Фото: Мария Носырева

С середины лета в Нижнем Новгороде начали появляться «умные остановки». Инновационные павильоны, оснащенные цифровыми экранами, несколько месяцев не функционировали, но вот в ноябре их начали постепенно вводить в эксплуатацию в разных частях города.

Реализует проект «Ростелеком» в рамках программы «Умный город». По информации департамента внешних коммуникаций компании, до конца 2019 года оператор должен смонтировать 134 «умные» остановки. Еще 200 цифровых павильонов будут установлены в 2020 году.

Все инновационные остановки оснащены мультимедийными экранами вывода информации: цифровые табло должны позволять нижегородцам в режиме онлайн отслеживать прибытие транспорта, вызывать такси или службы экстренного реагирования. Во время ожидания автобусов и троллейбусов люди могут прочитать новости или ознакомиться с достопримечательностями города. Согласно условиям концессионного соглашения, заключенного между администрацией Нижнего Новгорода и компанией «Ростелеком», возле каждого остановочного павильона разместятся контейнеры для раздельного сбора мусора.

Насколько полезен функционал «умных» остановок, как хорошо они работают и пользуются ли современными технологиями нижегородцы? За ответами на эти вопросы корреспондент GiperNN отправился на улицы города, чтобы лично протестировать ноу-хау. Стартовой точкой была выбрана «умная» остановка в микрорайоне Щербинки II, затем мы немного задержались на «Мызе», далее проехали на Серую лошадь у площади Горького и завершили свой эксперимент на улице Полтавской.

Фото: Мария Носырева

Дизайн и оборудование

Стильный павильон «умной» остановки с боковым светящимся экраном видно издалека. Выполненный из стекла и металла, он привлекает внимание и отлично вписывается в городской пейзаж. По размеру такая остановка чуть больше своей обычной «тезки», отличается лишь имеющимся внутри «мозгом» — сложной электроникой, которая обеспечивает работу всей системы.

Основное место занимает в ней огромный цифровой экран. Работая как снаружи, так и внутри, он круглые сутки транслирует рекламу «Ростелекома». В правом верхнем углу находится цифровое табло, которое должно показывать время прибытия транспорта. По всему периметру крыши, а также сбоку павильон оснащен камерами видеонаблюдения. Внутри установлены удобные деревянные лавочки. А возле некоторых павильонов уже появились контейнеры для раздельного сбора мусора с секциями «Бумага», «Пластик», «Несортируемые отходы»: мы увидели такие на остановках «Микрорайон Щербинки II» и «Серая лошадь».

Время прибытия транспорта

Пожалуй, главная функция «умной» остановки — показывать время прибытия транспорта. Для этого внутри павильона сверху предусмотрено цифровое табло, где каждые несколько секунд обновляются данные: обозначение транспортного средства с его номером, маршрут на русском и английском языках, а напротив каждого — время, оставшееся до прибытия. Удобный сервис, однако, работает не везде. Например, на остановке в Щербинках по направлению к автовокзалу на табло светится надпись: «Сетевой кабель не подключен» (справедливости ради отметим, что на момент публикации проблема была решена). Такую же картину нижегородцы наблюдают на «Мызе» и, как оказалось, еще в некоторых районах города.

Фото: Мария Носырева

Недавно в Канавинском районе подключили «умную» остановку «Парк 1 Мая». Я отслеживала по ней время движения трамваев, что очень удобно, — говорит нижегородка Татьяна. — Но радость была недолгой: через два дня электронное табло погасло.

Теперь проверяем точность времени прибытия транспорта. На остановке «Микрорайон Щербинки II» (по направлению к центру города) экран пообещал приезд автобуса № 1 (почему-то обозначенного как троллейбус), троллейбуса № 3 и маршрутки № 31 через минуту, а до прибытия маршрутного такси № 14 обозначил интервал в три минуты. Точь-в-точь по времени пришел автобус № 1, следом за ним показалась и 31-я маршрутка, а 14-я опоздала буквально на минуту.

Фото: Мария Носырева

Когда же автобусы отъезжали от остановки, данные о времени до их приезда все равно продолжали показываться на экране. Однако еще интереснее сложилась ситуация с троллейбусом № 3. В Щербинках, как выяснилось, такого маршрута нет вообще, однако «умная» остановка считает иначе и упорно продолжает его транслировать. «Тройка» двигается по маршруту: платформа Чаадаево — Мещерское озеро, а в Щербинки ездят троллейбусы № 31 и № 13. Местных жителей такая дезинформация не смутит, а вот гостей города вполне может ввести в заблуждение.

Больше всех в плане точности порадовал электронный павильон в районе Серой лошади. Несколько автобусов и маршрутных такси пришли туда без опозданий. А вот на остановке «Улица Полтавская» обещанную через четыре минуты маршрутку № 62 нам так и не удалось дождаться. Спустя десять минут после начала ожидания вместо нее пришел другой автобус.

Карта

Далее исследуем двухсторонний цифровой экран. Если прикоснуться к нему, реклама исчезает, а вместо нее появляется меню. Большую его часть занимает карта, которую можно подвинуть, приблизить и отдалить. Самый чувствительный сенсор оказался у павильонов в Щербинках и в районе Серой лошади. Экран на улице Полтавской реагирует на прикосновения чуть хуже, а больше всего «тормозит» сенсор «умной» остановки «Мыза»: чтобы нажать здесь на какую-то кнопку, нужно приложить немалые усилия.

При открытии карта показывает наше местоположение в данный момент. Указаны и движущиеся транспортные средства, однако не ясно, в каком направлении они едут и когда прибудут. Самое первое, что приходит в голову, — это построить маршрут от точки А до точки В. Во всех электронных навигаторах для этого есть специальное поле, куда можно ввести место прибытия, но здесь они почему-то отсутствуют.

Многочисленные попытки создать маршрут самостоятельно ни к чему не привели, и пришлось обращаться за помощью. Нам пытались помочь молодые люди и нижегородцы более старшего возраста. Все они долго разбирались, как это делается: водили по экрану, нажимали в разные точки, а потом предлагали воспользоваться телефоном.

Приложение на телефоне работает гораздо быстрее и удобнее, а «умной» остановкой я пока не пользовался, — говорит молодой человек на остановке в Щербинках.

Никак не разберусь с электронной картой, давайте лучше я посмотрю у себя на телефоне, — вторит ему девушка.

Говорите, куда вам ехать, сейчас посмотрим, — отвечает молодой нижегородец возле площади Горького, доставая из кармана свой гаджет. До этого он тщетно пытался в течение нескольких минут освоить «умную» карту.

Смотрите, я вам сейчас объясню, как надо. Скачиваете приложение, устанавливаете его на телефон и смотрите все автобусы здесь. Я лично всегда так делаю! — учит пожилой мужчина.

В итоге задать желаемый курс с помощью «умной» остановки нам все же удалось. Для этого нужно сначала найти место назначения на карте, затем после долгого удержания пальца на этой точке открывается поле «Построить маршрут». В нем нажимаем кнопку «Начать» — и вперед! Система предложила маршрут с использованием одного ближайшего автобуса, который должен прийти через минуту. 

Дополнительные функции

Кроме карты, цифровой экран снабжен множеством полезных функций. Он показывает дату, погоду, информацию о проходящем транспорте. Здесь можно прочитать городские новости и сводку МЧС, познакомиться с нижегородскими достопримечательностями.

Новостная лента по большей части пестрит хрониками о деятельности городского руководства: «Владимир Панов возобновил традиции грантовой поддержки малого и среднего предпринимательства», «42 незаконные рекламные конструкции демонтировали в Нижнем Новгороде» (тоже по инициативе мэра). Также встречается информация о происшествиях, культурных событиях, экономическом развитии региона. Все новости актуальные (мы проверяли) и почти не дублируются на разных остановках.

Фото: Мария Носырева

Сводка МЧС повествует в основном о проведенных спасателями рейдах, а также содержит полезные рекомендации, например по безопасному использованию печей. А вот руководство по правилам осенней рыбалки с лодки явно устарело: вместо него сейчас актуальнее было бы рассказать о безопасном поведении на льду.

Кнопка «Достопримечательности» знакомит пользователей с видовыми местами города. Всего здесь предложено восемь площадок, в частности Нижегородский кремль, главный Ярмарочный дом, парк «Швейцария»… О последнем стоит сказать отдельно. Предложение: «В парке есть аттракционы, кинотеатр, площадка для картинга и даже свой собственный зоопарк» — самый настоящий обман! Колесо обозрения в «Швейцарии» демонтировали, а зоопарк «Мишутка» закрыли для посещения больше года назад.

В качестве эксперимента мы попробовали вызвать такси. Делается это с помощью опции «Вызов такси»: нажимаем, затем в появившемся поле вводим номер телефона, после чего приходит СМС с подтверждением заявки. Быстрее всего заказать автомобиль удалось с помощью «умной» остановки на Большой Покровской. На остальных павильонах не получилось даже забить номер телефона — настолько заедают кнопки с цифрами.

Протестировали мы и опцию SOS на остановке в Щербинках. Дело это довольно рискованное, ведь за ложный вызов грозит ответственность вплоть до уголовной. После нажатия на кнопку… ничего не произошло. Появился белый экран, а через некоторое время вернулась заставка с рекламой.

Еще одна неожиданность произошла после смены языка на английский. Боковое меню поменялось, а вот названия улиц на карте по-прежнему остались русскими. Более того, попытка открыть новость на английском языке привела к тому, что экран на некоторое время погас и вернулся к жизни примерно через полминуты. Также мы не обнаружили гнезда для зарядки телефона. Данная опция была заявлена разработчиком и, возможно, появится чуть позже.

Фото: Мария Носырева

Единственное, что осталось не испытанным, — это антивандальные датчики. За нас это сделали ночные хулиганы в Канавинском районе. По словам жительницы района Татьяны, неделю назад они сработали на остановке «Парк 1 Мая». Пронзительный звон сигнализации с «умной» остановки оглушал улицу всю ночь и продолжался до самого утра.

Инспектируя «умные» остановки, мы обращали внимание и на реакцию нижегородцев. Люди внимательно изучают табло со временем прибытия транспорта, сверяя его по часам, однако к экрану подходить опасаются. Возможно, их сбивает с толку мелькающая на заставке реклама и пользователи попросту принимают интерактивный экран за рекламный щит.

Другая вероятная причина, которая отталкивает нижегородцев от «умных» остановок, связана со сложной навигацией. Чтобы как-то наладить процесс, стоит предложить пользователям краткое руководство: его можно запустить в трансляцию на интерактивный экран, например, вместо рекламы. После этого инновация наверняка вызовет у горожан больший интерес.

Фото: Мария Носырева

Для уточнения информации о работе «умных» остановкок редакция GiperNN направила официальный запрос в ПАО «Ростелеком». В частности, мы интересовались стоимостью павильонов, их обслуживанием и ремонтом. В департаменте внешних коммуникаций компании нам пояснили, что комментарии по этому поводу давать преждевременно, поскольку объекты пока не сданы администрации города и работают в тестовом режиме.

Приемка назначена на конец декабря 2019 года: возможно, тогда павильоны начнут работать стабильнее. Лишь после этого можно будет делать выводы о том, останутся ли «умные» остановки в Нижнем Новгороде бессмысленной диковинкой или будут приносить нижегородцам реальную пользу.

Продажа производственно-складских баз
Продажа здания под лабораторию