Нижегородское метро — третье по количеству станций и по длине сети в России. Удивительно, но до 1980-х годах этот вид транспорта существовал только в двух городах РСФСР — в Москве и Ленинграде. В последнее десятилетие жизни Советского Союза сразу в нескольких российских городах начали работать подземки, Горький — один из них.
Метро Нижнего Новгорода сначала развивалось бурно и стремительно, но после развала СССР процесс затормозился, и сейчас одна станция в 5–10 лет — объективная реальность. После открытия 15-й станции метро «Стрелка» к чемпионату мира по футболу 2018 года ходили разговоры, что «по горячим следам» к 800-летию города построят новую станцию в районе Сенной площади.
Но не так давно в правительстве Нижегородской области мечтателей опустили с небес на землю: по словам регионального министра финансов Ольги Сулимы, в ближайшие три года денег на строительство не предвидится.
Инженерный взгляд на Нижний
И все же нижегородское метро — это особый мир со своей историей и своими тайнами. Прикоснуться к ним любой желающий мог в рамках фестиваля фритуров, который проходит в Нижнем Новгороде в преддверии 800-летия города (12+).
Экскурсию по нижегородскому метро провел Дмитрий Егоров, изучающий местную подземку уже около десяти лет. По профессии он инженер-проектировщик, так что подход к теме — основательный и профессиональный. Информацию о нижегородском метрополитене Дмитрий берет из самых разных источников — от интернета до архивов.
Экскурсовод отмечает, что тема метро — большая и интересная: за одну экскурсию, пусть даже трехчасовую, всего не расскажешь, да и неизученного остается много. И все же это очень увлекательно — заново открывать для себя вещи, знакомые уже много лет. Впрочем, знакомые лишь на первый взгляд.
Нижегородское метро: что вы о нем знали?
У любого, кто хотя бы несколько раз бывал в метро, наверняка накопились вопросы. Почему здесь особенный запах? Можно ли остаться в вагоне на ночь, если спрятаться перед закрытием? Как спастись, если упал на пути? Дмитрий Егоров — тот самый человек, которому можно и нужно их задавать.
По размаху в оформлении нижегородское метро, конечно, не приблизится к московскому, где центральные станции поражают своим великолепием. И тем не менее практически у каждой станции есть своя идея, свой лейтмотив и свои изюминки — иногда более эффектные, иногда — менее.
Вот лишь несколько интересных фактов о Нижегородском метрополитене:
- Начало строительства метрополитена пришлось на конец 1970-х, в честь этого события возле станции метро «Ленинская» установлен памятник. А уже в 1985 году была запущена целая линия из шести станций.
- Дольше всех строилась станция «Горьковская», которая в 2012 году соединила верхнюю и нижнюю части города. Несколько раз строительство останавливалось из-за нехватки средств, были также трудности с инженерными решениями. В итоге процесс от закладки до открытия занял 4,5 года. Именно на этой станции находится комната забытых вещей.
- Станция «Московская» — единственная, которую проектировали не местные архитекторы, а столичные. Здесь можно увидеть четыре уникальные флорентийские мозаики с видами Москвы. Это единственная станция с четырьмя действующими путями.
- «Чкаловская» — самая мелкая станция в Нижнем Новгороде. Освещение здесь выполнено в виде следа от самолета в синем небе, а барельеф в кассовом вестибюле отсылает к истории перелета Валерия Чкалова в Северную Америку.
- «Ленинская» — станция, с которой началось строительство горьковского метрополитена. Ее кассовый вестибюль — единственный в городе, который украшают витражи. А еще здесь стоит единственный в России памятник рабочему-метростроевцу.
- В Нижнем Новгороде есть станция-призрак, и находится она возле Ярмарки: работы начались, но потом объект законсервировали, решив, что строительство было ошибкой.
- Во время строительства станции «Заречная» едва не случилась трагедия: при засыпке котлованов рабочие наткнулись на 250-килограммовую фугасную бомбу времен Великой Отечественной войны. Ее увезли саперы, которых вызвали на объект.
- Под тоннелями метрополитена протекает речка Ржавка, которую «загнали» в коллектор.
- Надпись «Комсомольская» на стене одноименной станции выполнена фирменным шрифтом газеты «Комсомольская правда». Именно на этой станции находится музей метрополитена, а еще здесь заложена капсула с посланием будущим комсомольцам, которую завещано открыть в 2087 году.
- В Нижегородском метрополитене только одно депо, и туда вагоны уходят со станции «Пролетарская».
- Станцию «Автозаводская» изначально собирались назвать «Северная». Ее планировали отделать более скромно, но город взбунтовался: все-таки ГАЗ — одно из самых важных предприятий. В итоге на стенах появились мозаики, которыми предполагалось оформить станцию «Комсомольскую».
- Конечная станция нижегородского метро «Парк культуры» украшена двумя флорентийскими мозаиками на «парковую» тему: на одной изображена беседка с колонами посреди озера, на другой — композиция из цветов.
Как отмечает Дмитрий Егоров, метро для Нижнего Новгорода — отнюдь не доходное предприятие, а строительство даже одной новой станции — огромные затраты из бюджета. Так что ждать стремительного развития нашей подземки, увы, не приходится.
У нашего метрополитена доход — 711 миллионов рублей в год, расход — 1,7 миллиарда. Ни о какой окупаемости речи быть не может: того, что они зарабатывают, хватает только на оплату электричества, — рассказывает экскурсовод.
Единственный в России метрополитен, который сумел выйти «в ноль», — это московский. Случилось это только в 2018 году, и стоимость затрат на строительство в данном случае не учитывается — речь идет только о содержании.
Зачем нужен фестиваль фритуров?
Инженерный взгляд на метро — лишь одно из многих направлений, который предлагает нижегородцам фестиваль фритуров. В рамках мероприятия можно прогуляться по Большой Покровской и ее окрестностям, увидеть самые яркие объекты стрит-арта, познакомиться с «литературными» уголками города, попасть на IT-предприятие, узнать «организм» театра имени Горького и алгоритмы работы городских пожарных частей — это далеко не полный перечень небанальных и разноплановых путешествий по Нижнему. Экскурсоводами выступают люди из самых разных сфер: инженеры, градозащитники, архитекторы, писатели, художники, психологи.
Куратор фестиваля Ира Маслова рассказывает, что идеи для экскурсий появляются просто: берется интересная проблемная тема, после чего начинается поиск человека, который мог бы ее раскрыть детально, интересно и глубоко. Такие люди находятся, и иногда одна тема может быть разбита сразу на несколько экскурсий разной специфики.
Иногда же организаторы идут «от человека» — когда есть интересный специалист, который мог бы поделиться своими знаниями. Отсутствие опыта работы экскурсоводом в этом случае не является препятствием — напротив, стандартные экскурсии с историческим повествованием в формат фестиваля не вписываются. Нужен необычный ракурс и взгляд на проблему «изнутри», а уж помощь в составлении маршрута и возможность «отточить» его человеку обеспечат. По словам Иры, абсолютно всех экскурсоводов организаторы нашли и привлекли к делу сами.
Этот фестиваль — не совсем про то, чтобы узнавать город с других сторон, видеть что-то новое и прикольное. Это фестиваль о том, чтобы увидеть другие миры и что-то поменять в вашем мире. Мы хотим, чтобы вы, участники экскурсии, увидели метро с инженерной точки зрения и поняли, как оно устроено, ведь на то, чтобы оно функционировало, работает огромное количество людей. Мой опыт показывает, что даже в сфере, которой интересуешься, есть множество сообществ и явлений, становящихся открытием. Но советую всем: записывайтесь туда, где вы ничего не знаете.
Комментарии