы будут вести непрерывно, независимо от времени года.

Параллельно идет переустройство сетей. На участке имеется много кабелей связи, есть газопровод, напорная канализация и водопровод большого диаметра, питающий Новинки и Кусаковку. Вдоль трассы Р-158 проходит высоковольтная линия электропередачи. Ее планируется переносить в 2024 году. Сейчас перекладка коммуникаций на участке дублера третьей очереди завершена на 80%.

В этом районе сосредоточено больше всего сил и средств. В строительный городок ежедневно приезжают около 200 специалистов и работает почти 97 единиц техники, включая самосвалы, бульдозеры, экскаваторы, сваебойные установки, краны. А всего на строительстве дублера трудятся около 500 человек, в том числе «Автобан» привлек не менее 12 субподрядных организаций.

От трассы Р-125 до улицы Фучика

Самой сложной и продолжительной очередью строительства дублера проспекта Гагарина станет четвертая. Ее разобьют на четыре этапа. Первый предусматривает создание большого моста через Оку — пятого по счету в Нижнем Новгороде, с выходом к улице Фучика. Второй этап — дорогу от ЖК «Новинки Smart City» до правого берега Оки. В том числе к нему относится создание двухуровневой транспортной развязки над автодорогой Ряжск — Касимов — Нижний Новгород. На ней оборудуют надземный пешеходный переход и разворотную петлю от ЖК «Новинки Smart City» в сторону Богородска.

В рамках третьего этапа четвертой очереди планируется реконструировать дорогу длиной 1832 метра по улице Фучика и смонтировать остановочный пункт на Монастырке. Улицу расширят до четырех полос, чтобы увеличить пропускную способность. Если этого не сделать, то после моста автомобилисты будут вставать в огромную пробку. Четвертый этап включает реконструкцию 207-го проезда по улице Героя Шнитникова с устройством примыканий, тротуаров и созданием остановочного пункта.

В финале планируется установка автоматизированной системы управления дорожным движением. Работы четвертой очереди стартуют в начале 2025 года со строительства моста. К площадке нужно организовать подъездные пути, чтобы подвозить технику и стройматериалы.

Это будет большой балочный мост с металлическим пролетным строением и основанием из буронабивных свай. В составе моста предусмотрено 10 опор. Предварительно нужно будет сделать временные сооружения — два технологических моста — с одного берега и с другого. Они позволят вести работы круглогодично, в две смены, и не зависеть от ледохода и других помех, — рассказал руководитель производства по искусственным сооружениям ДСК «Автобан» Иван Хламин.

Параллельно в первом квартале 2025 года планируется начать возведение транспортной развязки. От нее дорога пойдет по территории садового товарищества. Для этого потребуется изъятие земель и построек, которые планируется снести. Территория СНТ оказалась закрытой, и попасть туда нам не удалось. Мы также осмотрели будущую стройплощадку дублера на берегу Оки в Автозаводском районе. Сейчас там находится пустырь с заваленным мусором пляжем и несколькими заброшенными постройками. О начале работ здесь тоже пока ничего не говорит.

Какие ограничения введут в зонах строительства?

Обычно строительство масштабных объектов в местах пересечения с трассами требуют ввода ограничений. Но, как уверяют представители холдинга «Автобан», в случае с дублером проспекта Гагарина у водителей не будет серьезных затруднений. Так, на трассе Р-158 Нижний Новгород — Арзамас — Саратов планируются кратковременные перекрытия движения на момент монтажа балок. По словам руководителя производства по искусственным сооружениям «Автобана» Ивана Хламина, перекрытия предполагается производить локально в ночное время суток.

Движение будем ограничивать на 10, максимум на 20 минут. Две балки привезли — с колес смонтировали, и все. Когда фура с ними остановится, кран будет уже готов. Производится строповка и монтаж балок. Машина уезжает — движение открывается. Реверса не будет, потому что в этом просто нет смысла, — отметил Иван Хламин.

Фото: Мария Носырева

Сейчас в зоне работ на Р-158 введено временное ограничение скорости до 50 км/ч. Но на практике его мало кто соблюдает. Водители не видят смысла притормаживать, если на дороге нет никаких явных помех и камер, которые отслеживают скоростной режим. Представитель ДСК «Автобан» обратил особое внимание на то, что игнорирование дорожных знаков, пусть даже временных, может обернуться для водителей серьезными последствиями.

На стройплощадку с трассы Р-158 и обратно постоянно курсируют самосвалы. Но в местах съездов нет специальных полос для поворота и разгона. Большегрузам приходится замедляться, а потом уже совершать маневр. Точно так же и с выездом на трассу. Если идущая сзади машина летит со скоростью 90 км/ч, то водитель может не успеть вовремя притормозить или перестроиться, и случится авария, — объяснил Иван Хламин.

Фото: Мария Носырева

Сейчас скоростное ограничение ввели и на трассе Ольгино — Большая Ельня: там притормаживать нужно до 20 км/ч. Причина та же самая, с той лишь разницей, что дорога двухполосная. В случае если перед разогнавшейся машиной внезапно возникнет помеха в виде самосвала, перестраиваться будет некуда: только уходить на встречную полосу либо в кювет. Вероятно, поэтому здесь ввели столь большое ограничение скорости.

Наш собеседник рассказал, что на время строительства путепровода основную дорогу перекроют, а движение пустят по временной — ближе ко второму этапу второй очереди. Аналогичным образом поступят возле ЖК «Новинки Smart City»: здесь временную дорогу предполагается сместить в сторону жилого комплекса.

Фото: Мария Носырева

Когда построят дублер проспекта Гагарина?

Дублер проспекта Гагарина — второй крупнейший проект компании холдинга «Автобан» в Нижегородской области. До этого подрядчик занимался строительством нескольких очередей скоростной трассы М-12 Москва — Казань. Тогда строителям приходилось вести дорогу по землям, где буквально не ступала нога человека, из-за чего возникали сложности с прокладкой технологических дорог, подвозом материалов и техники. С дублером проспекта Гагарина ситуация обратная: все дороги находятся в шаговой доступности. Но поскольку дублер строится в городской среде, имеется множество инженерных сетей, которые нужно выносить.

Фото: Мария Носырева

Тем не менее специалисты «Автобана» настроены позитивно. Развернуть стройку на всех площадках в случае получения положительного заключения экспертизы по откорректированной документации планируется в первом квартале 2025 года. К следующему ноябрю — сдать третью очередь магистрали, к концу 2025-го — второй этап второй очереди. А полностью ввести в эксплуатацию дублер проспекта Гагарина дорожники рассчитывают к концу 2028 года.

Строительный сезон идет круглогодично, в том числе и зимой. Стремимся выполнить свои обязательства в кратчайшие сроки. Темпы хорошие, идем в графике без отставаний. Стройматериалы закупаются вовремя, их поставка осуществляется бесперебойно, — подытожил Иван Хламин.