В Нижнем Новгороде появится канатная дорога через Оку. Подвесная переправа свяжет проспект Гагарина и Заречный бульвар: предполагается, что это поможет разгрузить увязшие в пробках магистрали и позволит нижегородцам буквально за несколько минут добраться из верхней части города в нижнюю. Проектированием и строительством займется ГК «Урбантех» в рамках 25-летней концессии. Объем частный инвестиций в проект составит 4,6 млрд рублей, а прокатиться по новой канатной дороге можно будет уже в 2025 году.
Однако не все горожане рады таким планам: они утверждают, что строительство затронет охраняемые природные зоны и будет угрожать безопасности домов, а сам объект станет лишь аттракционом для туристов. Насколько оправданы эти опасения? Поможет ли канатная дорога, предусмотренная новой транспортной реформой, упростить поездки по городу? Где расположатся станции и в какую сумму обойдется проезд? Гипермаркет недвижимости GIPERNN.RU собрал всю имеющуюся информацию о новом амбициозном проекте.
Особенности маршрута
Пока канатная дорога через Оку находится на стадии проектирования, можно говорить лишь о предварительных характеристиках объекта. Проект предусматривает строительство трех станций для посадки и высадки пассажиров. В верхней части города появится остановка «Проспект Гагарина»: ее построят на месте автозаправки возле МФК «Океанис». В нижней части планируются две станции — «Тихая гавань», поблизости от дома № 48 по улице Баумана, и «Заречная», на одноименном бульваре возле кинотеатра «Россия».
По маршруту протяженностью 3 340 метров станут курсировать 60 комфортабельных кабин с подогревом. Каждая из них вместит до восьми пассажиров. Скорость движения будет достигать 5 м/с, что позволит добраться от Приокского до Ленинского района примерно за 15 минут. Планируется, что канатная дорога будет работать ежедневно с 6:45 до 22:00. Пропускная способность в сутки оценивается в 10 тысяч человек, пассажиропоток в год составит 3,6 млн.
В черте города маршрут канатной дороги пройдет вдоль Заречного бульвара, где предусмотрена установка опор высотой 30 метров. Таким образом будут снижены риски для жителей близлежащих домов и исключена вырубка деревьев, — отметили представители ГК «Урбантех».
Станции будут представлять собой закрытые павильоны с отоплением и кондиционерами. Архитектурный облик объектов приближен к стилю хай-тек, рассказал руководитель проекта «Урбантех» Алексей Иванищев на апрельском заседании Архсовета. Основные материалы, которые предполагается использовать при строительстве, — металл, стекло, пластик и бетон. На первых этажах каждой из трех станций расположатся вестибюли, кассы, туалеты, комнаты матери и ребенка, помещения для службы безопасности и другого персонала, а также технические зоны.
Вторые-третьи ярусы займут перроны, операторские и торговые точки. Дополнительно в здании на проспекте Гагарина запроектируют гараж для хранения и ремонта гондол, а на Заречном бульваре — склад для инвентаря. Особое внимание уделят маломобильным гражданам и родителям с детскими колясками: для них на каждой станции установят лифты, эскалаторы, туалеты, комнаты матери и ребенка.
Считаем, что представленные концепции станций на фоне существующих сооружений будут смотреться очень органично и дополнительно внесут инновационные штрихи в городскую среду, — отметил Алексей Иванищев.
Стоимость проезда
Расчетные тарифы на пользование канатной дорогой опубликованы в тексте концессионного соглашения между правительством Нижегородской области и ГК «Урбантех». Согласно документации, после ввода переправы в эксплуатацию в 2025 году проезд будет стоить 200 рублей. В дальнейшем цену предлагается постепенно увеличивать: в 2026-м — до 220 рублей, в 2027-м — до 240 рублей, в 2029-м — до 260 рублей, в 2032-м — до 280 рублей. К концу действия концессионного соглашения в 2047 году билет подорожает до 300 рублей.
Однако планировать бюджет с учетом указанных цен на проезд еще рано. Как поянил GIPERNN.RU директор по связям с общественностью ГК «Урбантех» Константин Агуреев, подобный расчет экономической модели — это обязательное требование к любому концессионному соглашению. Однако на практике устанавливать тарифы за пользование канаткой будет областное правительство. Значит, указанные цифры — формальные и условные.
К примеру, регион может ввести проездные или льготы и компенсировать концессионеру недополученные доходы за счет собственных средств. Предполагается, что к расчету стоимости проезда кабмин приступит после того, как Главгосэкспертиза одобрит проект подвесной переправы: решение ожидается в конце 2023 — начале 2024 года.
Проезд на борской канатной дороге сейчас стоит 100 рублей. А наша по комфорту и удобству будет превосходить ее в разы. Поэтому предполагается, что более высокий тариф на новой канатке будет оправдан, — добавил Константин Агуреев.
Вопрос о тарифах поднимался в социологическом исследовании, проведенным Институтом политической психологии. По результатам опроса нижегородцы, положительно относящиеся к проекту, указали среднюю желаемую стоимость поездки в 87 рублей. Нейтрально настроенные считают, что оптимальная цена — 72 рубля. А вот те, кто не поддерживает возведение подвесной переправы, готовы отдавать за проезд по канатной дороге примерно 53 рубля.
Часть транспортной системы
Новая канатка через Оку должна стать важным элементом реформы общественного транспорта Нижегородской агломерации. Сегодня путь от Заречного бульвара до парка «Швейцария» никак нельзя назвать близким. К примеру, на машине или автобусе в часы пик придется постоять в пробках на Молитовском мосту, отмечают в ГК «Урбантех». Альтернативный способ — трамвай, но в этом случае дорога займет около 40 минут. Также с проспекта Ленина в верхнюю часть города можно добраться на метро. Однако чтобы попасть в парк, нужно сделать пересадку.
Предполагается, что после ввода канатной дороги в эксплуатацию время в пути между проспектами Ленина и Гагарина сократится как минимум на 30 минут в будние дни. К тому же подвесная переправа снизит нагрузку на дорожную сеть и автостоянки — равномерное распределение пассажиропотока уменьшит пробки и сделает поездки по городу на любом транспорте более комфортными, уверены в ГК «Урбантех». В будущем станция «Тихая гавань» на улице Баумана образует единую транспортно-логистическую сеть с перспективным дублером проспекта Ленина, что также положительно скажется на скорости перемещений.
Новая канатная через Оку позволит не только связать две части города, но и повысит доступность этих территорий для четверти населения Нижнего Новгорода. При этом будет минимальным ее влияние на места отдыха горожан, так как канатные дороги признаны самым экологичным и бесшумным транспортом во всем мире, — добавили представители концессионера.
Отношение горожан к проекту
По данным опроса, организованного Общественной палатой, строительство новой канатной дороги через Оку поддерживают 68% нижегородцев. Исследование проводили с 1 по 11 мая 2023 года: за это время в нем поучаствовали 900 человек. Против проекта выступил 21% респондентов, нейтрально к нему отнеслись 9% человек. Оставшиеся 2% опрошенных затруднились дать ответ. В верхней части города строительство поддерживают 77% человек, в нижней — 62%.
Также у горожан поинтересовались о целях использования канатки: в этом случае можно было выбрать несколько вариантов ответа. В результате почти 60% опрошенных ответили, что переправа позволит быстро попасть в благоустроенный парк «Швейцария». Около 56% человек назвали канатную дорогу новым туристическим объектом, примерно 55% отметили возможность оперативно добраться до транспортного узла на проспекте Гагарина. Аттракционом для нижегородцев планируемый объект посчитали 44,4% респондентов.
Еще один вопрос касался случаев, когда канатка будет наиболее востребованной. 58,4% человек ответили, что она позволит избежать пробок в часы пик, 52,2% посчитали ее подходящей для семейных прогулок. За вариант «альтернатива такси при поездках в зону отдыха» проголосовали 40,2% опрошенных, за «быстрое и комфортное посещение зон отдыха» — 38,5%.
Тем не менее часть нижегородцев не согласна с такими результатами. Авторы Telegram-канала «Ленинский live» называют исследование «откровенно манипулятивным». Они обратили внимание, что у горожан поинтересовались о преимуществах канатных дорог как вида городского транспорта, но, к примеру, не спросили о недостатках. Также участникам соцопроса предложили ответить, в каких случаях подвесная переправа будет востребована, не узнав, будет ли она, по их мнению, востребована в принципе. В результате исследование фактически не дает шансов оценить планируемый проект в негативном ключе.
Подобные ненаучные опросы используются властями для манипуляции общественным мнением: так создается ложное впечатление о том, что определенное мнение является более распространенным, чем на самом деле. Кто-то очень хочет построить не очень нужную канатную дорогу, — объясняет «Ленинский live».
Что не так с новой канатной дорогой?
Больше о предполагаемых недостатках проекта горожане пишут в тематической группе «Против строительства канатной дороги по бульвару Заречный» в Telegram. В своих постах активисты отмечают, что опоры будущей переправы планируется возвести вблизи подземного коллектора реки Ржавки. Из-за аварийного состояния инженерного объекта в этом месте периодически случаются провалы грунта. По мнению нижегородцев, обустройство здесь канатки может создать угрозу для фундаментов близлежащих домов.
Эмоциональный отклик вызвала и предполагаемая цена за проезд на подвесных вагончиках. Часть жителей посчитала, что указанный в тексте концесси тариф в 200 рублей — завышенный. Они напомнили, что проезд на других видах общественного транспорта обойдется на 165–170 рублей дешевле, что позволит сэкономить на проезде даже в случае нескольких пересадок. А если на канатке решит прокатиться компания или семья, за поездку придется отдать круглую сумму: экономнее выйдет даже такси.
Если правительство установит цену билета ниже 200 рублей или пассажиров будет недостаточно, то покрывать убытки и недополученные доходы инвестору станет областной бюджет. Региону больше не на что деньги потратить? — пишут горожане.
Пользователи Сети отмечают, что маршрут канатной дороги должен пройти аккурат по Заречному бульвару, имеющему статус озелененной территории общего пользования (ОТОП). Согласно региональному законодательству, в таких местах запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие и препятствующая осуществлению функций экологического и рекреационного назначения, в том числе строительство зданий и сооружений. К тому же площадь ОТОП не подлежит уменьшению.
В ответ на недовольства горожан в ГК «УрбанТех» отметили, что канатная дорога ни в коем случае не может угрожать безопасности горожан и туристов: этот вид транспорта разрабатывается в соответствии с положениями НИП, ГОСТ и другими нормами. Мнения нижегородцев компания-концессионер пообещала учесть. Для этого предусмотрено обсуждение проекта с жителями соседних домов: о дате и времени мероприятия сообщат дополнительно. Также обратиться со своим вопросом можно на электронную почту «УрбанТеха»: info@urbantechgroup.ru.
Не рассчитывая на успех диалога с концессионером, инициативная группа нижегородцев обратилась за защитой своих интересов к председателю следственного комитета РФ Александру Бастрыкину. Тот отреагировал на призыв граждан и поручил руководителю СУ СК по региону Айрату Ахметшину провести проверку и доложить о ее результатах. Исполнение поручения поставлено на контроль в центральном аппарате ведомства.
Ситуацию также прокомментировал эколог и глава центра «Дронт» Асхат Каюмов. Он подтвердил, что, судя по предварительным эскизам, планируемая трасса может нарушить действующее законодательство. Однако, по мнению эксперта, горожанам стоит обратиться не в следственный комитет, а в прокуратуру.
Мне очень нравится позиция ГК «УрбанТех», которые сказали, что учтут мнения жителей при проектировании. Но завтра этот пиарщик уйдет, а новый скажет совсем другое. Поэтому сейчас правильнее сработать прокурорским органам и выдать компании официальное предостережение о недопустимости нарушения требований законодательства. Пока проект в разработке и большие деньги еще не потрачены, нужно учесть ограничивающие требования закона и увести канатную дорогу с ОТОП, — отметил Асхат Каюмов.
Удастся ли нижегородцам отстоять свои интересы и скорректировать маршрут, станет известно в ближайшее время: по планам ГК «УрбанТех», общественные слушания по проекту планировки и межевания территории пройдут этим летом. Само строительство планируется начать в феврале 2024 года — после того, как документация получит положительное заключение Главгосэкспертизы.
Идея запуска канатной дороги через Оку оставляет двоякие впечатления. С одной стороны, подвесная переправа действительно может разгрузить автобусы и маршрутки, сделав путь между Ленинским и Приокским районами более быстрым и комфортным. С другой, если стоимость проезда будет кратно превышать ценник на другие виды транспорта, рассчитывать на ажиотажный спрос не придется. А проблему пробок вполне способен решить еще один мост через Оку, который станет частью будущего дублера проспекта Гагарина. Вопрос лишь в том, какой из проектов окажется более реальным.
Комментарии