Источник: MLA+ / sreda800.ru

Визитная карточка, или «входные ворота» города, как часто называют привокзальную площадь, простирается в Нижнем Новгороде от Московского вокзала до торговых центров «Республика» и ЦУМ. Образовалась она почти в одно время со зданием железнодорожного вокзала в 1870-е годы и всегда играла в жизни города важную роль. В дореволюционный период служила «царским местом», куда приезжал император. В советское время здесь проводились праздники и другие городские мероприятия. А начиная с 1990-х годов привокзальная территория из парадной площади превратилась в место стихийной торговли и беспорядочной парковки, какой остается по сей день.

Отсутствие доступных переходов, разномастные рекламные вывески, загазованность и шум — далеко не полный список проблем площади перед ж/д вокзалом. Решить их должно предстоящее благоустройство к 800-летию Нижнего Новгорода. Разработкой будущего облика городского пространства занималось бюро MLA+ из Санкт-Петербурга: в конце мая архитекторы презентовали нижегородцам предварительный вариант развития территории, а месяц спустя представили доработанную, итоговую концепцию.

Источник: MLA+ / sreda800.ru

Основные идеи преображения

Ключевой задачей концепции благоустройства площади перед железнодорожным вокзалом в Нижнем Новгороде стала организация удобного транспортно-пересадочного узла с приоритетом для пешеходов. Архитекторы предложили добавить два дополнительных пешеходных перехода от вокзала к площади Революции, чтобы приезжим можно было комфортно пересекать улицу, не спускаясь с чемоданами в подземный переход.

Кроме того, предполагается создать отдельные автобусные полосы и сгруппировать остановочные павильоны по направлениям общественного транспорта в так называемые транспортные узлы. Например, в районе корпуса пригородного сообщения разместить площадку для автобусов юго-восточного направления, а чуть дальше напротив организовать точно такую же для автобусов, идущих в сторону Сормова, Стрелки и метромоста.

Следующее решение касается парковок. Запроектированы платная и бесплатная автостоянки: первая будет примыкать к улице Советской в зоне пригородных касс, вторая расположится чуть дальше по направлению к метромосту. Перед главным зданием вокзала, рядом с пригородными кассами и у царского павильона предусмотрят зону посадки-высадки такси, но более пяти минут здесь задерживаться будет нельзя.

Отдельную остановку создадут и для туристических мультимодальных автобусов: ее планируется расположить в районе царского павильона. Сам же знаковый объект должны подчеркнуть особое мощение и цветущие деревья. В здании ОКН на первом этаже архитекторы предложили устроить музей.

Еще одной важной задачей концепции является разработка системы навигации, поскольку на площади перед ж/д вокзалом легко заблудиться, особенно иногородним туристам. Для этого проектировщики придумали четыре разных типа навигационных элементов.

Это указатели, инфостенды с историей, навигационные стелы и стенды, встроенные в павильоны. Все они несут разную информационную нагрузку. Последние помогут освоиться в городе в целом и добраться до достопримечательностей. Навигационные стелы оснастят лайтбоксом, который позволит сориентироваться в темное время суток, — рассказала архитектор бюро MLA+ Валерия Толкачева.

Кроме того, на площади Революции около ТЦ построят инфоцентр. Он совместит функции туристического центра, туалета и велопарковки. Здесь же установят скамейки, добавят освещение и высадят зелень в виде «островков».

Важным решением стало создание единого дизайн-когда территории. Авторы концепции решили привести фасады, входные группы и вывески площади к общему стилю минимализма.

Мы выбрали минималистичный дизайн, так как площадь изобилует архитектурными ансамблями. Решили, если дизайн будет очень ярким, то получится мешанина. Мы использовали светлые и темные контрастные цвета, минималистичные формы и большое количество озеленения. Разработали фирменный стиль логотипа площади, связанного с пересечением путей — как физических, так и исторических, которой здесь прослеживается. Создаем также новый облик входов в метро с функциями велопарковки и навигации, — пояснила архитектор MLA+ Алена Барсукова.

Что изменили и сохранили в концепции

По словам сотрудника архитектурного бюро Андрея Жбанова, основные разногласия в предварительной концепции вызвало количество парковочных мест и возможность подъехать к вокзалу на машине.

Мы доработали решения, приведя территорию к балансу между загруженной транспортом площадью и полноценным городским пространством. У нижегородцев сохраняется возможность подъехать к вокзалу на личном транспорте, но только для посадки-высадки и без возможности оставить машину возле вокзала. Это позволяет освободить центр площади для улучшения логистики, — рассказал Андрей Жбанов.

Архитектор MLA+ также пояснил, что удалось увеличить количество машино-мест для такси у здания вокзала: раньше их было шесть, теперь станет 16. А еще добавить места для инвалидов.

Следующим опасением нижегородцев стало возможное скопление под навесами павильонов и на зеленых островках маргинальных групп. В ответ на него архитектор пояснил, что сейчас площадь транзитна, после же благоустройства ее характер изменится. Люди захотят здесь проводить больше времени, что исключит возможность присутствия маргиналов. Для этого нужно сделать пространство озелененным, освещенным и насытить его разными сервисами.

Еще одной доработкой предварительной версии стал забор, который отделяет примыкающую к вокзалу территорию от дороги. По просьбам нижегородцев его заменили на болларды — автоматические выдвижные столбы, безопасные с точки зрения аварийности.

Источник: MLA+ / sreda800.ru

Пожелания нижегородцев

Во время презентации многие пользователи попросили убрать экран со здания метрополитена, считая его визуальным мусором. Авторы концепции отметили, что подобные пожелания им уже поступали и согласились с мнением жителей снять его со здания вокзала.

Также участники дискуссии поинтересовались, будут ли убраны скамейки и скульптуры у ТЦ «Республика», уже ставшие местными достопримечательностями. В ответ архитекторы сообщили, что оставлять их в ходе благоустройства было бы странно. Руководитель Института развития городской среды Нижегородской области Дарья Шорина добавила, что будущий облик этой территории будет прорабатываться совместно с руководством торгового центра, которое ее обслуживает.

Мы рассчитываем, что «Республика» и ЦУМ включатся в процесс благоустройства и смогут в комплексе вместе со «Средой 800» перезапустить это пространство, — сказала Дарья Шорина.

Источник: MLA+ / sreda800.ru

Отдельную дискуссию вызвал спуск в метро у дома-коммуны. Сейчас его облик оставляет желать лучшего и к тому же заслоняет собой историческое здание. Проектировщики предложили отказаться от павильона с навесом, заменив его указателем на вход в подземку. В ответ нижегородцы сразу же обратили внимание, что лестница без крыши будет засыпаться снегом. На это архитекторы заметили, что в их родном Санкт-Петербурге много открытых павильонов, и уборка проводится там достаточно оперативно. А если оснастить ступеньки подогревом, это и вовсе исключит возможность скопления снега на них.

По словам Дарьи Шориной, мэрия Нижнего Новгорода и администрация района уже озаботились данным вопросом. Существующий вид павильона будет пересматриваться, но его детальная разработка только предстоит. Скорее всего, навес над ступенями сохранят.

Все проектные решения предполагается разбить на три этапа. Первый будет выполнен к 800-летию города в 2021 году: он включает создание освещения, высадку зелени, замену мощения, строительство павильонов входа в метро, появление музея на базе Царского павильона, организацию новых пешеходных переходов, платной и бесплатной парковки, а также остановок общественного транспорта. В рамках второго этапа, к 2023 году, планируется построить велодорожку, разделить потоки машин, обустроить приподнятый пешеходный переход, благоустроить бесплатную и платную парковки, зоны посадки общественного транспорта, площадь перед ТЦ, возвести инфоцентр. В третий этап входят строительство трамвайных путей на площади Революции, создание новых велодорожек и дополнительное благоустройство за счет сокращения проезжей части. Но это мероприятия долгосрочной перспективы: реализовать их предполагается в 2030–2035 годах.

Продажа здания пл. 2160 кв.м
Квартиры комфорт-класса у станции Варя