Будущее строительство Восточного обхода Нижнего Новгорода обрастает новыми противоречиями. Дорога возьмет начало в Подновье, пройдет через кишащие «краснокнижниками» Артемовские луга и, проследовав через жилую застройку, выйдет к кстовской трассе. Утвержденный проект планировки не предполагает сноса домов, однако нижегородцы уверены: негативного влияния не избежать. Строительство эстакады предусмотрено в районе улиц Котовского, Коминтерна и Столбищенской. Она может пройти в нескольких метрах от частного массива — практически над головами собственников.
Земельный участок одной из жительниц Кстова Светланы Елькиной находится ближе других к будущей эстакаде. Как семья женщины борется за свое право на благоприятные условия жизни и какой выход из ситуации они предлагают властям, выяснял корреспондент Гипермаркета недвижимости GIPERNN.RU.
Где может пройти эстакада?
Просторный участок в 30 соток на улице Столбищенской утопает в цветах и зелени. Эту землю Светлана и ее супруг купили в 2008 году, а к обустройству роскошных владений приступили спустя четыре года. Дизайн разработан по мотивам сказок Александра Пушкина. Здесь нашлось место для печи в виде огнедышащего дракона, ученого кота и даже настоящей избушки на курьих ножках. Хозяйка отмечает, что тихий озелененный уголок часто привлекает птиц из Артемовских лугов.
Например, сюда прилетают свиристели. Они очень любят кушать рябину, я ее посадила тут только ради них. И других птиц здесь очень много, — рассказывает нам Светлана.
В трех метрах от дома по границе земельного участка располагается пруд. Заболоченный водоем выглядит колоритно и немного таинственно — он тоже словно вышел из сказки. Именно над этим прудом, согласно наработкам ООО «Терпланпроект», должна пройти эстакада Восточного обхода. Общая протяженность сооружения может составить 1492 метра. Его появление проектировщики обуславливают большим перепадом высот в районе Кстова и необходимостью приведения уклонов новой магистрали к нормативному значению. Также эстакада позволит сохранить движение транспорта по улицам Столбищенской, Коминтерна и Котовского без строительства примыкающих путей.
Отводить поверхностные стоки предполагается по поверхности проезжей части с уклоном вниз, и далее — в планируемую водоотводную канаву. В местах пересечения с оврагами возможны два сценария: строительство водопропускных труб либо отсыпка низменностей с дальнейшим возведением канавы. В конечном итоге стоки будут сбрасываться в реку Рахму.
В зависимости от класса и (или) категории автомобильных дорог с учетом перспектив их развития ширина каждой придорожной полосы установлена в размере семидесяти пяти метров — для автомобильных дорог первой категории, — также следует из документа.
Впервые о таких планах местным жителям рассказали осенью 2020 года. Однако из-за пандемии коронавируса и недостаточного оповещения информация не ушла в массы: на слушаниях присутствовали всего 11 человек. В результате сама Светлана узнала о будущем строительстве только в январе 2021 года.
Оповещение о слушаниях разместили в платном номере газеты «Маяк» и на сайте администрации. Но разве местные жители заходят на сайт ежедневно? Конечно, после мы написали в прокуратуру, но там нам красиво ответили, что мэрия все сделала законно, — посетовала женщина.
В документах Светлана увидела, что границы планировки проходят аккурат вдоль ее участка. Причем на уровне бани дорога делает странный изгиб: сложно представить, что в реальности эстакада действительно проследует именно таким образом и не затронет ни одно строение на частной территории. Осознав, что быт, который она кропотливо создавала годами, может быть разрушен, женщина начала активно отстаивать свои права: обращалась в кстовскую администрацию, нижегородские Минград и Минтранс. Однако в ответ получала лишь отписки или общие фразы, утверждает она.
Чертков (глава кстовского МСУ — прим. ред.) сказал, что нас сносить не будут. На это я поинтересовалась, как же нам жить в таких условиях. Он ответил: «В Афонино же как-то живут люди». Но там до дороги хотя бы 20 метров, а у нас и того нет. […] Федеральный закон говорит, что в Артемовских лугах санзона должна достигать 150 метров, а в населенном пункте она и вовсе может равняться нулю, — объясняет Светлана.
Предполагаемый вред строительства
Пагубное воздействие на плотную застройку по улице Столбищенской может начаться еще на этапе возведения эстакады. Нетрудно предположить, что здесь в большом количестве появится габаритная спецтехника, которая быстро превратит частный массив в настоящую промзону. Каким будет быт нижегородцев, живущих рядом с обустраивающимися опорами мостового сооружения, представить сложно.
Подобные планы нарушают конституционное право собственников на благоприятную окружающую среду, уверена градозащитница Мария Попова. Во-первых, местные жители пострадают от дорожных шумов: едва ли их поглотят обещанные властями защитные экраны. Во-вторых, соседство с магистралью приведет к загрязнению атмосферы и почвы.
Здесь живет много пенсионеров, у которых свои огороды. Как на них можно будет что-то выращивать в таких условиях? — удивляется Светлана.
Не стоит забывать и о том, что на оживленной трассе могут произойти аварии. Если одна из проезжающих машин вылетит за ограждения, опасность будет грозить и самим жителям, и их имуществу. К тому же постоянный страх за себя и близких может привести к развитию психологических проблем.
То есть люди оказываются в абсолютно незащищенной ситуации. Сегодня у них здесь дом и участок, а завтра тут пройдет трасса, и никуда деться от нее будет нельзя. Жизнь будет практически на дороге. Чтобы представить себе, как здесь будут жить люди, нужно прийти на Московский вокзал к метромосту и встать под эстакаду: в таких условиях не выдержать и получаса, — объясняет Мария Попова.
Планируемое строительство Восточного обхода на этой территории Минград объясняет необходимостью разгрузки подъезда к Нижнем Новгороду от М-7. Сейчас дорога используется автомобилями с казанского направления: по ней передвигаются и транзитный транспорт, и жители Кстовского района, и владельцы активно развивающейся пригородной застройки. Все это приводит к перегрузке трассы и последующим заторам, для объезда которых используют проезды частного сектора, в том числе трассу Афонино — Никульское.
Действительно, в такой ситуации жить очень некомфортно. Но власти хотят сделать хорошо одним в ущерб другим. Разгрузить дорогу там, а здесь поставить ее людям «на головы», — прокомментировала Мария Попова.
Еще одним недостатком предложенной трассировки экологи называют пагубное воздействие на Артемовские луга. Четырехполосная магистраль может уничтожить места обитания десятков видов краснокнижных птиц, а также существенно сократить биоразнообразие флоры в регионе. По словам Марии Поповой, вызывает вопросы и влияние Восточного обхода на транспортную ситуацию в Нижнем Новгороде. Вместо того, чтобы направить потоки большегрузных машин подальше от города, дорога может увести их в самый центр — на Нижне-Волжскую набережную.
Как спасти ситуацию?
Решение этих проблем инициативная группа местных жителей видит в переносе трассы ближе к селу Работки. В альтернативном варианте, предложенном «Мастерской генпланов», дорога должна пересечь Волгу и выйти к перспективной дорожной сети Борского городского округа. Изначально рассказать нижегородцам о проблемах действующего проекта и представить новое решение планировалось в ходе народных слушаний. Мероприятие намечалось во Дворце культуры Нефтехимиков в Кстове 23 июня. Однако накануне комитет защиты Волжской поймы сообщил, что собрание сорвалось.
После давления со стороны районных чиновников администрация ДК отказала инициативной группе жителей в предоставлении площадки (ранее была договоренность о том, что мероприятие состоится), — утверждают представители организации.
Безусловно, необходимость Восточного обхода Нижнего Новгорода не ставится под сомнение. Однако пока путь к достижению больших целей требует слишком серьезных жертв: это и благополучие жителей Кстова, и вероятный вред редкой флоре и фауне Артемовских лугов, и сомнительная разгрузка городской транспортной сети. Так может, все-таки стоит принять во внимание мнение протестующих?
Комментарии