Нижний Новгород охвачен волной масштабных строек: новые ЖК, продление метро, дороги-дублеры… А вот зеленых уголков становится все меньше, хотя потребность в них с каждым годом только растет. Может ли мегаполис развиваться в гармонии с природой? Каким должно быть идеальное городское благоустройство? Как сохранить озеленение в условиях плотной застройки и решить проблему адаптации городского ландшафта к климатическим изменениям?

Ольга Воронина (слева) и Анна Ленько (справа). Фото предоставлено героями публикации

На эти вопросы специально для GIPERNN.RU ответили руководители ландшафтно-архитектурного центра «Архиленд», кандидаты архитектуры: президент Нижегородской областной общественной организации ландшафтных архитекторов Ольга Воронина и член рабочей группы по совершенствованию правового законодательства в области формирования водно-зеленых городских каркасов при Минстрое РФ Анна Ленько.

Как сохранить озеленение в условиях застройки

Какие подходы применяют архитекторы и застройщики для сохранения ландшафтов в Нижнем Новгороде?

Ольга Воронина: К сожалению, никаких. Если бы законодательство не угрожало им санкциями, они бы просто все застроили. Но сейчас девелоперы должны компенсировать затраты за снос деревьев. Застройщик возмещает небольшую часть ущерба новыми посадками, а остальное платит в бюджет. Увы, эта система не работает на пользу городу и его жителям. Деньги часто идут на решение других экологических вопросов, максимум — администрация посадит деревья у какой-нибудь магистрали, где в ближайшую зиму снегоуборочная техника их просто срежет.

Ландшафтные архитекторы делают проекты компенсационного озеленения, чтобы затормозить этот процесс. Многие застройщики сажают новые растения по гарантийному письму, но это так немного по сравнению с масштабами вырубки.

Вырубка в овраге на улице Усилова. Фото: Ксения Ражева

Под застройку уничтожаются сложившиеся экосистемы, способные дренировать ливневые воды, регулировать микроклимат, очищать воздух, а компенсируются лишь отдельные элементы: молодые деревья, кустарники, газон… Ущерб для города колоссальный!

Бывают ли удачные примеры озеленения в современных жилых комплексах? Есть ли среди них такие, которые можно было бы назвать полноценным городом-садом?

Анна Ленько: На улице Ярославской появился комфортный с точки зрения масштаба и этажности новый жилой дом, рядом с ним достойный ландшафтный дизайн с хорошими растениями, клумбами, злаками. Но это не город-сад! Даже микрорайон Цветы, который заявлен как образец озеленения, стал препятствием между двумя крупными лесопарками: Щелоковским хутором и дубравой ботанического сада. При проектировании новых жилых комплексов важно учитывать рекреационные и экологические связи между природными объектами.

Ольга Воронина: Был интересный опыт на Панина: на крыше подземного паркинга запроектировали высокие подиумы, в них посадили кустарники. Это однозначно преимущество для жителей, но сравните естественную природу с ее возможностями и несколько таких зеленых ящиков…

Чем хороша практика озеленения крыш? Может ли она получить распространение в Нижнем Новгороде?

Ольга Воронина: Это, наверное, один из путей, которым мы должны пойти. Конечно, крыша — это не экологический каркас, но это то, что мы можем сделать от безысходности. Например, в Москве на центральных городских площадях на лето накрывают брусчатку досками, насыпают землю, сажают растения. И с помощью временных схем делают город зеленым.

В Питере было целое движение жителей, которые выращивали на крышах саженцы, делали огороды. Надо искать энтузиастов, наделять их полномочиями. Думаю, будущее — за крышами, балконами, верандами. Сейчас даже в стены сеют семена.

Анна Ленько: Озелененная кровля имеет ряд преимуществ. Во-первых, с точки зрения постепенного дренажа ливневых вод: она снижает нагрузку на ливневую канализацию. Во-вторых, с точки зрения предотвращения перегрева поверхностей и регуляции микроклимата. Однако озелененные кровли могут лишь дополнять общегородскую систему озеленения, а не являться ее основой.

Очевидно, что городское пространство используется все более интенсивно, и нам придется создавать сады на искусственных основаниях. В Москве в последние годы появилось несколько интересных примеров: Березовая роща у Дома культуры «ГЭС-2», парк Зарядье, построенный на искусственном основании. При строительстве новых жилых комплексов в Нижнем Новгороде благоустройство часто осуществляется на кровле подземной парковки, но ее озеленение не является приоритетным.

Сейчас в Нижнем Новгороде запущено несколько крупных инфраструктурных проектов: строительство метро, реконструкция трамвайных путей, строительство дорог-дублеров. Как это влияет на водно-зеленый каркас города, какие ошибки допускают подрядчики?

Анна Ленько:  Развивающаяся градостроительная система — это очень сложный организм. Очевидно, что город не откажется от решения транспортных проблем, но важно искать компромиссы, увязывать разные системы: транспортный, социально-культурный, водно-зеленый каркасы. Еще в прошлом веке были засыпаны Черный пруд и река Ковалиха, что повлияло на уязвимость городских улиц во время сильных ливней и таяния снега. Все-таки при выборе мест под строительство дорог стоит отдавать приоритет урбанизированным территориям.

Одна из ошибок, заложенная еще в генеральных планах советского периода, — это прокладка дорог по оврагам. Сегодня эти решения пересматриваются. В России реализуются нацпроекты, направленные на сохранение уникальных водных объектов и оздоровление Волги. При проектировании дорог следует помнить, что каждая малая река Нижнего Новгорода: Левинка, Борзовка, Кова, Ржавка — является уникальным водным объектом и притоком крупной реки.

Ольга Воронина: Если говорить о конкретных ошибках, нельзя не упомянуть трамвайные пути. Они были зелеными, а стали асфальтовыми. Запечатанность почв вдоль дорог ведет к увеличению нагрузки на ливневую канализацию и перегреву поверхности. Одна из мировых тенденций — появление естественных покрытий вдоль трамвайных путей, а Нижний Новгород в одночасье лишает себя этого преимущества, сложившегося исторически.

Пример зеленых трамвайных путей. Фото: Анна Ленько

Как восстановить озеленение города после строительства метро? И как сделать это в условиях минимальной площади, не занятой застройкой и коммуникациями?

Анна Ленько: Большинство деревьев, которые мы видим сегодня вдоль улиц в центре Нижнего Новгорода, очень ценны для города, и восполнить их утрату будет сложно. Посадка новых деревьев на эти места или рядом невозможна из-за охранных зон инженерных сетей и имеющихся ограничений. Например, в городе нельзя посадить дерево ближе чем 5 метров от здания и 2 метра от проезда. Таким образом, в пешеходной зоне шириной менее 7 метров сделать это не получится.

Контейнерное озеленение выполняет в большей степени декоративную функцию, в климатических условиях Нижнего Новгорода оно требует дополнительных затрат. Чем более изолированным является природный объект в городе, тем сложнее обеспечить его приживаемость. Считаю, что существующие нормы, ограничивающие посадку в городе деревьев и кустарников в грунт, следует пересмотреть.

Во-первых, Нижнему Новгороду нужна комплексная программа озеленения транспортных магистралей. Если будет общая стратегия, экологичные решения будет принимать легче. Понадобится также пересмотреть методы содержания дорог, особенно зимой.

Фото: Ксения Ражева

Во-вторых, необходимо зафиксировать значимые зеленые участки и придать им статус охраняемой природной территории, чтобы защитить от застройки. Наиболее значимыми для экологической устойчивости города являются поймы крупных и малых рек, территории с высоким уровнем влажности: Шуваловские болота, склоны и овраги, сохранившиеся крупные леса. 

Что такое градоэкологический каркас

Давайте поговорим подробнее про водно-зеленый каркас города. Зачем он нужен и как уберечь его от разрушения?

Ольга Воронина: Градокологический каркас опирается на сохранившийся ландшафт: речки, овраги, леса, ручейки, парки, пустыри. Город постепенно поглощает природу. Мы понимаем, что город — это антропогенная среда, ее нельзя вернуть в естественное состояние. Но чтобы люди не болели и не уезжали из городов, эту систему нужно сделать устойчивой, ввести приоритет природы на землях, неудобных для застройки.

Анна Ленько: Многие города России столкнулись с проблемой резкого сокращения озелененных и природных территорий, поэтому в 2023 году Минстрой создал профильную рабочую группу. Для эффективного выполнения своих функций градоэкологический каркас должен быть непрерывным, обеспечивать связанность пригородных и городских объектов. 

Фото: Марина Ракова / vk.com

Какая работа над созданием градоэкологического каркаса ведется в Нижегородской области?

Анна Ленько: Формирование экологического каркаса является одной из задач, обозначенной в Стратегии социально-экономического развития Нижегородской области до 2035 года. Кроме того, план действий по сохранению биоразнообразия региона предполагает разработку схемы экологического каркаса Нижнего Новгорода в период с 2023 по 2026 годы. Сегодня Институт развития агломерации приступил к сбору исходной информации и определения основных направлений для формирования развития водно-зеленого каркаса агломерации.

Эта работа стала возможной благодаря министру градостроительной деятельности Марине Владимировне Раковой и одной из лучших в России системе ГИСОГД, позволяющей собрать воедино все градостроительные решения. Работа еще не завершена, но уже сейчас можно сказать, что реки и овраги Нижнего Новгорода должны стать основными элементами системы. Параллельно необходимо заниматься придорожными территориями, увязывать планировочный и градоэкологический каркас.

Фото: Институт развития агломерации Нижегородской области

Что не так с генеральным планом 2010 года с точки зрения создания водно-зеленого городского каркаса?

Анна Ленько: В нем не закладывались предпосылки для создания водно-зеленого каркаса. С тех пор прошло более 10 лет, и мы наблюдаем за опытом других городов: Екатеринбурга, Казани, Перми, — которые в своих генеральных планах до 2040-х годов утвердили структуру градоэкологического каркаса, вслед за ними появляются крупные муниципальные программы. У Нижнего Новгорода есть все необходимое для того, чтобы при разработке следующего генерального плана в его составе тоже появилась схема водно-зеленого каркаса. 

Ольга Воронина: Документ 2010 года во многом копирует генплан 1934-го и всех последующих. Первый генплан был сделан, когда советская власть включила множество деревень в Большой Горький. В нем магистрали были проложены по рекам. И все проблемы, которые были нарисованы первыми градостроителями, в дальнейшем сохранились.

Как идея градоэкологического каркаса используется в комплексном развитии территорий (КРТ) Нижнего Новгорода?

Анна Ленько: Одним из показательных проектов стал мастер-план развития Караваихи, созданный проектным бюро «Да» и Институтом урбанистики с привлечением многих экспертов. Он доказал, что механизм КРТ может стать эффективным инструментом формирования и сохранения водно-зеленого каркаса. Мы видим это и на опыте других городов.

Как изменилось городское благоустройство

Как изменился подход к благоустройству территорий в Нижегородской области за последние десять лет?

Ольга Воронина: Я считаю, что большое значение сыграло образование. В частности, выпускники кафедры ландшафтной архитектуры ННГАСУ приходят работать в новые компании, в городские структуры, становятся чиновниками, проектировщиками. Десять лет назад они работали в коллективах, где не могли себя проявить. По мере карьерного роста эти люди получают доступ к принятию решений. Они внедряют технологии малоуходности, сохранения воды, устойчивости, многофункциональности.

Интерес к ландшафтным архитекторам заметно вырос в преддверии 800-летия Нижнего Новгорода. Юбилей — это важное, престижное, статусное событие, на него были выделены значительные средства. В результате изменились ключевые ландшафтные точки в городе.

Анна Ленько: До чемпионата мира по футболу 2018 года благоустройством города занимались не так активно. И последовательная череда таких событий, как 800-летие, проекты комфортной городской среды, конкурс «Малые города», в совокупности дала позитивный результат. Впервые за 30 лет в городе создаются новые общественные пространства — и это прорыв.

Пока благоустройство касается ранее озелененных территорий общего пользования, но будущее за созданием парков и скверов, в том числе на участках, ранее занятых другой функцией. Хорошие примеры уже есть — это новый парк вместо порта для грузовых судов на Стрелке, сквер на месте парковки около ТЦ «МЕГА» в Федяково, видовая площадка рядом с Почаинским бульваром, где раньше была незаконная складская зона.

Назовите, пожалуйста, удачные и неудачные примеры благоустроенных территорий в Нижнем Новгороде.

Ольга Воронина: Из удачных примеров — тот же Почаинский бульвар. Парку «Швейцария» было нелегко под натиском техники, но сейчас он становится все лучше и качественнее. К сожалению, не уделялось должного внимания озеленению по программе «Формирование комфортной городской среды». Часто в приоритете были твердые покрытия, детские площадки, освещение. Как мне кажется, такой же подход на набережной Федоровского.

Анна Ленько: Есть много удачных примеров, однако при проектировании стоит уделять больше внимания как рекреационной, так и природосберегающей функции. Желательно аккуратнее работать с существующими зелеными насаждениями и с искусственным освещением, так как зеленые пространства — это коридоры для движения биоразнообразия, для миграции птиц, и яркий свет является преградой этому процессу.

Что такое растительный дизайн-код? Есть ли он у Нижнего Новгорода?

Ольга Воронина: Я думаю, дизайн-код Нижнего Новгорода до конца не осмыслен. В нагорной части это рябины, березы, ясени, клены, за рекой — хвойные деревья. Мне кажется, в современном дизайн-коде как раз не хватает растений, которые могли бы украшать город круглый год: ели, пихты, сосны и прочее.

Но дизайн-код — не формальность, он должен учитывать запросы жителей. Почему бы не сделать дизайн-кодом цветники в палисадниках? В городе много людей, готовых ухаживать за растениями. Нужно дать им необходимые ресурсы, доступ к воде.

«Яблоневые боскеты» на террасе Александровского сада — часть его дизайн-кода. Фото: vk.com/archiland_design

Что не так с Почаинским оврагом

Сейчас в Нижнем Новгороде активно идут инженерные работы перед созданием террасного парка в Почаинском овраге. Экологи возмущены массовой вырубкой деревьев, хотя об этом и было известно заранее. Чем вызвано недовольство? Был ли возможен другой вариант развития событий?

Анна Ленько: Почаинский овраг — инженерно сложный проект, где технические решения влияют на усойчивость склонов и зданий, расположенных вдоль бровки оврага. Когда готовился проект, были задействованы силы большого количества нижегородских специалистов. Мы старались сберечь каждое крупное дерево. Даже генпроектировщик в какой-то степени пошел на удорожание проекта для создания системы укрепления склонов, не требующей вырубки деревьев в тех местах, где это было оправдано расчетами.

Фото: Анна Синаревская

Безусловно, при осуществлении строительно-монтажных работ следует уделять больше внимания сохранению существующих деревьев. Кроме того, стройка неизбежно приведет к снижению биоразнообразия. Одним из возможных решений было бы создание вблизи  малых скверов, где могли бы укрыться редкие виды птиц. Этому следует еще учится.

На этапе обсуждений звучало предложение вывести реку Почайну из коллектора. Потом эту идею сочли нецелесообразной. Почему? И правильным ли было решение?

Анна Ленько: Исторически река Почайна текла по природному руслу, собирая дождевую воду с прилегающих территорий, и впадала в Волгу. При этом шли естественные геологические процессы, происходили оползни. С учетом существующей застройки допустить это невозможно. Если бы реку удалось вскрыть, то она бы представляла собой небольшой ручей, иногда пересыхающий, — но это все равно было бы очень прогрессивным и экологически инновационным решением.

Ольга Воронина: Река Почайна могла бы стать естественным водоотводным сооружением. Законодательство позволяло это сделать, но думать в этом направлении никто не захотел. Сроки для проектирования и выхода на экспертизу были крайне короткими. Но если бы проектированию предшествовал продолжительный этап осмысления и публичного обсуждения, возможно, удалось бы создать более амбициозный проект. Мне кажется, для Нижнего Новгорода это была бы некая смена парадигмы, что теперь мы достаем реки и заботимся о сохранении водных ресурсов, а не засыпаем. Москва уже начала это делать с рекой Яузой.

Источник: ООО «Ленгипрогор», АБ «Рождественка»

Зачем нужны линейные парки и дождевые сады

В мире распространена практика создания линейных парков вдоль рек. Что это такое? Какие реки Нижнего Новгорода обладают подобным потенциалом и какой должна быть сеть линейных городских парков?

Анна Ленько: Линейные парки вдоль рек — это основа для создания водно-зеленого каркаса Нижнего Новгорода. Малые реки: Левинка, Борзовка, Ржавка, Кова, Старка, ручей Кадочка, Параша и другие, — а также дренажные каналы являются для города жизнеобеспечивающими артериями, способными решить проблему с подтоплением территорий в заречной части. Эти территории важны с точки зрения регуляции климата, влияния на остров тепла, сохранения водных ресурсов и даже просто здоровья населения. Доказано: когда человек смотрит на воду, он становится менее раздражительным.

Фото: Ксения Ражева

В прошлом году вы представили проект линейного парка у реки Левинки. На каком этапе работа над его созданием? Что требуется для реализации этого проекта?

Анна Ленько: Для создания линейного парка вдоль Левинки требуется консолидация очень многих решений. Река протекает по территории трех районов: Московского, Сормовского, Ленинского. К действию муниципалитетов должно присоединиться министерство экологии и природных ресурсов, которое сейчас активно занимается расчисткой рек. В конце концов, нужно в генеральном плане города зафиксировать границы линейного парка и придать территории соответствующий статус — природный парк.

Конечно, потребуется частичный снос гаражных массивов на береговых полосах. Обязательно нужно включить в границы парка устье реки Левинки. Сейчас здесь промышленная зона, а это напрямую влияет на состояние Волги. Важно, чтобы благоустройство не начиналось с расчистки территории «под ноль», нужны щадящие подходы, так как в пойме реки обитают краснокнижные виды.

По сути, проект создания линейного парка пошел снизу — от жителей, от движения «Поможем реке». Мы презентовали его депутатам на комиссии гордумы по экологии, он был одобрен, но больше никаких решений не принято. Есть опасность, что часть Левинки засыпят под транспортную инфраструктуру. Этого нельзя допустить.

Источник: АЛЦ «Архиленд»

В прошлом году на реке Левинке открыли экотропу, еще одна появилась в Бурнаковской низине. Где еще нужны экотропы в Нижнем Новгороде?

Ольга Воронина: Экотропы могут проходить через природные и застроенные городские территории, связывать разные парки в систему, совмещаться с велосипедными дорожками, подходить к магистралям, уходить в подземные переходы, охватывать школы, детские сады, магазины. Это система пешеходных маршрутов, которые городу необходимы. То, что сделали у Левинки и на Бурнаковке, — это очень маленькая часть таких коридоров.

Анна Ленько: Экотропы могут быть неким компромиссом. Чтобы сохранить в городе природную территорию, она должна иметь ценность для человека: он приходит сюда слушать птиц, гулять с детьми. Но как только мы проникаем в экологические комплексы, растениям и животным становится хуже. Экотропа — это специальный маршрут, где люди могут находиться безболезненно для природы. Я думаю, это хорошая практика, и она может быть в любом парке, где есть зона спокойного отдыха.

А что такое дождевые сады? Как они помогут решить проблему с нижегородскими ливневками?

Анна Ленько: Дождевые сады, наряду с биодренажными каналами, являются элементами альтернативной системы сбора и управления ливневыми стоками. Все-таки город испытывает колоссальный денежный ущерб при неконтролируемом водном потоке во время сильных и продолжительных ливней. В дождевые сады высаживаются растения, и их важно не косить, тогда по мере прохождения через дождевой сад вода будет очищаться.

В Череповце таким образом организована парковка. Подобный эксперимент провели и в деревне Новое Девяткино под Санкт-Петербургом. Авторы проекта пришли к выводу, что дождевые сады будут дешевле традиционной ливневой канализации даже с учетом высадки растений.

Думаю, это было бы хорошим подспорьем. В ННГАСУ мы однажды посчитали эффект от внедрения дождевых садов на Черном пруду: вышло, что риск затопления можно снизить на 30%. А если сделать поблизости зеленую кровлю или сквер, эффект будет еще больше.

В каких районах города это возможно, а в каких — нет?

Анна Ленько: Я думаю, что в любом районе можно найти место, этот вопрос необходимо решать комплексно.

Какие города России и мира могут стать примером экологической градостроительной политики? Что нужно, чтобы Нижний Новгород приблизился к ним?

Анна Ленько: Монреаль — один из пионеров в области устройства зеленых кровель. Достойна внимания практика агломерации Большой Лион. Они делают линейные парки вдоль рек, разбирая прибрежные парковки и соединяя существующие зеленые зоны. Формируют на окраинах городов крупные лесопарки, которые препятствуют процессам слияния городов между собой.

Ольга Воронина: Могу назвать многие города Китая, Дрезден, Берлин, Пермь, Москву, некоторые подмосковные города, например Наро-Фоминск. Здесь люди осмыслили экологические процессы, но теперь эти идеи должны овладеть массами. Чтобы приблизиться к таким городам, думаю, достаточно желания и воли губернатора и всего административного аппарата.

Как естественность стала трендом

Какие тренды вы можете отметить в ландшафтном дизайне?

Ольга Воронина: Главный тренд — переход к естественности, малоуходным технологиям. Он выражается во введении большого количества мульчи, сокращении газона. На смену ему приходят природные сады, которые больше напоминают подлесок, поляну в лесу или поле со злаками. Это устойчивые ландшафты, которые дешевле и проще содержать. Вместо идеально стриженого английского газона — покрытие из соломы, коры, хвои, мульчи, причем натуральных цветов: коричневого, сероватого. На ландшафтных конкурсах побеждают именно такие проекты.

Анна Ленько: Активное благоустройство привело к тому, что многие общественные пространства в городах России стали похожи между собой за счет одних и тех же приемов, материалов, оборудования. Сейчас же идет обратная волна поиска своей уникальности, городской идентичности. Здесь играет роль и зеленая айдентика, то есть характерные для города растения, но в большей степени сам культурный ландшафт: визуально-пространственная пейзажная структура города, в том числе речной фасад. Среди специалистов и населения звучит запрос на сбалансированное развитие. 

Фото: Анастасия Малышева

Какие растения и материалы набирают популярность, а какие, наоборот, уходят в прошлое?

Ольга Воронина: Ландшафтные дизайнеры отказались от однолетников, и люди начали понимать, что эти яркие пятна из цветов попахивают какой-то провинциальностью. На смену приходят многолетние травы, кустарники, почвопокровные растения, которые образуют устойчивые экосистемы.

Востребованы экологичные покрытия, пропускающие воду: мелкоштучные, щебеночные, гравийные или пошаговые дорожки из природного камня. Если брусчатка, то натурального цвета. Тем не менее у людей разные запросы. Популярна брусчатка в стиле «сахара» — оранжевого или малинового цвета, из нее получаются яркие, почти бархатные дорожки. Это восточный стиль, с отсылкой к китайской традиции, к русским лубкам. Есть более современные стерильные сады, где используются оттенки зеленого, серый, белый. Нет красных барбарисов, а если есть гортензии, то они лаймовые, белые, зеленоватые.

Анна Ленько: Я замечаю, что из ландшафтного дизайна уходит туя западная, но это связано с ее неграмотным повсеместным применением, даже там, где ей сложно прижиться. На смену туям приходят живые изгороди из лиственных растений, которые более устойчивы к нашему климату. Не знаю, хорошо это или плохо, но в городах отказываются от некой неоднородности, когда композиции составлены из разных растений, как в садах. На смену им приходят более четкие формы, понятные человеку.

Приживутся ли новые тренды в городском благоустройстве?

Ольга Воронина: Часто они не понимаются массами, особенно чиновниками. На городских развязках, клумбах, поворотах дорог можно встретить однолетники. В сознании людей сформировался идеальный образ стриженой английской лужайки с редкими деревьями. Жители не рассматривают натуральность как искусство, они считают такие территории запущенными. Важна управляющая роль профессионалов, которые могли бы четко выделить природные участки и зоны с партерным газоном.

Еще одно решение — мозаичное выкашивание. Газон косят участками. Выглядит это необычно — в виде волн, полосок, лент. Это некий переход между идеальным выкашиванием и буйством природы.

Много затрат уходит на озеленение после засухи, когда город превращается в безжизненное пространство. Решение, на мой взгляд, простое — привлечь инициативных жителей, обеспечить их шлангами, устроить во дворах и парках водонапорные колонки. Люди будут только рады!