Фото: Наталия Пылина

В прошлом году стартовало строительство платной трассы М-12 Москва — Нижний Новгород — Казань. Дорога обеспечит скоростное сообщение между Московской, Нижегородской и Владимирской областями, республиками Чувашия и Татарстан, а также станет частью международного транспортного коридора Европа — Западный Китай. С запуском движения путь от Москвы до Казани сократится в два раза и составит шесть с половиной часов, а расстояние от столицы до Нижнего Новгорода можно будет преодолеть всего за четыре часа — почти как на скоростном поезде.

Строительство новой магистрали протяженностью более 800 километров включает девять этапов, три из которых предусмотрены на территории Нижегородской области. Где именно пройдет трасса, какие работы ведутся на нижегородском участке, сколько будет стоить проезд и когда откроется движение? На эти и другие популярные вопросы об М-12 Гипермаркету недвижимости GIPERNN.RU ответил заказчик строительства — ГК «Автодор».

Где пройдет трасса в Нижегородской области?

Магистраль протянется с запада на восток через Навашинский, Ардатовский, Арзамасский, Вадский, Перевозский, Бутурлинский, Сергачский и Пильнинский районы. Она должна захватить три населенных пункта: города Арзамас и Сергач, а также поселок Мухтолово в Ардатовском районе. Суммарная протяженность дороги на территории Нижегородской области составит 276,7 километра, что соответствует участку с 228-го км по 504-й км.

Работы по строительству трассы М-12 в регионе ведутся в рамках четвертого, пятого и шестого этапов. Четвертый этап начинается во Владимирской области и затрагивает участок от Оки в районе Навашина до Арзамаса. Длина этого отрезка в Нижегородской области достигает 119,8 километров. Пятый этап полностью проходит по нижегородской земле, продолжая дорогу до Сергача: его протяженность составляет 108,8 км. Шестой этап тянется еще на 48,1 километра до реки Сура вблизи села Языково, затем продолжая путь по Чувашской республике.

Источник: ГК «Автодор» / vk.com

Какие работы ведутся на нижегородском участке?

Четвертый этап. На отрезке между дорогами 17К-2 Муром — М-7 — Волга и Р-158 Нижний Новгород — Саратов компания «Автобан» занимается противокарстовыми мероприятиями, устройством дорожной одежды и земляного полотна: к середине июня эти работы были выполнены на 33%, 35% и 95% соответственно. Также генподрядчик возвел более трети искусственных сооружений, полностью проложил водопропускные трубы, начал обустройство ливневки и кабеля автоматизированной системы управления дорожным движением (АСУДД).

Еще одним важным мероприятием на этом участке стало строительство вантового моста через Оку. Переправа протяженностью 1377 метров расположится на границе Нижегородской и Владимирской областей. Завершить ее планируется к маю 2023 года.

Пятый этап. Работы в пределах дорог Р-158 и 22К-0162 Работки — Порецкое выполняет ООО «СиАрСиСи Рус». К началу лета компания из Китая обустроила половину земляного полотна и завершила 26,5 км дорожной одежды. Кроме того, генподрядчик выполнил 13% противокарстовых мероприятий и построил ¼ из запланированного списка искусственных сооружений. Готовность водопропускных труб на участке составляет 40%, ливневой канализации — 6%.

Шестой этап. Строительством федеральной трассы на отрезке от 22К-0162 до A-151 Цивильск — Ульяновск также занимается ДСК «Автобан». За время работ подрядчик успел полностью проложить водопропускные трубы и устроить 75% земляного полотна. Остальные мероприятия пока находятся на начальных этапах: в июне искусственные сооружения построены на 16%, а дорожная одежда устроена на 7%.

Фото: Наталия Пылина

Сколько человек работает на стройке М-12?

К началу лета на всех этапах трассы М-12 работают около 20 тысяч человек и несколько тысяч единиц техники. По словам заместителя председателя Правительства РФ Марата Хуснуллина, через один-два месяца рабочая сила увеличится до 30 тысяч человек. Как отметили в ГК «Автодор», суммарно на стройплощадках в Нижегородской области задействованы 5225 человек и 1611 единиц специализированной техники.

Ежедневно на четвертом этапе федеральной трассы трудятся 2300 рабочих, использующих 692 строительные машины. На площадке пятого этапа насчитывается 1781 человек и 581 единица спецтехники. Возведением шестого этапа занимаются 1144 представителя подрядчика, в распоряжении которых находятся 338 строительных машин.

С какими трудностями сталкиваются строители?

Основной проблемой при строительстве трассы М-12 стал сложный рельеф Нижегородской области. Например, зоны правобережья Волги и левобережья Оки характеризуются активными карстами.  Для того чтобы будущая трасса не просела, рабочим приходится уделять особое внимание вышеупомянутым противокарстовым мероприятиям: они подразумевают устройство скважин и заполнение полостей. Только после этого подрядчики приступают к строительству насыпей полотна и свайных оснований мостов и путепроводов.

На пути следования магистрали также встречается множество выемок, ложбин и оврагов, которые необходимо разрабатывать и засыпать. Кроме того, в оврагах образуются глубокие торфяники и глинисто-известняковые осадочные породы, которые не являются несущими. Холмистый рельеф породил и большое количество водотоков. Из-за этого при строительстве притрассовых дорог нужно сооружать водопропускные трубы или временные мосты. Так, для переправы через Оку организован паром, а в местах пересечений с Пьяной, Тешей и Сурой возведены понтонные сооружения.

Источник: ГК «Автодор» / vk.com

Еще одна трудность — болота и торфяные грунты, встречающиеся на четвертом этапе дороги. Местами их глубина достигает 12 метров. Для решения вопроса используют технологию текстильно-песчаных свай. Стальные трубы погружают в неустойчивый грунт до проектной отметки, заполняют геооболочкой и песком: за счет горизонтального напряжения слабые почвы межсвайного пространства уплотняются.

Строители, работающие на юге Нижегородской области, также сталкиваются с дефицитом фильтрационных песков, необходимых для устройства прослойки дорожной одежды. В результате необходимые материалы приходится возить из намывных пойм Волги и Оки или дальних карьеров.

Как рост цен на материалы повлиял на строительство?

За последние два года основные материалы подорожали в несколько раз, рассказали GIPERNN.RU в ГК «Автодор». В частности, речь о песке, щебне, битуме, цементе, арматуре. Также повысилась цена комплектующих для изготовления строительных изделий и конструкции: сталепроката для пролетных строений, опор освещения, барьерного ограждения, кабельной продукции и многого другого. Аналогичная ситуация произошла с горюче-смазочными материалами, эксплуатационным оборудованием машин и механизмов и прочим.

Фото: Наталия Пылина

Итогом этих изменений стало удорожание строительства трассы М-12 в пределах 25%. Отметим, что в начале лета председатель правления «Автодора» Вячеслав Петушенко рассказал о несколько большем повышении прайса — примерно на 30%. В 2018 году при разработке технико-экономического обоснования работы оценивались в 630 млрд рублей. Значит, к настоящему моменту их стоимость могла взлететь приблизительно на 190 миллиардов, или до 820 млрд рублей. О выделении дополнительных 28 миллиардов на ускоренное строительство М-12 стало известно буквально на днях. 

Когда планируется открыть движение?

Движение по 4-6-м этапам трассы М-12, проходящим в Нижегородской области, запустят декабре 2023 года. Вместе с тем первые участки федеральной магистрали начнут открываться уже в текущем году, ранее рассказал премьер-министр РФ Михаил Мишустин. Завершение работ запланировано на 2024 год: в этот период подрядчики займутся окончанием благоустройства, покраской искусственных сооружений, устройством сетчатых ограждений, отладкой систем АСУДД и взимания платы. Последним этапом также станет создание площадок для отдыха и многофункциональных зон.

Источник: ГК «Автодор» / vk.com

Сколько будет стоить проезд по М-12?

Размер оплаты будет определен непосредственно перед запуском движения по дороге. Предварительную стоимость в 2020 году озвучил Вячеслав Петушенко. На тот момент за один километр планировалось взимать 2,5 рубля. Весь путь по магистрали в таком случае мог обойтись примерно в 1600 рублей. Тогда же председатель правления «Автодора» напомнил, что на трассах госкомпании существует ряд льгот. Например, на скидку в 20% могут рассчитывать водители, пользующиеся транспондерами — приемно-передающими устройствами для безостановочного проезда на пунктах взимания платы.

Экономический эффект М-12 для Нижегородской области сложно переоценить: по оценкам 2021 года он может составить около 156 млрд рублей. В непосредственной близости от дороги насчитывается более трех тысяч средних и крупных организаций, которые получат развитие с появлением новой транспортной артерии.

Фото: Наталия Пылина

Строительство магистрали также позволит воплотить в жизнь ряд инвестиционных проектов на общую сумму более 20 млрд рублей, рассказал губернатор Глеб Никитин. В горизонте ближайших 15 лет все это может принести в регион примерно 300 миллиардов налогов

Не стоит забывать и о том, что новая федеральная трасса пройдет недалеко от знаковых культурных маршрутов Нижегородской области: Большого Болдина и паломническо-туристического кластера Арзамас — Дивеево — Саров и Выксы. По оценкам властей, это положительно скажется на увеличении туристического потока региона за счет транзитных путешественников.

В дальнейшем по поручению президента РФ Владимира Путина трассу М-12 планируется продлить до Екатеринбурга. Таким образом, дорога длиной около 1,6 тысячи километра дополнительно обеспечит безопасное высокоскоростное сообщение между Балтикой и Уралом в европейской части России.

Продажа проекта
Аренда помещения пл. 1300 кв. м