Открытый разговор во время прямой линии — это в первую очередь возможность нацелиться на системные решения, отталкиваясь от реальных проблем. В Нижегородской области благодаря частным историям не раз начиналась комплексная работа: плесень на потолке детского сада в Ковернино стала отправной точкой для создания программы капитального ремонта школ и детских садов, а пришедшая в упадок районная больница в Балахне дала толчок модернизации первичного звена здравоохранения.
16 сентября 2021 года глава Нижегородской области Глеб Никитин больше трех часов общался с местными жителями в прямом эфире. Накануне разговора в кол-центр и на сайт регионального правительства поступило более 4000 тысяч обращений, каждое из которых касалось вполне конкретной проблемы того или иного нижегородца. Но все вместе они, как один большой пазл, сложились в общую картину жизни региона. Подводя итоги прямой линии с губернатором, GiperNN собрал ответы Глеба Никитина на ключевые вопросы о перспективах развития Нижегородской области в сфере строительства и благоустройства.
Метро до Сенной и Сормова
Проект развития метро в Нижнем Новгороде получил поддержку федерального центра. Правительственная комиссия одобрила региону выделение инфраструктурного бюджетного кредита, а необходимость продления подземки в столице Приволжья не раз подчеркивал сам президент.
Не могу не вспомнить постоянное общение по поводу метро. Понимаю, что для нижегородцев эта тема символичная, метро должно развиваться. И если бы мне постоянно этот вопрос не задавали, то, наверное, и я бы его не задавал постоянно руководителям страны и в результате не получил бы поддержку.
В 2021 году Нижегородская область планирует заключить контракт на проектирование и строительство метро до площади Сенной. Проект включает промежуточную станцию на Оперном театре, но работы будут вестись сразу до конечной точки с созданием транспортно-пересадочного узла. В 2022 году предполагается выйти на заключение контракта по продлению метро в сормовском направлении, однако здесь основная сложность состоит в отсутствии проектно-сметной документации. И если корректировка проекта подземки до Сенной займет около девяти месяцев, то создание документа с нуля по Сормову потребует минимум год. Сроки появления новых станций в обоих направлениях — 2025–2026 годы.
Обманутые дольщики
К концу 2018 года В Нижегородской области насчитывалось около 6,5 тысячи обманутых дольщиков и более 150 проблемных домов. В 2021 году количество долгостроев уменьшилось в десять раз, причем по каждому из них уже приняты решения. Так или иначе до 2023 года проблема обманутых дольщиков в регионе будет решена: одни объекты достроят, по другим выплатят денежные компенсации.
Многострадальный объект — ЖК «Новинки Smart City». По каждому дому определен график, подтверждено дополнительное финансирование. Были проблемы с выделением средств из федерального Фонда защиты прав дольщиков: образовалось увеличение сметной стоимости, в связи с чем возникла задержка. Сейчас этой задержки уже нет и люди понимают, когда произойдет достройка.
Жилищный вопрос
Аварийное жилье. Если дом был признан аварийным до 1 января 2017 года, значит, он включен в действующую программу и планируется к расселению в краткосрочной перспективе. Если наделение соответсвующим статусом произошло с 1 января 2017 года по 1 января 2021 года, то дом попадет в новую программу расселения аварийного жилья. Документ уже сформирован, по нему выделены необходимые федеральные средства.
По домам на улице Циолковского в Нижнем Новгороде, где строится новая транспортная развязка, решения были приняты индивидуально, вне программы. Все они будут расселены в ближайшее время.
Дети-сироты. В 2021 году в Нижегородской области выделено около 1,1 млрд рублей на обеспечение жильем детей-сирот. На эти средства планируется закупить порядка 595 квартир. Всего в очереди на получение квадратных метров стоят 2,8 тысячи человек.
Конечно, есть проблемы с повышением стоимости жилья, но мы дофинансируем рост. Планируем постоянно сокращать очередь за счет принятия соответствующих решений по бюджетному финансированию.
Участки для многодетных. В районах Нижегородской области не хватает земельных участков с подготовленной инженерной инфраструктурой, которые можно было бы предоставлять многодетным семьям. В проработке находится вопрос введения денежного сертификата вместо участков ЛПХ по аналогии с тем, как это было сделано для участков ИЖС. Когда решение будет принято, у нижегородцев появится возможность выбора — сертификат или земля.
Участки в чистом поле, мы считаем, даже хуже, чем нерешение вопроса.
Открытие «Школы 800»
Нижегородская «Школа 800» на 4550 мест будет достроена и получит лицензию до конца текущего года. В январе 2022-го в школе начнется образовательный процесс, причем обучение будет полностью бесплатным. Крупнейший образовательный центр Нижегородской области возводится в беспрецедентно короткие сроки: за 15 месяцев вместо 24, положенных по плану организации работ. Но, несмотря на амбициозные задачи по темпам строительства, в приоритете остаются качество и безопасность.
По Верхним Печерам технологический процесс набора прочности бетона обеспечил необходимость некой задержки по отношению к тем планам, которые были еще в начале лета заявлены. Мы постоянно проводим исследования на предмет прочности конструкций, чтобы не просто обеспечить нормативы, а полностью гарантировать абсолютную безопасность. В связи с технологическими особенностями произошла задержка с монтажом металлоконструкций.
Корпус в Верхних Печерах в настоящий момент находится в самой высокой степени готовности — почти 90%. По предложению местных жителей здесь планируется благоустроить территорию близлежащего оврага между Кузнечихой и Верхними Печерами. Мэр Нижнего Новгорода Юрий Шалабаев получил поручение не откладывать в долгий ящик определение финансирования.
Новый мост и дублер проспекта Гагарина
Проспект Гагарина уже сейчас не справляется с транспортной нагрузкой, а после строительства еще 3,6 млн кв.м жилья на юге Нижнего Новгорода там может случиться настоящий коллапс. Поэтому в рамках развития ключевых территорий города предусмотрено строительство дороги-дублера с применением механизма инфраструктурных бюджетных кредитов. Правда, сейчас речь идет о финансировании третьей и четвертой очередей, а также части второй очереди. Строительство первой очереди планируется дополнительно предусмотреть уже впоследствии. К слову, четвертая очередь — это мост через Оку, который позволит связать перспективные территории жилищного строительства с Автозаводским районом и обеспечит выезд жителей новых микрорайонов в заречную часть города.
Что касается платности моста, наверное, преждевременно об этом говорить сейчас. Мы будем смотреть экономику и в рамках инвестиционного соглашения уже принимать отдельные решения, потребуется это или нет.
Газификация
Доведение газа до участков. В 2021 году президент принял решение о доведении «голубого топлива» до участков всех жилых помещений без привлечения средств жителей. Около 45 тысяч домов будут газифицированы за счет единого оператора. Чтобы попасть в программу в более ранние сроки, нужно оставить заявку на сайте «Газпром газораспределение Нижний Новгород».
Газификация северных районов. Программа развития газоснабжения региона до 2025 года предполагает газификацию шести районов на севере Нижегородской области: Варнавинского, Ветлужского, Тонкинского, Тоншаевского и Шарангского, а также городского округа Шахунья. «Газпром» вложит около 7 млрд рублей в строительство новой газораспределительной станции и магистральных сетей.
В 2017 году считал, что это одна из основных моих задач на должности, но решение ее тогда казалось очень сложным или почти невозможным. Однако нам удалось войти в инвестиционную программу «Газпрома», мы подписали соответствующее соглашение, проблема будет решена.
Спортивное наследие
Спортцентр для людей с ОВЗ. Проект разработан, реализовать его планируется в Дзержинске через концессионное соглашение. Инициатива подана, сейчас ведется отработка замечаний. Есть все основания полагать, что до конца года договоренности будут утверждены и уже в 2022 году начнется строительство.
Ледовый дворец. Пока федеральные ресурсы на объект не выделены, но разработан проект строительства на Стрелке. С помощью федерального центра или спонсоров решение будет найдено, а вернуться к вопросу планируется в 2022 году.
Комплекс трамплинов. В Нижнем Новгороде работает трамплин К-60, сейчас завершается возведение подъемника. Никаких других препятствий к продолжению строительства комплекса трамплинов нет, кроме отсутствия финансирования. Если Министерство спорта РФ все-таки сочтет возможным поддержать проект, регион будет готов к принятию решения.
В стране есть три центра: по мнению Минспорта, этого достаточно для подготовки спортсменов высших достижений. Надо было решение это принимать до того, как центры были построены в Нижнем Тагиле и в других городах.
Дороги и транспорт
Реформа общественного транспорта. За последние три года Нижний Новгород закупил более 400 новых автобусов, транспортный парк также обновился в Арзамасе и Дзержинске. Однако в перспективе регион рассчитывает системно подойти к решению наболевшей проблемы. Для этого в Нижегородской агломерации разрабатывается комплексная программа модернизации общественного транспорта, которую планируется реализовать в рамках инфраструктурных бюджетных кредитов. Также при поддержке Правительства РФ предполагается обеспечить замену рельсового хозяйства и приобретение техники.
Чтобы задача была решена системно, нужна полная модернизация общественного транспорта, в первую очередь электротранспорта — рельсовое хозяйство и дополнительные трамвайные маршруты. Необходимо усилить интенсивность движения, заменить целый ряд нерегулируемых маршрутов на регулируемые — те, которые работают по тарифам, утверждаемым правительством, и ориентированы в том числе на льготников.
Разработка цифровой интеллектуальной транспортной схемы завершится до конца осени, а затем начнется ее широкое общественное обсуждение. Уже сейчас Минтрансу дано первое поручение по оптимизации предлагаемых решений: в связи с планами по достройке ЖК «Окский берег» в Новинках должно быть увеличено количество автобусов. После введения новой маршрутной сети в Нижнем Новгороде интервал движения между транспортными средствами уменьшится в два раза — до 5–10 минут.
Общественный транспорт в Нижнем Новгороде в ближайшее время ждет революция. Смотрим на это с оптимизмом. Финальный документ пройдет серьезные общественные слушания: никто без людей ничего менять не будет. Мы должны учесть их мнение и принять соответствующее решение — это четвертый квартал 2021 года.
Ремонт дорог. По территории Нижегородской области проходит свыше 5000 км федеральных, около 13000 км региональных и 19000 км местных дорог. В программу ремонта в основном попадают трассы областного значения, потому что основные ресурсы на них выделяются по нацпроекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги». И если в 2017 году в регионе только 28–29% трасс находилось в нормативном состоянии, то сейчас показатель вырос до 34–35%. При этом в городах Нижегородской агломерации сегодня стандартам соответствуют около 80% всех дорог.
В целом в 2020 году у нас было сделано где-то 1100 км, в 2021-м — 970 км, на следующий год запланировано 870 км. Но, я думаю, что будет гораздо больше, потому что мы каждый год перевыполняем план за счет экономии на торгах и плюс за счет средств из федерального бюджета для регионов, которые опережающим образом выполняют нацпроекты. Недавно мы получили дополнительно 700 млн рублей из резервного фонда Правительства РФ. Темпы в последние годы беспрецедентные.
Развязка в Арзамасе. Новый путепровод планируется построить в рамках развития паломническо-туристического кластера Арзамас — Дивеево — Саров. Развязка появится между Арзамасом и рабочим поселком Выездное, где пробка на ж/д переезде много лет парализует движение до самой Соборной площади. Инфраструктурный проект разработан для вывода транзитного транспорта из центра города и повышения туристической привлекательности кластера. Строительство начнется в ближайшее время, а пока в районе продолжается возведение Южного обхода и платной скоростной трассы М-12 Москва — Нижний Новгород — Казань.
Парковки. Из-за отсутствия достаточного количества парковочных мест жители новых микрорайонов заставляют машинами даже пожарные проезды. Проблема возникает на этапе градостроительного регулирования, когда принимается решение о строительстве. Плотность застройки должна укладываться в нормативы и предусматривать парковочные места на территории жилых комплексов. Там, где градостроительные требования по тем или иным причинам не были учтены, мощность пространства в итоге не выдерживает нагрузки машин. Для решения проблемы планируется прорабатывать вопрос многоуровневых парковок.
Велодорожки. При развитии транспортной системы Нижнего Новгорода учитывается необходимость создания инфраструктуры для велосипедистов. Например, в 2021 году появилась новая велодорожка, которая связала Нижне-Волжскую набережную с Гребным каналом. Однако не все существующие транспортные артерии имеют возможность для выделения полосы под двухколесный транспорт, и при планировании любых изменений важно учитывать прежде всего безопасность самих велосипедистов. Единая городская велосипедная сеть может быть создана после разработки отдельной программы.
ЖКХ
Вода. Ухудшение качества воды в Автозаводском районе, которое наблюдалось в летний период, связано с водозабором из Оки. По горячим следам проведена промывка труб, к следующему сезону собственник проработает вопрос дополнительной фильтрации. Сейчас проблема остается, но она уже не такая острая: зимой и осенью ситуация не должна повториться. Несколько десятков домов в микрорайоне Мещерское озеро также имеют замкнутую систему горячего водоснабжения и периодически жалуются на качество ресурса. Создание разорванного контура есть в планах региона, но для этого необходимы большие инвестиции.
Сети старые, особенно в старых домах, но это не оправдание: люди не должны получать воду, которая может вредить их здоровью.
Отопление. Отопительный сезон 2021–2022 годов в Нижегородской области начался с 15 сентября. По поручению губернатора все муниципалитеты должны включить отопление досрочно в связи с резким ухудшением погодных условий. До того момента, как ресурс начнет поступать в каждую квартиру, может пройти от 3 до 5 дней. Вопрос подключения тепла в многоквартирных домах взяла на особый контроль Госжилинспекция.
По нормативам отопительный сезон начинать рано, но люди живут в квартирах, а не в нормативах, нужно прекращать их морозить.
Мусор. Нижегородская область является одним из немногих регионов в стране, который приобретает контейнеры на собственные средства. С 2019 года было закуплено около 7000 новых мусорных баков, из которых 2,5 тысячи предназначены для раздельного сбора мусора. Проблему нехватки мусорных контейнеров в поселке Парижской Коммуны после прямой линии с губернатором возьмут на контроль глава Автозаводского района и мэр города Юрий Шалабаев.
Освещение. В 2021 году в Нижнем Новгороде заменили более 5000 опор освещения, чего никогда раньше не делалось. Все 65 тысяч уличных светильников стали светодиодными. Дополнительно планируется установить еще 5 тысяч, чтобы максимально поднять освещенность города.
Благоустройство к 800-летию
Продолжение работ. Масштабное благоустройство, которое началось в Нижнем Новгороде накануне юбилея, не закончилось 21 августа 2021 года. В начале сентября стартовали работы второй очереди в сквере Свердлова, до конца месяца планируется приступить к реконструкции площади Революции. Продолжается преобразование Стрелки и строительство концертного зала с выставочным пространством в пакгаузах. В 2022 году начнется создание Парка 800-летия на набережной Федоровского.
По поводу строек и 800-летия я начитался комментариев в течение всего лета. Негативных все-таки было меньше — это мое общее ощущение. Когда мы делаем ремонт, в том числе и у себя в квартире, всегда испытываем какие-то неудобства, но при этом с нетерпением смотрим в будущее и ждем, когда этот ремонт закончится. Я всегда говорил о том, что 21 августа ничего не заканчивается. Более того, ничего не закончится и 2021 годом.
К 800-летию в Нижнем Новгороде открылись после благоустройства парк «Швейцария», улица Большая Покровская, Нижегородский кремль, сквер на площади Горького, Почаинский бульвар, Нижегородская ярмарка, Окская набережная, набережная Гребного канала, Нижне-Волжская набережная и набережная Федоровского. Большая часть работ, которая уже завершена, еще не прошла комиссионную приемку и не оплачена: в случае необходимости подрядчики проведут доработку и исполнят гарантийные обязательства.
Не хочется причины обозначать, почему у нас было такое количество заброшенных территорий и объектов. Чтобы привести город в современное цивилизованное состояние, мы выполнили работы, которые должны были проводиться десятилетиями. Я считаю, что рывок совершен, а дальше уже нужна плановая работа, которая будет постоянно продолжаться.
Набережная Федоровского. Площадь благоустройства набережной Федоровского увеличилась практически в три раза за счет внебюджетных средств. Работы первой очереди завершатся в ноябре, в 2022 году реконструкция второй очереди продолжится в сторону Гребешка, «Азимута» и вниз к Благовещенской площади.
Александровский сад. Восстановление сцены в виде ракушки включили в проект благоустройства Александровского сада по просьбам местных жителей. Горожане с теплотой вспоминают симфонические концерты, которые проходили здесь с середины прошлого века вплоть до 1990-х годов, когда знаменитую ракушку уничтожил пожар. В год 800-летнего юбилея Нижнего Новгорода в Александровском саду вновь состоялся музыкальный вечер: на обновленной сцене выступили камерный оркестр «Солисты Нижнего Новгорода» и ансамбль La Voce Strumentale под управлением номинанта «Грэмми», дирижера Шотландского камерного оркестра Максима Емельянычева.
Александровский сад, ракушка, концерт Емельянычева — я сам не ожидал, что будет так круто, просто не ожидал. Подсветка, проход арочный до ракушки… Много мне говорили, как любили эту ракушку горьковчане. Когда оказался на концерте, сам впечатлился, насколько крутое место у нас появилось.
Автозаводский парк. В течение последних двух лет в Нижнем Новгороде было преобразовано 95 общественных пространств. Постепенно очередь дойдет и до остальных. Например, Автозаводский парк культуры и отдыха стоит в плане на 2022 год.
Дворы. В программе формирования комфортной городской среды сделан акцент на общественных пространствах. В ближайшие годы ее нужно переориентировать, чтобы ускоренно привести в порядок дворы. В каждый конкретный двор в перспективе будут вкладываться серьезные средства, но для того чтобы банально навести порядок сейчас, все ресурсы и возможности уже есть.
Вандализм. Одна из основных проблем развития городских пространств в Нижнем Новгороде — сохранение благоустройства. Только в 2021 году злоумышленники повредили 15 обновленных территорий в Московском, Сормовском, Советском, Приокском и Автозаводском районах столицы Приволжья. Вандалы портят игровое оборудование на новых детских и спортивных площадках, выкапывают растения, ломают ограждения и рисуют на лавочках.
Купола в кремле от макета чуть ли не через две недели отломали, на Покровской несколько стульев красных исчезло, форсунки у фонтанов будем опять менять… Недоработки подрядчики устранят, а вот проблема вандализма меня больше гораздо беспокоит. Мы будем устанавливать видеонаблюдение и взаимодействовать с органами внутренних дел, чтобы привлекать к ответственности, но здесь очень важно, чтобы у людей была внутренняя сознательность.
Глеб Никитин пообещал нижегородцам дать ответы на все вопросы, поступившие на прямую линию, вне зависимости от того, прозвучали они в эфире или нет. Через день администрация Сормовского района уже отчиталась, что на улице Обрубной снесли сухостойное дерево, но которое пожаловалась одна из местных жительниц. И все-таки хочется верить, что большая часть обращений к губернатору не ограничится уровнем ДУКов, а новая традиция открытого диалога поможет власти приблизиться к пониманию реальных проблем жителей Нижегородской области.
Комментарии