Два года назад в Нижнем Новгороде началась масштабная модернизация трамвайной инфраструктуры. С тех пор в разных районах города то и дело перекладывают рельсы и обновляют контактные сети. Не успели закончиться работы на одном участке, как тут же перекрывают другой: из-за этого водителям постоянно приходится искать пути объезда, а пассажирам — приспосабливаться к изменениям и мириться с отменой привычных маршрутов.

Фото: Ксения Ражева

«Неудобства временны, а комфорт навсегда» — обещают нижегородцам реформаторы. В Нижнем Новгороде действительно никогда раньше не было столь глобального обновления трамвайной сети. По условиям концессионного соглашения, компания «Экологические проекты» должна заменить почти 150 километров путей по всему городу, реконструировать три депо, закупить 170 новых вагонов и отремонтировать 15 тяговых подстанций.

Какие работы ведутся прямо сейчас, что уже сделано и когда ждать возвращения трамваев на маршруты, GIPERNN.RU рассказывает в большом фоторепортаже.

Городское кольцо

Городское трамвайное кольцо начали реконструировать весной 2024 года. Работы стартовали на улице Пискунова, затем переместились в сторону улицы Белинского. Как рассказали в ООО «Экологические проекты», сейчас полностью готов участок путей от пересечения с Ковалихинской до Черного пруда, включая улицу Большую Печерскую.

Рабочие демонтировали асфальтовое покрытие с изношенным рельсовым полотном. Затем на бетонное основание уложили новые рельсы, а пространство между ними заполнили литым асфальтом — как объясняет концессионер, этот материал имеет хорошую устойчивость к вибрациям. Разницу между старым и новым асфальтом в районе Черного пруда можно увидеть невооруженным глазом.

Больше всего нижегородцев беспокоили ограничения на улице Белинского. Еще в прошлом году туда переместились транспортные потоки из центра города из-за строительства метро, и ситуация могла усугубиться.

В итоге замена путей обошлась без полного перекрытия улицы, хотя и вызвала серьезные пробки. В районе площади Сенной вводили временную схему движения. Сейчас дорожные работы на этом участке завершились, здесь также можно увидеть обновленные рельсы и свежий асфальт.

По данным концессионера, отрезок между улицами Ковалихинской и Ашхабадской пока не готов. При этом на большей его части строительные работы уже не ведутся: ограничения начинаются от улицы Ванеева. А вместе с ними — и заторы.

Как уточняют в Центре развития транспортных систем (ЦРТС), на участке от Ванеева до Ошарской рабочие заливают верхнюю плиту и устраивают конструкцию из асфальтобетона.

Серьезные ограничения до 23 сентября действуют на перекрестке Белинки и Ошарской. Здесь разобрали старое покрытие, сваривают рельсы и заливают верхнюю плиту. Параллельно специалисты монтируют контактную сеть.

Для автомобилей предусмотрены временные пути объезда. Также на время работ изменились маршруты 12 автобусов — они обходят закрытый участок по улице Невзоровых. В выигрыше оказались только пешеходы, которые могут пересечь здесь улицу Белинского в любом месте, независимо от сигнала светофора.

Далее по Белинке модернизация кольца идет с частичными ограничениями движения. Строительные ограждения тянутся до торгового центра «Небо», работы находятся на разных этапах готовности. На одних отрезках уже заливают новый литой асфальт, на других — только демонтируют рельсошпальную решетку и формируют котлован.

Как сообщили в ООО «Экологические проекты», обновление путей на участке от улицы Ковалихинской до Ванеева планируется завершить до ноября текущего года, а на участке от Ошарской до площади Лядова — в начале 2025-го.

Параллельно с перекладкой рельсов на улице Белинского этим летом начались работы по созданию террасного парка в Почаинском овраге. Для строительства пешеходного тоннеля под Лыковой Дамбой потребовалось закрыть участок путей до Черного пруда. В итоге в нагорной части города изменилось сразу несколько трамвайных маршрутов.

Так, трамваи № 18 ходят от Лапшихи до улицы Маслякова через улицы Бекетова, Пушкина и Красносельскую. Маршрут № 21 из парка «Дубки» также сократили до Маслякова. Трамваи № 27 курсируют от депо на улице Ивлиева через Лапшиху, улицы Бекетова и Пушкина, а «двойку» вообще решили на время отменить. В привычном виде маршруты вернутся не ранее конца 2024 года — до этого срока действует измененная схема движения у Лыковой дамбы.

Площадь Лядова — Мыза

Ранее в нагорной части города отремонтировали другую трамвайную ветку — до разворотного кольца на Мызе. Работы начались в апреле 2023 года и потребовали временной отмены двух маршрутов.

В минувшем декабре на обновленные рельсы от Мызы до улицы Нартова вышел трамвай № 19. Затем специалисты выполнили реконструкцию путей и замену сетей по улице Пушкина. После этого к работе вернулась «пятерка».

Возвращение маршрута № 5 не обошлось без инцидентов. Изначально выпустить трамваи планировалось 6 июня, но случилось это только 17-го. Причиной стали обнаруженные дефекты контактной сети, которые подрядчик должен был устранить.

Сейчас пассажиры трамваев № 5 и 19 могут оценить изменения. На всем протяжении ветки специалисты заменили контактную сеть, обновили рельсы и шпалы и засыпали пространство между ними щебнем. На остановочных площадках и пересечениях с проезжей частью блестит новый асфальт. Правда, рельсы вдоль проспекта Гагарина и улицы Терешковой уже не выглядят свежими: на них можно заметить следы коррозии.

По данным ООО «Экологические проекты», до конца сентября планируется завершить благоустройство территории. Однако рабочих мы не встретили ни на одной из улиц, где проходит маршрут «пятерки». Судя по всему, работы выполнили досрочно: площадку вдоль путей разровняли, а на грунте зеленеет молодая трава.

Сормовское кольцо — Гордеевка

Пилотными районами для модернизации трамвайной инфраструктуры Нижнего Новгорода стали Московский и Сормовский. Работы здесь начались осенью 2022 года.

В первую очередь концессионер заменил рельсы на Сормовском кольце, чтобы частично вернуть горожанам маршруты № 6 и № 7. В итоге трамваи вновь вышли на линию в марте 2024 года. Сначала они курсировали только по кольцу до станции «Варя», а с середины июля начали ходить до улицы Чебоксарской.

Трамвайные пути на участке до депо № 2 действительно выглядят полностью обновленными. При этом на кольце и у станции метро «Буревестник» периодически можно встретить дорожников, которые точечно доделывают работы по благоустройству.

Недавно прошла проверка обновленной инфраструктуры: в итоге остановку на улице Народной не приняли в эксплуатацию. В ближайшее время подрядчику предстоит привести платформу в порядок.

В сентябре вагоны пустили по новым рельсам до Московского вокзала. Правда, из-за работ на подстанции полные маршруты до конца не восстановили. Пока они работают с ограничениями, о которых ежедневно информирует «Центр развития транспортных систем».

Например, до 15:00 на линию выходят только «шестерки» и курсируют до улицы Чебоксарской. После трех составы начинают ходить до Московского вокзала, а в пять часов вечера к ним присоединяются «семерки». Из-за плавающего графика растерянным пассажирам каждый раз приходится интересоваться, до какой остановки следует трамвай.

На участке от улицы Акмолинской до разворотной петли в Гордеевке продолжается благоустройство и замена контактной сети. Рабочим еще предстоит восстановить покрытия, убрать строительный мусор и привести в порядок саму территорию. Особенно неухоженным сейчас выглядит участок у «Шайбы» на Московском вокзале.

Модернизация путей не затронула только отрезок вдоль храмового комплекса на Гордеевской. Здесь можно увидеть старые рельсы и заросшие травой деревянные шпалы. В начале сентября сотрудники ЦРТС сообщали в соцсетях, что проект обновления этого участка находится в разработке.

Как объяснили нам в ООО «Экологические проекты», трудности связаны с сохранением храмов, которые являются объектами культурного наследия. Сейчас специалисты рассматривают варианты, как уменьшить воздействие трамваев на памятники архитектуры. 

Автозаводский район

В конце мая концессионер приступил к реконструкции автозаводской линии, которая связывает завод ГАЗ и поселок Гнилицы. Для этого на время отменили маршрут № 8.

Сейчас строительные работы охватили участок от станции метро «Кировская» до петли на остановке «Малышево». Вдоль парка Славы и Автозаводского универмага рабочие собрали новую рельсошпальную решетку и начали засыпать щебень.

На площади Киселева, где пути пересекаются с проезжей частью, подрядчик заливает асфальт. Для этого ввели частичные ограничения: водителям, следующим через центр Автозавода, приходится пользоваться суженной дорогой.

Работы продолжаются на улицах Минеева и Смирнова и на перегоне «Малышево — больница № 13». На одних участках только разобрали старые рельсы, на других — уже уложили новые.

Самое большое количество строительной техники можно встретить вдоль поселка Молочный и на остановке «Малышево». Специалисты монтируют конструкции бетонной плиты прямого направления и кольцевой развязки. Здесь будут устроены стрелочные переводы.

Запустить движение до остановки «Малышево» планируется в октябре—ноябре. Кроме того, до конца 2024 года концессионер собирается отремонтировать весь участок до петли в Гнилицах.

Что дальше?

Как сообщили в ООО «Экологические проекты», к концу лета подрядчики переложили 50,21 километра путей в однопутном исчислении, то есть 33,63% от общей протяженности. Участки, которые пока не охвачены реконструкцией, планируется заменить в течение ближайших двух лет, когда город освободят от части перекрытий.

Например, на 2025 год намечена реконструкция путей на улице Ильинской. Предварительно, тогда же начнутся работы на Бекетова, а в 2026-м — на улицах Надежды Сусловой и Ошарской.

Фото: Ксения Ражева

Параллельно концессионер продолжает выполнять другие пункты масштабной программы. Так, из 15 тяговых подстанций реконструированы две — № 6 в Полускатном переулке и № 21 на улице Циолковского.

Обновление депо пока не начиналось, но работы в этом направлении ведутся. Проектная документация по реконструкции «места отдыха» трамваев на улице Народной проходит экспертизу. Также идет разработка проекта для ремонта депо № 1 на улице Генерала Ивлиева.

Что касается новых трамваев, для Нижнего Новгорода закупают низкопольные вагоны российско-белорусского производства, которые выпускаются под маркой «МиНиН». На данный момент в город поставили 45 единиц транспорта. Из них на линию выходит 31 вагон, еще десять попеременно находятся на обслуживании.

Фото: Ксения Ражева

Предполагается, что до конца 2026 года в Нижний Новгород поступят все 170 трамваев — 144 большого класса и 26 — особо большого. Власти рассчитывают, что реконструкция путей с закупкой нового подвижного состава позволит увеличить скорость движения вагонов с 12,7 до 18,4 км/ч.

Рост средней скорости движения с одновременным увеличением количества трамваев, работающих на линии, а также повышение комфортности поездок позволят увеличить пассажиропоток вдвое — с 24,7 млн пассажиров (фактические данные за 2021 год) до 48,9 млн пассажиров в год (к 2028 году), — считают в «Центре развития транспортных систем».

Представители компании-концессионера, в свою очередь, отмечают, что работы не обходятся без трудностей. Сложнее всего реконструировать участки путей, рядом с которыми инженерные сети проходят не по нормативам. В таком случае требуются дополнительные затраты на их вынос и дополнительную защиту. Несмотря на это, все работы обещают завершить до конца 2026 года, как того и требует концессия.