Продление метро в Нижнем Новгороде — крупнейший проект последних десятилетий. Станции «Сенная» и «Площадь Свободы» строятся уже два года, станция «Сормовская» еще на стадии подготовки. Первые две должны открыться до конца 2025-го, третья — в 2026 году.

Фото: Анна Синаревская / gipernn.ru

Все три станции возводит ГК «Моспроект-3», с которой заключены контракты на 55 млрд рублей. Однако, похоже, строительство идет медленнее, чем ожидалось, и в процессе возникают все новые непредвиденные обстоятельства. Например, в начале ноября стало известно, что придется отказаться от двух тоннелепроходческих щитов, которые уже доставлены в Нижний Новгород.

Так стоит ли ждать открытия новых станций метро через год? Корреспондент GIPERNN.RU отправился на стройплощадки, чтобы самостоятельно оценить, как идет строительство.

Долгожданная стройка

Большая часть нижегородской подземки была построена еще во времена СССР, а в Новой России появление каждой очередной станции становилось событием, причем нечастым. Развитие метро никак не успевало за темпами роста Нижнего Новгорода, но вот в 2020 году было заявлено о предстоящем строительстве сразу двух новых станций в верхней части города.

Контракт под ключ на продление Автозаводской линии стоимостью 35,5 млн рублей подписали с ГК «Моспроект-3», которая строила столичное метро. К концу 2025 года ветка должна протянуться от площади Горького до площади Свободы, а оттуда — до площади Сенной. И если сейчас в нагорной части Нижнего Новгорода есть только одна станция — «Горьковская», то после завершения строительства их станет три.

Фото: Наталия Пылина / gipernn.ru

Согласно утвержденной Минградом документации, протяженность новой линии в двухпутном исчислении составит более 3 км, средняя глубина заложения — 10–15 метров. Будут построены перегонные тоннели, объекты для инженерно-технического обслуживания метро и сооружения гражданской обороны, реконструированы дороги по улицам Горького, Большая Печерская, Родионова и площади Свободы. Реализация проекта требует переустройства множества инженерных коммуникаций и сноса десятков зданий.

Метростроевцы развернули в городе четыре стройплощадки: на улице Максима Горького, на площади Свободы, на улице Белинского возле ТЦ «Счастье» (бывший ТЦ «Шоколад») и на месте бывшей автостанции «Сенная». Итак, с момента начала строительства прошло более двух лет. Какой объем работ выполнен за это время и что еще предстоит?

Фото: Анастасия Малышева / gipernn.ru

Станция метро «Сенная»

Станция метро возле одноименной площади будет иметь два вестибюля. Первый поведет к жилой и общественной застройке на улицах Большая Печерская, Сеченова, Максима Горького и Минина, к площади Сенной, Парку Победы и транспортно-пересадочному узлу. Через второй вестибюль можно будет пройти к улицам Большая Печерская, Ковровской, Родионова, заводу имени Петровского, а также остановкам общественного транспорта.

К концу 2023 года здесь подготовили котлован и монтажную камеру для тоннелепроходческого щита, а в январе 2024-го комплекс «Владимир» был торжественно запущен. Сейчас возле Сенной стоит вышка высотой с девятиэтажный дом — это вертикальный накопитель ленты конвейера, с помощью которой на поверхность доставляется грунт. К ноябрю щит должен был проложить тоннель до площади Свободы, однако этого не произошло.

Фото: Анна Синаревская / gipernn.ru

«Владимир» преодолел расстояние около 600 метров — примерно до ТЦ «Счастье». Там, в свою очередь, должна расположиться вентшахта, для которой сейчас разрабатывают котлован. Рабочие смонтировали специальные каркасы для его ограждающих конструкций, использовав свыше 256 тонн металла для армирования.

Более сотни свай позволят тоннелепроходческому комплексу пройти через конструкцию сбойки. Устройство вентшахты начнется после того, как будет проложен тоннель на пересечении улиц Белинского и Горького. Сейчас щит временно остановлен, но на месте бывшей автостанции «Сенная» активно работает техника.

Фото: Анна Синаревская / gipernn.ru

Станция метро «Площадь Свободы»

Станция метро на площади Свободы разместится вдоль улицы Горького от пересечения с Ошарской. Вестибюль № 1 будет вести к жилой и общественной застройке на улицах Горького и Ошарской, к парку Кулибина, ТЮЗу, стадиону «Водник», а также к остановкам общественного транспорта. Вестибюль № 2 обеспечит выход к улицам Горького, Ванеева, Варварской, Семашко, площади Свободы, скверу 1905 года, оперному театру и остановочным пунктам.

Площадь Свободы была полностью перекрыта летом 2023 года, после чего метростроевцы приступили к расчистке территории и выносу подземных коммуникаций. В феврале 2024-го там началась работа по формированию котлована, которая продолжается до сих пор.

Как сообщил главный инженер проекта Дмитрий Гоголев, сейчас создается ограждающая конструкция котлована для приема щита, движущегося со стороны Сенной. Также продолжается вынос сетей по периметру площади Свободы, возле зданий «Атомэнегопроекта» и корпорации «ЛИНК», но этот этап уже на стадии завершения: до конца 2024 года вопрос с сетями обещают решить. Кроме того, ведется строительство объездной дороги. Вся территория площади Свободы разбита на секторы, где параллельно работает разная техника и выполняются разные задачи.

Фото: Анна Синаревская / gipernn.ru

В десяти минутах ходьбы, на улице Горького, находится еще одна площадка, она расположена рядом с гостиницей «Ибис». Здесь можно увидеть стройматериалы и технику, но активные работы не ведутся. Как ранее сообщал глава ГУММиДа Андрей Левдиков, при сооружении стартового котлована возникли сверхнормативные отклонения, которые касаются пристроя медцентра к зданию «Волготрансгаза» на пересечении улиц Горького и Студеной. Для возобновления строительства нужна экспертиза, результаты которой планируют получить до конца 2024 года.

Вообще, это обычная практика укрепления грунта и зданий при проведении таких масштабных подземных работ. Особенно для Москвы, где станции метро строят чаще. Достаточно вовремя принимать правильные решения и стабилизировать обстановку вблизи зданий, попадающих в зону влияния строительных работ, — заявил Андрей Левдиков.

Фото: Анна Синаревская / gipernn.ru

Почему пришлось отказаться от щитов?

Планировалось, что над строительством станций метро «Сенная» и «Площадь Свободы» будут работать три тоннелепроходческих комплекса — «Владимир» и еще два, которым тоже хотели придумать имена. В этому году последние были доставлены в Нижний Новгород и ожидали своего часа, но в ноябре выяснилось, что от них придется отказаться. Это связано с решением промышленной компании, которая предоставила иностранное оборудование ГК «Моспроект-3». Теперь подрядчик намерен искать новую технику.

Из-за проблем с оборудованием схему проходки тоннеля изменили, а вместо двух щитов закупают один за 213,8 млн рублей, который продолжит подземную дорогу от станции «Горьковской» до площади Свободы. Тоннелепроходческий комплекс необходимо доставить на стройплощадку у дома № 115 по улице Максима Горького. Минимальный срок аренды составляет полгода, максимальный — год, но возможна пролонгация договора. Победитель конкурса станет известен 21 ноября. При этом щит «Владимир» продолжит работу в соответствии планами, двигаясь от площади Сенной к площади Свободы.

Фото: Анастасия Малышева / gipernn.ru

Трудности проходки

Первые разговоры о том, что подрядчик не успевает за графиком, появились в конце 2023 года, однако тогда в ГУММиДе заявили, что отставание является некритичным. Как объяснили представители ГК «Моспроект-3», что сложности связаны с большим количеством неучтенных инженерных сетей, которые обнаружились в процессе работ, и необходимостью корректировать проектную документацию.

Строительство такого сооружения — не типовое, как в случае, например, со школой или детским садом. При строительстве метро всегда много индивидуальных моментов. У каждого подобного объекта свои особенности и сложности. Сама проходка у нас идет хорошо, но что касается коммуникаций — очень большой объем, постоянно приходится искать технические решения, — сообщил глава МКУ «ГУММиД» Андрей Левдиков.

Фото: Анастасия Малышева / gipernn.ru

Тем не менее были и другие события, которые могли повлиять на строительство. Так, например, в 2023 году в Арбитражный суд Москвы подали иск 15 компаний, которые требовали признать АО «Моспроект-3» банкротом, и две из них — нижегородские. Правда, поводом были другие проекты, по которым за подрядчиком числились многомиллионные долги, однако суд не признал генподрядчика несостоятельным и дал отсрочку по выплате задолженностей по причине того, что компания выполняет крупные госконтракты, а банкротство ставит их под угрозу.

Летом 2024 года стало известно, что в «Моспроекте-3» случились внезапные кадровые перестановки: Анна Меркулова, которая руководила организацией десять лет, покинула свое кресло, а на ее место пришел Константин Матвеев. Он заверил, что все крупные проекты компании будут реализованы.

Фото: Анастасия Малышева / gipernn.ru

О том, что темпы строительства нижегородского метро недостаточно высоки, говорилось прямо несколько раз. Так, в декабре 2023 года губернатор Глеб Никитин заявил, что исполнителю нужно ускориться: у руководства региона к нему есть вопросы и претензии. Незадолго до этого стройплощадки посетил вице-премьер Марат Хуснуллин, который тоже посоветовал «Моспроекту-3» работать активнее, чтобы обеспечить соблюдение сроков.

Последнее обсуждение этой темы состоялось в региональном Законодательном собрании в октябре. На нем глава ГУММиДа Андрей Левдиков заявил, что генподрядчику начислили штрафов на 300 млн рублей за отставание от графика и другие нарушения. Он возложил ответственность за возникшие сложности на бывшее руководство компании «Моспроект-3», которое допустило накопление проблем.

Фото: Анна Синаревская / gipernn.ru

Когда откроется объездная дорога?

Площадь Свободы была одной из ключевых точек в организации дорожного движения в нагорной части Нижнего Новгорода, и, конечно, ее закрытие вызвало большие сложности. Сейчас водители вынуждены объезжать стройплощадку метро по близлежащим улицам, создавая пробки и неудобства для местных жителей.

При этом больше года строители обещают, что еще чуть-чуть — и будет готова объездная дорога. Сначала ее планировали открыть 2023 году, а потом сроки все время сдвигались. Подрядчик сетовал на сложности с выносом коммуникаций, якобы неучтенные сети способствовали затягиванию процесса. Теперь открытие объезда ожидается до конца 2024 года.

Фото: Анна Синаревская / gipernn.ru

Строительство объездной дороги на площади Свободы началось в сентябре. Она соединит улицы Варварскую и Ванеева, для ее создания необходимо уложить около 1850 кубометров песка, почти 2000 кубов щебня и 1200 кубов асфальтобетона. В августе был также открыт сквозной проезд на Ошарской, который дает возможность выехать на улицы Белинского и Горького.

Когда начнут строить метро в Сормове?

С компанией «Моспроект-3» также заключен контракт под ключ на строительство станции метро «Сормовская». Она будет находиться примерно в полукилометре от центра Сормова, на улице Станционной. Там планируется сформировать полноценный транспортно-пересадочный узел, чтобы пассажиры могли пересесть на автобус или пригородную электричку. При строительстве используют принцип «сухие ноги» — благодаря крытым переходам нижегородцы и гости города будут защищены от капризов погоды. Работы оцениваются в 19,4 млрд рублей.

Место, где появится новая станция, расположено в промзоне. Для реализации проекта нужно будет снести 9 зданий и 740 гаражей, решить имущественные вопросы с правообладателями этой недвижимости. Подрядчик получил в качестве аванса 865 млн рублей, ведутся изыскательские работы. Все необходимые соглашения с ресурсоснабжающими организациями заключены.

Фото: Наталия Пылина / gipernn.ru

Как сообщил глава ГУММиДа Андрей Левдиков, работы должны стартовать в конце 2024 — начале 2025 года. В этот период планируется начать перекладку инженерных сетей и обустройство стройплощадок, которых будет три: первая — возле станции «Буревестник», вторая — на месте будущего нового станционного комплекса, третья — между ними, на месте будущей вентшахты. Завершить строительство станции метро «Сормовская» планируется в 2026 году.

Сроки поджимают

До предполагаемого запуска станций «Сенная» и «Площадь Свободы» остается чуть более года, до открытия станции «Сормовская» — около двух лет. Но что мы видим сегодня?

Тоннель в верхней части города пока не проложен и наполовину, а проходка от станции «Горьковская» еще даже не на старте.  Стройплощадка по улице Горького не первый месяц заморожена, есть вопросы по сохранности близлежащих зданий. Вынос сетей на площади Свободы пока не завершен, хотя уже на финальной стадии. Котлован для принятия тоннелепроходческого щита не готов. Что касается станции «Сормовская», работы непосредственно «на земле», возможно, начнутся в ближайшие месяцы.

Фото: Анна Синаревская / gipernn.ru

Реально ли выполнить оставшийся объем работ за столь короткий срок? Ведь нужно не только проложить тоннели, но и построить сами станции, платформы, вестибюли, павильоны, а также провести благоустройство прилегающей территории и ремонт дорог. Как показал опрос в Telegram-канале GIPERNN.RU, нижегородцы не верят, что заявленные сроки будут соблюдены. Почти 80% респондентов прогнозируют, что открытие станций перенесут на более позднее время, и лишь чуть более 10% считают, что это произойдет через год.

Впрочем, к ожиданию нам не привыкать, особенно когда речь идет о крупных проектах. И часто отчаянные попытки уложиться в график бьют по качеству исполнения, как это было, например, со станцией «Стрелка». Тем не менее, пока официальных заявлений о переносе сроков не звучало, надежда на то, что новое метро откроет двери уже совсем скоро, все еще есть.

Квартиры комфорт-класса у станции Варя