Источник: MLA+/sreda800.ru

Площадь перед станцией канатной дороги в Нижнем Новгороде начала свою историю в 2012 году. Ранее территорию на высоком берегу Волги занимал пустырь, теперь же здесь находится отправная точка воздушной переправы в город Бор. Для размещения транспортной площади был выбран участок по Казанской набережной, и это не случайно. С одной стороны, его отличает хорошая транспортная развязка, а с другой — красивые панорамные виды на Волгу. По соседству с площадью расположилась главная мусульманская святыня столицы Приволжья — Нижегородская соборная мечеть.

В настоящее время пространство у канатной дороги находится в запустении. Чтобы попасть на станцию, людям приходится двигаться по нерегулируемой запаркованной дороге без освещения и явной навигации. Проход ограничивает множество заборов ветхого фонда и строящихся по соседству жилых комплексов. Потенциальной кратчайшей связи также мешают заброшенное здание с неизвестной функцией и пустырь. При этом канатная дорога востребована круглый год: ей регулярно пользуются как местные жители, так и туристы, приехавшие покататься и полюбоваться достопримечательностями.

К 800-летию Нижнего Новгорода площадь ждет кардинальное обновление. Вместе с 32 другими общественными пространствами ее преобразят в рамках инфраструктурной программы «Среда 800». Развитием территории занимается бюро MLA+ из Санкт-Петербурга. На основе предпроектного исследования архитекторы разработали предварительный вариант благоустройства. Затем, собрав обратную связь, создали итоговую концепцию с учетом замечаний и пожеланий нижегородцев.

Источник: MLA+/sreda800.ru

Основные идеи преображения

Архитекторы задались целью проложить к канатке кратчайший путь: для этого они предложили «пробить» прямую ось от улицы Большая Печерская до станции. Маршрут не просто должен связать эти две точки, а продолжиться вниз по склону, соединив верхний и нижний уровни набережной.

Согласно данному решению организуется вся остальная планировочная структура пространства. Так, в перспективе в ходе благоустройства близлежащих территорий здесь должна появиться велопешеходная связь, которая соединит канатную дорогу со сквером на площади Сенной и остановкой автобусов на Большой Печерской. Дорога будет расположена перпендикулярно к основной оси.

Источник: MLA+/sreda800.ru

Новое место в концепции подобрали билетной кассе — ее перенесут на территорию возле входа. Тем самым планируется решить сразу две проблемы: развести пересекающиеся потоки пассажиров, двигающиеся на вход и выход с канатной дороги, и разделить сливающиеся очереди в кассу и кабинки.

В зоне входа расположится навес из деревянного клееного бруса: он станет «вестибюлем» канатной дороги, объединив под собой несколько павильонов. Под крышей строения можно будет спрятаться от непогоды.

Сделать открытое пространство более уютным позволит озеленение. На площади предлагается высадить яблони, липы, клены, и украсить ее несколькими приподнятыми клумбами со скамьями для отдыха.

На откосах разместятся стелющиеся кустарники из стефанандры и кизильника, которые протянутся к площадкам отдыха. Весь напочвенный слой заменят на плодородный субстрат, чтобы зелень могла расти и чувствовать себя здесь хорошо, — рассказала архитектор бюро MLA+ Валерия Юдина.

Источник: MLA+/sreda800.ru

На территории предусмотрена также игровая площадка — объект в виде сетки, затянутой на двух опорах. Он может быть использован как для игр детьми, так и для сидения взрослыми. Необычное название — «дрожь земли» — символизирует сложный рельеф со спусками, подъемами, крутые волжские берега и сложную тектонику столицы Приволжья.

Пешеходную зону перед площадью украсит фонтан. Он будет небольшим, с возможностью в зимнее время трансформироваться под пьедестал для новогодней елки. Также в этой части территории появятся кафе, пункт проката оборудования, сувенирная лавка.

На склоне предполагается оборудовать «тропу здоровья» для любителей терренкура. На маршруте, особенно в местах с крутыми уклонами, будут размещены особые скамейки и элементы навигации, которые отмечают пройденные расстояния. Лавочки предусмотрены специально для спортсменов — на них можно будет облокотиться, но не садиться, что полезно для спины. Однако «тропа здоровья» будет выполнена не к 800-летию города — ее предполагается создать в ходе следующих этапов благоустройства.

Источник: MLA+/sreda800.ru

Что изменили и сохранили в концепции

Как рассказали архитекторы MLA+, после обнародования предварительной концепции поступил запрос на более детальную проработку пространства с фудкортом и кафе, где имеется небольшой перепад рельефа. Его организовали как плавный спуск в виде амфитеатра под уклоном 3,6%, который плавно переходит с верхнего на нижний ярус. Параллельно спуск дублируется пандусом.

Кроме того, переосмыслена территория вдоль забора у мечети. Там предполагается создать историческую галерею, сохранив при этом технический проезд. Бульвар начинается с исторической справки и заканчивается входом в парковое пространство и саму площадь.

Мы не можем игнорировать тот факт, что наша территория находится рядом с соборной мечетью — памятником с вековой историей. Мы решили обозначить и зафиксировать эту информацию с помощью инфостендов. В целом территория становится своего рода бульваром, который сможет рассказать об истории места: как строилась соборная мечеть и чем она живет сейчас, — пояснила Валерия Юдина.

Также от жителей поступило много запросов на проработку прямых связей в зоне трамплина перед Казанским съездом. Но, по мнению проектировщиков, это сделать технически невозможно: трамплин — режимный объект, его территория все время закрыта.

Много вопросов в ходе трансляции еще предварительной концепции вызвал синий цвет билетных касс. Архитектор Евгений Балабанов напомнил, что Нижний Новгород славится своими синими заборами. Однако, по мнению проектировщиков, этот цвет должен получить новую трактовку и начать ассоциироваться с благоустроенными пространствами. Синеву разбавляет терракотовый оттенок, являясь цветовым откликом на краснокирпичную соборную мечеть.

Источник: MLA+/sreda800.ru

Пожелания нижегородцев

Во время презентации итоговой концепции зрители продолжили интересоваться будущим общественного пространства. В частности, нижегородцы уточнили, зачем перед кассами нужен забор. В ответ архитекторы пояснили, что на подходе к павильону за покупкой билетов бывает многолюдно, а ограждение позволит избежать столпотворения.

Это неотъемлемое решение, потому что очереди перед кассами бывают очень длинными. Существует такой метод ужимания с помощью змейки — достаточно утилитарный прием, от которого мы не смогли уйти, — подчеркнула Валерия Юдина.

Также пользователи поинтересовались, будет ли обновленная территория востребована среди жителей, ведь рядом с канатной дорогой не очень большая плотность застройки. К тому же общественное пространство нуждается в обслуживании, что, в свою очередь, повлечет дополнительные расходы из бюджета.

Источник: MLA+/sreda800.ru

По словам архитектора MLA+, согласно предпроектным исследованиям, в 15 минутах ходьбы от канатной дороги проживают 25 тысяч человек — не так уж и мало. Кроме того, благоустроенная площадь рассчитана на всех горожан и туристов. Что касается обслуживания территории, то сверхъестественные затраты на это не потребуются. Все мероприятия нужно свети к минимуму — уходу за зеленью летом и уборке снега зимой.

После благоустройства площадь перед канатной дорогой должна стать более доступной, ухоженной и насыщенной новыми объектами инфраструктуры. Пустующая территория обретет новую жизнь, помогая местным жителям и гостям города комфортно проводить время и открывать для себя Нижний Новгород с новых, неведомых сторон.