Где расположатся новые входы в подземку, какие дома попадут под снос и на каком этапе сейчас находятся работы по продлению Автозаводской ветки? Ответы на эти и другие интересующие вопросы специально для своих читателей подготовил Гипермаркет недвижимости GIPERNN.RU.

Фото: Наталия Пылина

В Нижнем Новгороде возобновились долгожданные работы по продлению метро. Новые станции в городе не открывались с 2018 года: последней стала «Стрелка», заработавшая к чемпионату мира по футболу. На этот раз их будет четыре. К концу 2025 года Автозаводскую ветку в нагорной части города продолжат станции «Площадь Свободы» и «Сенная», а годом позже на Сормовско-Мещерской линии откроются «Варя» и «Сормовская». Ожидается, что новое строительство не только разгрузит напряженные транспортные узлы в районе Сенной площади и центра Сормова и сократит время в пути на общественном транспорте, но и станет мощным импульсом к развитию этих территорий.

Начать работы общей стоимостью более 55 млрд рублей было бы невозможно без федеральной поддержки. Деньги на строительство подземки поступят в виде инфраструктурных бюджетных кредитов (ИБК): Нижегородская область стала одним из пилотных регионов, реализующих новый механизм. К настоящему моменту на продление метро от площади Горького до площади Сенной получено в виде льготных займов около 1,7 млрд рублей и согласовано выделение еще 1,3 миллиарда. Всего на развитие подземки в нагорной части Нижнего Новгорода в течение трех лет планируется направить 35,5 миллиарда. И около 19,6 млрд рублей ИБК ожидается получить до конца 2026 года на продление метро от «Буревестника» к центру Сормова.

Где именно расположатся новые станции и выходы из них, какие дома пострадают из-за строительства и на каком этапе сейчас находятся работы по продлению метро? Ответы на эти и другие интересующие вопросы специально для своих читателей подготовил Гипермаркет недвижимости GIPERNN.RU.

«Площадь Свободы» и «Сенная»

Трассировка и схема выходов

Развитием Автозаводской ветки в нагорной части Нижнего Новгорода занимается АО «Моспроект-3» по заказу МКУ «ГУММиД». Контракт под ключ стоимостью 35,5 млрд рублей включает разработку проекта и возведение двух новых станций — эти задачи будут решаться параллельно. Под строительство отведены четыре площадки: на улице Горького, площади Свободы, рядом с гостиницей Hampton на пересечении с Ковалихинской и в районе Сенной площади.

Детально фронт работ определила документация по планировке и межеванию территории, утвержденная приказом регионального Минграда в июне 2022 года. Подрядчику предстоит построить перегонные тоннели, разместить объекты для инженерно-технического обслуживания метро и сооружений гражданской обороны. Также потребуется реконструкция участков дорог по улицам Горького, Большая Печерская, Родионова и площади Свободы. Все мероприятия будут сопряжены с переустройством инженерных коммуникаций. Общая протяженность новой линии в двухпутном исчислении составит около 3,15 километра.

Источник: Gipernn.ru на основе ППМ

Станционные комплексы «Площадь Свободы» и «Сенная» разместят в открытых котлованах. Каждый будет оснащен двумя подземными вестибюлями с техническими помещениями, вентиляционными киосками, входными павильонами и подземными переходами. Станция на Свободе расположится вдоль улицы Горького от пересечения с Ошарской. Через вестибюль № 1 можно будет выйти к жилой и общественной застройке на улицах Горького и Ошарской, к парку Кулибина, ТЮЗу, стадиону «Водник», а также к остановкам общественного транспорта. Вестибюль № 2 обеспечит выход к улицам Горького, Ванеева, Варварской, Семашко, площади Свободы, скверу 1905 года, оперному театру и остановочным пунктам.

Котлован на площади Сенной разработают параллельно Большой Печерской и Родионова, в районе пересечения с улицами Сеченова, Ковровской и Печерским съездом. По словам мэра города Юрия Шалабаева, из-за тупикового комплекса он будет наиболее длинным — порядка 800 метров. Вестибюль № 1 выведет пассажиров к жилой и общественной застройке на улицах Большая Печерская, Сеченова, Максима Горького и Минина, к площади Сенной, Парку Победы и транспортно-пересадочному узлу. Через вестибюль № 2 можно будет пройти к улицам Большая Печерская, Ковровской, Родионова, заводу имени Петровского, а также остановкам общественного транспорта.

Источник: Gipernn.ru на основе ППМ

 

Что происходит на стройплощадках?

Улица Горького. Первые строительные заборы появились на улице Горького в конце марта. Проезжую часть на участке от спуска в подземку № 3 до дома № 115 сузили, но проезд остался доступным для автомобилей. За заборами также оказались один пешеходный переход и остановка «Диагностический центр» возле отеля Ibis. Из-за этого на новое место перенесли остановки двух троллейбусов: № 31 теперь заканчивает свой путь у памятника Алексею Пешкову, а № 9 — у кремля.

Перекрыта и часть улицы Студеной: движение ограничено от дома № 32 до пересечения с улицей Максима Горького. Чтобы нижегородцы могли подъезжать к домам, введено двусторонее движение по Студеной от дома № 32 до улицы Славянской. С 25 августа вводится двусторонее движение по улице Студеной от Белинского до Славянской. На участке также будут запрещены остановка и стоянка транспортных средств.

Сейчас на площадку в районе Горького завозят необходимую технику и трубы для отвода подземных вод, также ведется расчистка дороги. Обойти работы можно вдоль стен гостиницы и далее — по коридору между заборами. 

Площадь Свободы. В дальнейшем стройку развернут и на площади Свободы. Параллельно дому № 3 и Максима Горького, 147а уже выставлены первые заборы, однако работы за ними пока не ведутся. Затем планируется перекрыть все полосы улицы Горького на участке от Ошарской до Свободы. Также на самой площади прекратится круговое движение. В связи с этим изменятся пути следования семи автобусов: А-1, А-40, А-41, А-58, А-64, А-68 и А-16, — а также четырех маршрутных такси: Т-57, Т-34, Т-74 и Т-97.

В предпроектных разработках движение в районе площади Свободы предполагается организовать следующим образом: со стороны сквера будет две полосы, одна — в сторону площади Минина, одна — обратно, — рассказали GIPERNN.RU в МКУ «ГУММиД».

Площадь Сенная. Подготовка к строительству уже началась в районе площади Сенной. По данным ГУММиДа, там стартовал снос гаражей. Ограждения выставили от здания бывшей автостанции до Большой Печерской, 60. Возле автовокзала наш корреспондент не наблюдал каких-либо активных работ: там просто складированы материалы. А вот между домами № 60 и 66 ведется вынос коммуникаций из зоны строительства, рассказал нам один из рабочих.

Пока движение автомобилей и пешеходов по Большой Печерской не ограничено. Правда, на стоянку некоторые пригородные автобусы теперь уходят ближе к зданию Milo Concert Hall: далее временную стоянку организуют на Усилова. К сносу старой автостанции и строительным работам на этом участке приступят ориентировочно в сентябре. Новый транспортно-пересадочный узел для автобусов, которые останавливались на Сенной, могут построить в Верхних Печерах — на пересечении улиц Богдановича и Казанского шоссе.

Какие здания пойдут под снос?

Перечень объектов, подлежащих демонтажу, насчитывает свыше 40 домов, нежилых зданий и коммунальных объектов, а также 85 гаражей на территории кооператива «Автолюбитель». Большая часть сооружений расположена в районе Сенной. Земельные участки в зоне строительства новых станций метро будут изъяты, а собственники получат компенсации. Из областного бюджета на эти цели направят более 500 млн рублей. Возмещения включат рыночную стоимость изымаемых помещений, цену общего имущества МКД (в том числе земли под домом), а также убытки, причиненные собственнику.

Другое жилое помещение взамен изымаемого жилого помещения может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение, — добавили в мэрии.

Нижний НовгородЯндекс Карты — транспорт, навигация, поиск мест

Отметим, что в список под снос вошли исторические дома № 66 и 68 на Большой Печерской. Они не имеют статуса памятников архитектуры, но располагаются в границах объекта культурного наследия регионального значения «Дом М. Е. Башкирова» и являются ценными градоформирующими объектами. Перед сносом предстоит выполнить обмерные чертежи и фотофиксацию, которые обеспечат возможность последующего компенсационного строительства, уточнили GIPERNN.RU в региональном управлении госохраны ОКН. Сам Дом Башкирова, как и расположенный неподалеку горевший Дом Чардымова, не попадают в границы стройплощадки.

Также общественный резонанс вызвал демонтаж зданий № 82 и 84а на Большой Печерской. В первом располагается филиал «Шаурмы на Средном», а во втором — «Пятерочка». Продуктовый магазин закрыл двери с 28 июля, рассказали нашему корреспонденту его сотрудники. 

Полный список зданий под снос

  • Свободы, 3 (павильон задвижек возле административного здания)
  • Сенная, 7 (вместе с трансформаторной подстанцией)
  • Сенная, 11б литера А 
  • Сенная, 13а / Новосолдатская, 1
  • Сенная, 15
  • Сенная, 15а
  • Тургенева, 8а
  • Тургенева, 12
  • Радужная, 1а
  • Новосолдатская, 1а
  • Новосолдатская, 7
  • Новосолдатская, 9а
  • Новосолдатская, 11
  • Новосолдатская, 16
  • Новосолдатская, 17
  • Большая Печерская, 54/3
  • Большая Печерская, 58
  • Большая Печерская, 60
  • Большая Печерская, 60а
  • Большая Печерская, 66
  • Большая Печерская, 68 литеры А, Б
  • Большая Печерская, 68в
  • Большая Печерская, 72
  • Большая Печерская, 75 литера А 
  • Большая Печерская, 77 литеры А, А1, А2
  • Большая Печерская, 77а
  • Большая Печерская, 77б
  • Большая Печерская, 79
  • Большая Печерская, 79а
  • Большая Печерская, 81 литера Б
  • Большая Печерская, 82
  • Большая Печерская, 82а (гаражный массив кооператива «Автолюбитель»)
  • Большая Печерская, 83
  • Большая Печерская, 84
  • Большая Печерская, 84а
  • Большая Печерская, 85а
  • Сеченова, 2а
  • Сеченова, 7
  • Сеченова, 9
  • Сеченова, 11

 

 

Открытие и новая застройка

Открыть новые станции «Площадь Свободы» и «Сенная» планируется к концу 2025 года. По расчетам, в первые десять лет работы метро на Сенной смогут воспользоваться около 18,4 тысячи человек в сутки, на Свободе — примерно 18,3 тысячи. В следующее десятилетие ежедневная пропускная способность вырастет до 24 и 23,8 тысячи пассажиров соответственно. Предполагается, что после 20 лет работы «Сенная» будет принимать до 29,2 тысячи человек в день, «Площадь Свободы» — 18,8 тысячи за такой же период.

Со строительством новых станций метро мы однозначно ждем увеличения пассажиропотока. Надеемся, что метрополитен будет окупаться процентов на 50–70 больше против сегодняшнего, — уточнил директор МП «Нижегородское метро» Олег Яушев.

Появление станции на площади Сенной не только улучшит транспортную обстановку в городе, но и станет импульсом к дальнейшему развитию перспективной территории. По словам заместителя губернатора Нижегородской области Сергея Морозова, здесь могут построить более 500 тысяч квадратных метров недвижимости, из которых 286,5 тысячи будут отведены под коммерческие объекты и еще 230 тысяч — под жилье.

Источник: ООО НПО «Архстрой» / depgrad.government-nnov.ru

В частности, в границах улиц Ковровской, Родниковой, Максима Горького и Казанской набережной должны построить многоквартирные дома, административно-производственные здания, торговые объекты и предприятия малого бизнеса. Развивать участок площадью 4 га предполагается по механизму комплексного освоения территорий. Заказчиком работ выступает ООО «Идель», концепция развития участка согласована Архитектурным советом в конце минувшего года. 

Еще один амбициозный проект — размещение на площади Сенной правительственного квартала. В случае его реализации, госорганы переедут сюда из Нижегородского кремля и займут около 150 тысяч квадратных метров офисных площадей. Релокация оценивается в 25,2 млрд рублей, часть из которых может быть привлечена из федерального бюджета. Какая судьба ждет строящийся более десяти лет Дом правительства, пока неизвестно, но планы по освобождению Нижегородского кремля от административных функций и его развитие в качестве музейно-исторического пространства обсуждаются уже не первый год.

Отметим, что к новой станции метро на Сенной также могут протянуть линию трамвая. Возможность реализации данного варианта станет понятна после проектировки транспортно-пересадочного узла, уточнили в ГУММиД.

Фото: Наталия Пылина

«Варя» и «Сормовская»

Предполагаемая трассировка

Продление метро к центру Сормова обусловлено сложной транспортной ситуацией, сложившейся в районе. Сейчас из-за многочисленных пробок сормовичи фактически отрезаны от центральной части города. По прогнозам Минтранса, развитие Сормовско-Мещерской линии нижегородского метро от «Буревестника» обеспечит транспортным обслуживанием не менее 160 тысяч человек. Ожидаемый пассажиропоток составит около 7,3 млн человек в год.

Пока точное расположение станций и маршрут новых тоннелей не называются: их определят после проведения проектных изысканий и технико-экономического обоснования. Известно, что станций будет две — «Варя» и «Сормовская». В конечной точке ветки появится транспортно-пересадочный узел с новыми трамвайными путями. Они протянутся на 17 километров — до 7-го микрорайона. Работы обойдутся в 4 млрд рублей.

В ожидании деталей будущего строительства возможную схему расположения новых станций в Сормове представил один из нижегородцев Григорий Быков. Спуски к обеим станциям он предложил разместить вдоль улицы Коминтерна. «Варя» могла бы расположиться возле одноименных остановки общественного транспорта и железнодорожной платформы. На чертежах представлены шесть входов в метро: три в районе домов № 1б, 5б, 6/1 и 10 и еще три — на противоположной стороне дороги, неподалеку от ж\д путей.

Источник: Григорий Быков / vk.com

Для расширения улицы Коминтерна и создания выделенной полосы предлагается перенести трамвайные пути на два метра и снести заправочные островки. Также Григорий Быков считает нужным объединить и перенести ближе к метро несколько остановок общественного транспорта.

Станция метро «Сормовская» могла бы расположиться в районе домов № 115–127 и 166–174 по улице Коминтерна. Четыре спуска предлагается разместить рядом с универмагом «Сормовские зори» и бывшим клубом сормовского завода, два — недалеко от улицы Пугачева. Еще один вход предусмотрен близ Юбилейного бульвара. У домов № 127 и 174 на Коминтерна Григорий Быков считает нужным установить дополнительные остановки общественного транспорта.

Источник: Григорий Быков / vk.com

В инициативе нижегородца есть интересные моменты, особенно в части организации движения, которые специалисты ГУММиДа учтут при проектировании метро в Сормове, — ответили на это представители муниципального учреждения.

Сроки строительства

Подрядчика, который займется развитием Сормовско-Мещерской ветки, выберут до конца 2022 года. Контракт с победителем торгов планируется заключить под ключ, как и в случае с Автозаводской веткой. Это значит, что исполнителю предстоит и подготовить проект, и возвести новые станци. Предполагается, что работы могут поручить той же компании, которая будет строить метро в нагорной части, — АО «Моспроект-3».

К проектированию будущий подрядчик приступит уже в текущем году. На эти цели в муниципальном бюджете предусмотрено более 865 млн рублей. Еще порядка 19 миллиардов потребуется на сами строительные работы: деньги поступят в городскую казну в течение пяти лет. Сдать станции «Варя» и «Сормовская» в эксплуатацию планируется в декабре 2026 года.

Фото: Наталия Пылина

Где еще могут построить метро?

Ольгино

О возможном появлении новой станции метро в районе транспортной развязки в Ольгине этим летом заявила пресс-служба девелопера «Столицы Нижний». Возле пересечения богородского и арзамасского направлений компания планирует возвести более 430 тысяч «квадратов» жилья, детский сад на 860 детей и школу на 1500 учеников: концепцию застройки территории Архитектурный совет при Минграде одобрил в июне.

Вместе с тем в августе 2021 года губернатор Глеб Никитин исключил строительство метро в направлении Щербинок. По его словам, транспортную проблему в Советском и Приокском районах планируется решать за счет строительства дублера проспекта Гагарина и развития трамвайной сети. 

Верхние Печеры

В будущем метро в Нижнем Новгороде могут протянуть и в Верхние Печеры. Соответствующее предложение рассмотрят специалисты института «Стройпроект», пообещали в региональном Минтрансе в июле. Отметим, что в феврале представители регионального кабмина опровергли возможность продления метро в Печеры. Как заявили тогда в областном правительстве, строительство подземки в эту часть города в ближайшее время не планируется, как и развитие трамвайной сети.

Мещера

Проект продления Сормовско-Мещерской линии нижегородского метро до станции «Волга» имеет положительное заключение с ноября 2014 года. Он предполагает строительство перегона и самой станции на улице Пролетарской в микрорайоне Мещерское озеро с притяжением к транспортной схеме Кировского направления (мост через Волгу) и с возможностью продления до микрорайона Бурнаковский. Когда открылась станция «Стрелка», именно мещерское направление развития метро считалось приоритетным, но впоследствии фокус внимания переключился на площадь Сенную и центр Сормова.

Автозавод

После открытия новых станций на площади Сенной и в центре Сормова областное правительство рассмотрит вопрос продления метро в Автозаводском районе. Подземку могут продолжить от «Парка культуры» до «Юго-Западной». Проектная документация по новой станции на Автозаводе отсутствует, однако выполнен проект закрепления технических зон. 

Фото: Наталия Пылина

Планы по развитию метро в автозаводском направлении находят документальное подтверждение в Программе комплексного развития транспортной инфраструктуры на 2019–2030 годы. Документом официально утверждены перспективы строительства шести станций: помимо «Площади Свободы», «Сенной», «Вари» и «Сормовской», речь идет о «Мончегорской» и «Юго-Западной». Но в любом случае надо понимать, что реализация таких масштабных проектов напрямую зависит от федерального финансирования.

Строительство новых станций метро станет частью комплексной транспортной реформы Нижегородской агломерации. В список планируемых мероприятий также входят возведение и реконструкция около 120 км трамвайных путей, обновление подвижного состава автобусов, трамваев и троллейбусов, создание новых ТПУ и строительство новой канатной дороги в заречную часть Нижнего Новгорода.

Также развитие подземки станет основой для новой маршрутной сети, связывающей все виды транспорта, включая пригородные электрички и канатку. Общая стоимость транспортной реформы составляет 123,5 млрд рублей в цифрах 2021 года. Порядка 66,6 млрд планируется получить за счет облигаций или бюджетных кредитов. Если задуманное удастся воплотить в жизнь, Нижний Новгород выйдет на новый, намного более комфортный, уровень транспортного обслуживания.

База отдыха на Горьковском море