Долгие прогулки летними вечерами, ветерок с Волги, вечерние огни, прекрасные виды — Нижне-Волжскую набережную действительно есть, за что любить. Кажется, жизнь здесь не прекращается никогда. В любое время вдоль реки гуляют — пары, семьи, дети, шумные компании и те, кто хочет просто побыть наедине с самим собой. И все же, несмотря на определенную популярность, мало кому знакома история этого места. О том, как появилась излюбленная Нижне-Волжская и куда подевалась Нижне-Окская — в материале GiperNN.


Возможность проехать вдоль Волги на транспорте появилась лишь после 1838 года.

Фото: Максим Дмитриев. Источник: nizhnyfoto.ru

Что было изначально?

Благоустройство Нижне-Волжской набережной завершилось не так давно — всего чуть больше полутора веков назад. Для города с такой историей это действительно не очень долгий срок. Работы по капитальному переустройству Нижне-Волжской начали вести в 1836 году под руководством инженер-капитана Дмитриева. Набережная была обложена булыжным камнем, и лишь после 1838 года по улице можно было проехать на транспорте. До этого — только пешком.

Селезнев Федор, профессор, д.и.н., заведующий Центром краеведческих исследований ИМОМИ ННГУ им. Н. И. Лобачевского:

В старину город жил рекой. Здесь находились причалы. В конце XIX — начале ХХ вв., например, тут были пристани пароходных обществ «Кавказ и Меркурий», «Самолет», братьев Каменских. Отделка современной Нижневолжской набережной была завершена в 1838 году, в рамках больших работ по благоустройству города, начатых по личным указаниям Николая I.

Постройки вдоль Волги были и раньше, конечно. Но в этом месте располагался Нижний базар, деревянные постройки — дворы, лавки, амбары. Многие из них сгорели во время пожаров. Застройка Рождественской улицы была разрозненной, не было упорядоченной линии дворов. Так как рядом был порт, в основном здесь располагались торговые точки и склады.

Именно в XIX столетии облик набережной поменялся совершенно: разрешено было строить только кирпичные дома, в центре Нижнего базара была разбита Софроновская площадь. Но, конечно, даже тогда Нижне-Волжская не могла считаться местом для выходных прогулок. Для того, чтобы обустроить набережную, потребовалось много времени. Собственно, и сейчас ее не закончили приводить в порядок. Всем известный синий забор убрали только этим летом, а впереди — еще несколько лет работ по претворению проектов набережной в жизнь.

 

Сейчас на этом месте находится площадь им. Маркина.

Фото: Максим Дмитриев. Источник: nizhnyfoto.ru

Что такое Нижне-Окская набережная?

Где же тогда гуляли нижегородцы, если не вдоль Волги? Конечно, они гуляли вдоль Оки. Кстати, до конца XIX в. считалось, что берег Оки идет до красных казарм. После было решено считать, что до Канавинского моста течет ока, а после моста — Волга. В советский период набережная Оки получила название Черниговской улицы.

Селезнев Федор, профессор, д.и.н., заведующий Центром краеведческих исследований ИМОМИ ННГУ им. Н. И. Лобачевского:

Начнем с того, что Черниговская улица — это часть Благовещенской слободы, одной из древнейших частей города. Она нуждается в серьезном археологическом исследовании. Современная застройка Черниговской улицы — ценнейший исторический ансамбль эпохи классицизма.

 

Вид на нагорную часть со Стрелки.

Фото: Максим Дмитриев. Источник: pro-nn.org

Благовещенская слобода — это достопримечательное место исторической территории «Старый Нижний Новгород». Освоение этой части города связано с появлением Благовещенского монастыря. Все здания изначально выстраивались по линии вдоль берега, потому что дальше — высокие холмы с глубокими оврагами.

Застраиваться каменными домами набережная началась после изменений генерального плана города в 1839 году. Тогда на Благовещенской набережной и сформировалась единая линия застройки. А после пожара 1855 года, который унес большинство деревянных домов, в основном стали возводить только двух- или трехэтажные каменные дома. Жители Благовещенской слободы были, в основном, людьми зажиточными, поэтому архитектура зданий действительно величественна.

 

Вид на Благовещенскую набережную.

Источник: pro-nn.org

К концу XIX века слобода уже выполняет иную роль — роль промышленных складов. Это объясняется близостью Макарьевской ярмарки. Хранить товар там стало удобно и из-за расположения подъездных путей: на Нижне-Окской раньше действовал Ромодановский вокзал. Поэтому на набережной появляются склады, амбары и другие хозяйственные сооружения.

В советские годы Благовещенскую слободу ждал быстрый упадок: вокзал закрыли, а в результате расширения транспортной развязки у моста были снесены здания по бывшей Нижне-Благовещенской площади и в начале улицы Черниговской, часовня и бывшая электростанция. Благовещенская слобода стала периферийным участком города, она утратила свое значение — как культурное, так и торгово-промышленное.

И сегодня тех, кто совершает променад по Черниговской улице, становится все меньше, а вид набережной оставляет желать лучшего. Но ведь это действительно значимое для истории города место. И оно, конечно, нуждается в реконструкции.

Селезнев Федор, профессор, д.и.н., заведующий Центром краеведческих исследований ИМОМИ ННГУ им. Н. И. Лобачевского:

Разумеется, нужно заниматься благоустройством Нижне-Окской набережной. Этот уголок старого Нижнего может стать одной из туристических достопримечательностей города. Здания там строили такие выдающиеся архитекторы, как И. Е. Ефимов, Г. И. Кизеветтер, А. Л. Леер. Я бы особо отметил усадьбу Щукиных — Ненюкова, дом Вяхирева. Мельница Дегтярева — ценный памятник промышленной архитектуры.

Какой будет набережная в ближайшем будущем?

Глава Нижнего Новгорода Елизавета Солонченко рассказала в интервью «В городе N», что хотела бы войти в историю как мэр, устроивший самую длинную набережную в России. Сейчас протяженность Нижневолжской составляет, если верить Яндекс. Картам, около 3 км. А набережная в Геленджике считается самой протяженной в России — 8,8 км.

Благоустройство от Гребного канала и до завода «Нител», как хочет мэр, может занять около 10 км. Получается, необходимо благоустройство семи дополнительных километров. Внушительные размеры! И мечтать, конечно, хорошо, но что мы имеем в действительности?

В действительности синий забор на набережной убрали только в июне. Но зато уже начались работы по дальнейшему благоустройству пространства. На Нижне-Волжской будут работать в два этапа. Первый должны завершить к 1 мая 2018 года.

 

Проект набережной, территория около речного вокзала.

Источник: archi.ru

По проекту на набережной должны появиться велосипедные дорожки, лестницы, пандусы и смотровые площадки — к маю 2018 года. Позже планируется возвести концертную площадку в виде амфитеатра и еще одну площадку у Канавинского моста. Также на Нижне-Волжской появится фонтан.

Кроме того, современная набережная обещает стать намного комфортней. Появятся новые парковки, дополнительные скамейки и даже уборные — редкость для городских пространств Нижнего.

 

Проект Нижне-Волжской набережной, вид на Стрелку.

Источник: archi.ru

 

Проект Нижне-Волжской набережной, общий вид после двух этапов реконструкции.

Источник: archi.ru

Всего проект охватывает 1,2 км общей длины набережной — примерно от Зеленского съезда и до Канавинского моста. Именно в этой зоне ожидаются самые большие изменения. Реконструкция же будет проведена на участке от Георгиевского съезда по направлению к Канавинскому мосту. Соответственно, велосипедные маршруты и прогулочные дорожки будут проложены на всем участке — от Георгиевского съезда до Канавинского моста.

Интересно, что ситуационный план, разработанный ПТМА Тимофеева С.А. (генпроектирование ООО «АСМ-Поволжье»), охватывает и территорию от Канавинского моста дальше по Оке до метромоста. Пока что она обозначена как зона перспективного развития набережной.

 

Ситуационный план.

Источник: archi.ru

Получается, после завершения двух этапов благоустройства и претворения проекта в жизнь, Нижний Новгород получит около трех километров для комфортных прогулок по берегу Волги. А если в перспективе развитие набережной все же дойдет и до метромоста — уже четыре километра единого пешеходного пространства развлечений и отдыха.

Есть надежда, что планы все же осуществятся, и после метромоста власти постепенно дойдут и до «Нитела». Как видно, у Нижнего Новгорода и его прекрасных рек — Оки и Волги — есть все шансы на то, чтобы речная набережная стала длиннее, красивее и современней, чем морская набережная в Геленджике.

Анастасия Еремина